2018-06-20T02:09:14+03:00

Худрук Платоновфеста Михаил Бычков: "Мы готовили форум в атмосфере сильнейшего давления со стороны департамента культуры Воронежской области!"

Восьмой фестиваль закончился скандалом, каким будет девятый форум, неизвестно
Поделиться:
Комментарии: comments8
Михаил Бычков.Михаил Бычков.Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ
Изменить размер текста:

17 июня в театре оперы и балета спектаклем британского хореографа Уэйна МакГрегора завершился восьмой Платоновский фестиваль. Церемония закрытия вопреки традициям была необычной. Фактически ее и не было. Вместо худрука Михаила Бычкова на сцену вышла глава областного департамента культуры Эмилия Сухачева. И сказала неожиданные слова:

- Восьмой Платоновский фестиваль искусств становится частью истории. Нам необходимо проанализировать и понять его итоги. Одной из миссий фестиваля является показ лучших образцов российского и международного искусства. К сожалению, не все мероприятия фестиваля вызвали однозначный отклик профессионального сообщества. Нам нужно двигаться вперед, правительство Воронежской области и лично глава региона Александр Гусев всецело поддерживают его дальнейшее совершенствование. Нам нужно определить векторы дальнейшего развития форума. Да здравствует девятый Платоновский фестиваль искусств.

Зрители сидели в шоке. Вместо того, чтобы наслаждаться современным балетом выдающегося хореографа с мировым именем, первые пять минут все перешептывались, значит ли это то, что следующего Платоновфеста не будет? Слухи об этом, кстати, циркулируют в культурных кругах уже пару месяцев как.

"ЛУЧШИЙ ФЕСТИВАЛЬ ЗА ВСЮ ИСТОРИЮ"

На самом деле, за пару часов до церемонии закрытия худрук форума искусств Михаил Бычков на круглом столе СМИ, посвященном итогам восьмого фестиваля, пожаловался на давление со стороны чиновников. Михаил Владимирович резко высказался, что вместо того, чтобы поднимать престиж Воронежа, власть придержащие в области культуры пытались грубо вмешиваться в программу восьмого форума, которой он гордится.

Заполучить на фестиваль спектакль мэтров с мировым именем Анатолия Васильева и Аллы Демидовой - уже достижение. Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

Заполучить на фестиваль спектакль мэтров с мировым именем Анатолия Васильева и Аллы Демидовой - уже достижение.Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

- По-моему, это лучший фестиваль за всю историю. Предметом особой гордости в этом году для меня является театральная программа форума: феноменальная премьера «100% Воронеж», такие имена в афише как Крымов, Бутусов, Васильев, Прельжокаж, Финци Паска, МакГрегор. Нестыдно и музыкальную программу предложить послушать искушенному гурману. Известный российский критик Марина Давыдова написала: «Какие к черту Авиньоны, зачем куда-то ездить, если сегодня в России (имея в виду Воронеж) можно увидеть то, на что стоит обратить внимание в мировом театральном процессе". Сегодня мы завершаем ярчайший праздник мировой культуры. Мне отрадно, что за некоторое время Воронеж в первых числах июня становится культурной столицей России. Так было не всегда, и нет гарантий, что так будет продолжаться, - огорошил Бычков.

УЧРЕДИТЕЛЬ ПЫТАЛСЯ ГРУБО ВМЕШИВАТЬСЯ В ПРОГРАММУ ФОРУМА

Худрук поблагодарил работников дирекции, волонтеров, проделавших огромную работу, чтобы фестиваль состоялся. И высказался тепло в отношении Александра Гусева, позволившего форуму свершиться. Но не слова благодарности прозвучали из его уст в адрес чиновников от культуры. Начал он с того, что в Воронеже не занимаются техническим состоянием культурных площадок и то, что технари Платоновфеста смогли без косяков провести 90% событий форума - только благодаря арендованному оборудованию, и это просто чудо. В эту же копилку присоединился вопрос качества фестивального оркестра, на который обратил внимание всемирно известный тенор Дмитрий Корчак.

- Да, надо наводить порядок в пыльных оркестровых ямах, создавать музыкантам нормальные условия для работы. Но сегодня культурой региона занимаются люди, не заинтересованные в реальном развитии культуры и искусства в области. Департамент культуры не проводит правильную, заинтересованную, достойную культурную политику. Это очень специфическое учреждение в последнее время. Среди тех, кого я хотел бы поблагодарить за помощь в проведении фестиваля, нет этого ведомства. Потому что мы готовили фестиваль в атмосфере сильнейшего давления и при попытках всевозможного вмешательства в его подготовку, в том числе в его программирование, - отметил Михаил Владимирович. - Это, казалось бы, ушедшее в прошлое и запрещенное сегодня законом желание чиновников вмешиваться в содержание, в творческие вопросы, оказывается, живо. И это выглядит очень смешно, нелепо и недостойно ни такого региона, как Воронежская область, ни такого фестиваля, как Платоновский. Вообще работать в атмосфере недоброжелательности, недоверия, а иногда и просто высокомерия руководства департамента по отношению к людям культуры, руководителям учреждений, это очень неприятно. И я не понимаю, для чего это нужно терпеть. Меня-то еще пока воздерживаются ставить в то положение, в которое поставлены большинство руководителей учреждений культуры. То, как в эти дни руководство ведомства общалось с директором фестиваля Любовью Пристинской, которая круглосуточно занимается форумом, у меня вызывает глубочайшее возмущение.

