2018-06-17T22:28:33+03:00

Алла Демидова в Воронеже: Я в таком возрасте, что работать уже совершенно не хочется!

Актриса вместе с режиссером Анатолием Васильевым показала спектакль "Старик и море"
Поделиться:
Комментарии: comments2
Алла Демидова.Алла Демидова.Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ
Изменить размер текста:

Ажиотаж вызвал на восьмом Платоновфесте спектакль мэтра режиссуры Анатолия Васильева «Старик и море» с великолепной Аллой Демидовой. Билеты на оба представления были раскуплены задолго до дат показов. И вот постановка начинается, в зале предвкушение, тишина и… трели мобильников. «Сирена скорой», отрывки из классики, вибрирование в тишине как землетрясение. Интересно, люди зачем покупали билеты за приличные деньги, чтобы наслаждаться лучшим спектаклем 2017 года, по версии Ассоциация театральных критиков, или «отметиться» на мероприятии, «где будут все»? Еще интереснее, может, они глухие, не слышали предупреждений перед началом спектакля (про то, что приличные люди отключают звонки, не дожидаясь оповещений, уж просто можно промолчать)? Но все эти звонки - «цветочки» по сравнению с массовым исходом из зала. В течение первых 40 минут представление покинуло три десятка человек. Постановка начинается как читка. Едва заметное колыхание занавеса за спиной актрисы и ее размеренное чтение. Художественное, в лицах, но кто-то посчитал, что «прочитать же и дома можно».

Сам постановщик охарактеризовал свой спектакль как читка и перфоманс. И те, кто досидел до конца, насладились мастерством режиссера, его фантазией в художественном оформлении действа, музыкой композитора, написанной специально к спектаклю, и талантом актрисы, взявшей на себя двухчасовое воплощение.

Бирюзовый шелк за спиной Демидовой вдруг тихонько поплыл, зрителей словно «впустили» в пейзаж, в котором линия горизонта между голубым морем и таким же небом все отдаляется, как бы ты к ней не приближался. Все новые «слои» безбрежного моря-неба обволакивали публику, завлекая, как большая рыба старика, все дальше в постановку-океан - уже и не выплыть. Столб блестящих брызг, вызванный взмахом плавника огромного марлина, окатил первые ряды партера (зрители унесли эти блестки домой в качестве впечатлений, вместо селфи). И гигантский спиннинг вытянул из зала чудо-улов. Прозрачная рыба все «нарезала» круги вокруг Демидовой-старика, музыка Мартынова и голосовые модуляции актрисы держали оставшихся зрителей в напряжении до финала.

- Я «ходил» в океан на научно-исследовательском судне, поэтому знаю, о чем ставлю. Мне сразу показалось, что не нужно соединять само произведение с перформансом. Сценография должна быть за текстом. Разделенность речи с самим действом - такое необычное решение, - рассказал о замысле постановки Анатолий Васильев. - Как появилась музыка. С Владимиром Мартыновым мы сотрудничаем с 1995-го. У меня не было сомнений, кому предложить написать музыку к этому спектаклю. Нам понадобилось две встречи, чтобы обменяться материалом, обсудить структуру композиции. Владимир записал произведение и дал мне. Когда мы ставили сценографию, я послушал запись, что с этим делать, я не знал, но понимал, что музыка точная. И она вписалась в сцену с акулами.

- Если бы я не играла в древнегреческих трагедиях, которые требуют голосового диапазона, конечно, было бы практически невозможно держать внимание - текста очень много, вы бы заснули на пятой минуте, - отметила Алла Демидова. - Чтение позволяет мне не играть, а быть слегка отстраненной, но иногда прочувствовать себя этим Сантьяго. Если бы не было тембральной смены голоса, была бы просто текстовая каша. Мы используем в середине постановки прием аргентинского танго - когда рыба ходит кругами. Иначе это было бы просто чтение. Вообще, к такого рода постановкам надо привыкнуть зрителю. Ко многому надо привыкать. Через фестивали обрушивается на нас другая культура, другой взгляд. За границей много читают текстов. Это другой жанр, более музыкальный, чем привычные наши сюжетные постановки.

Алла Демидова призналась, что не могла отказать режиссеру, с которым у нее давние творческие отношения.

- Я уже в таком возрасте, когда работать совершенно не хочется. Я же не мазохистка. Но нечасто Васильев предлагает. Поэтому тут и