Бычков заметил, что ничем хорошим это не кончится.

- Сегодня деятельность департамента культуры сводится к тому, чтобы выполнить протокольные поручения и заслужить поощрение руководства. А у руководства сегодня внятной культурной политики не сформулировано. И я в этом смысле очень пессимистично смотрю на наше будущее, несмотря на все заверения на самом верху о том, что положительные тренды будут сохранены и все культурные начинания будут продолжены. У меня большие сомнения в том, что это именно так и будет. Если не будет предпринято радикальных мер, и к руководству культурными процессами не придут образованные, интеллигентные люди, уважающие труд художников и заинтересованные в том, чтобы в нашем городе процветали искусство и культура. И готовые для этого работать. А сейчас департамент культуры - это такая инстанция с двумя ликами: с одной стороны, подобострастного чиновничества, с другой, надменного начальствования над всеми нижестоящими. Это недопустимо. Это безобразие. Платоновский фестиваль таким, как он был, уже не будет. В таких условиях делать фестиваль руками дирекции больше невозможно. Учредитель грубо вмешивается и мешает дирекции делать свою работу.

На Платоновфесте произвел фурор спектакль "Фреска" балета Прельжокажа из Франции. Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

На Платоновфесте произвел фурор спектакль "Фреска" балета Прельжокажа из Франции.Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

По мнению Михаила Бычкова, единственная возможность, чтобы фестиваль не терял своего авторитета, - создание автономной некоммерческой организации по подобию «Золотой маски», которая будет получать грант на подготовку форума искусств.

- Если регион, город, заинтересованы в том, чтобы такой многогранный, интересный, по-настоящему международный фестиваль продолжал развиваться, нужно обеспечить независимость работы дирекции, которой не могут диктовать, кого приглашать, а кого нет, с кем заключать договор, а с кем нет, - уверен худрук. - Этот цирк, который продолжался все это полугодие, надо заканчивать. Фестиваль - это хрупкое чудо, которое было дано всем нам, которым мы наслаждались и гордились прошедшие восемь лет. Таким фестиваль уже никогда не будет, а каким он будет - время покажет...

НЕМЕЦКИМ РЕЖИССЕРАМ НЕ ПЛАТИЛИ 3,5 МЛН, КАК ДЕЗИНФОРМИРОВАЛИ ГЛАВУ РЕГИОНА

Худрук Платоновфеста отметил, что хотел бы видеть реальную культурную политику, которую собирается проводить будущий глава региона, подчеркнув, что Александр Гусев не догадывается, как сегодня обстоят дела в сфере культуры. Но если у главы региона найдется время, ему расскажут все, как есть...

В частности, Михаил Бычков прокомментировал величину гонораров немецких режиссеров компании Rimini Protokoll, поставивших специально для Платоновфеста документальный спектакль "100% Воронеж", так возбудивших общественность. Напомним, глава региона Александр Гусев посетовал, что постановщики получили 3,5 млн рублей, "но каждый из вас написал бы не хуже диалоги", сказал Гусев журналистам.

- Никакого гонорара в размере 3,5 миллионов режиссеры не получали. Александр Викторович сказал, что ему такую информацию дали. Эта информация не точная, - отметил Михаил Бычков. - Что входит в тот гонорар, который мы перешлем компании Rimini Protokoll. Авторские за концепцию, звуковое оформление (шумы города, фонограмма) и сценографию (графика, трибуны, верхняя точка трансляции, видеооформление), режиссуру - это же все интеллектуальная собственность, за это мы платим деньги. Также еще есть световое оформление (партитура и ее адаптация под данную площадку, установка). Люди здесь жили две недели, пока ставили спектакль, - это суточные. Все это вместе стоит 2,5 миллиона рублей. Кстати, для сравнения напомню, что гонорар Юлии Ковальчук и Алексея Чумакова, которые в середине января выступили в течение часа на губернаторском благотворительном балу для нашей элиты, составил 2,7 миллиона рублей... А цифра больше 3 миллионов рублей за спектакль "100% Воронеж" появилась потому, что мы еще выплатим гонорары участникам постановки, отчисления с этих гонораров, оплатим работу музыкальной группы. Но компания Rimini Protokoll со всеми отчислениями и видами работ получит 2,5 миллиона. Я понимаю, что нельзя быть специалистом во всех вопросах. И надеюсь на здравомыслие главы региона, на то, что он поймет, что ему дана недостоверная информация... Что касается вопросов, прозвучавших в постановке. Ну это все равно что обсуждать, что каждый может написать "Черный квадрат" Малевича и это получится дешевле...

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также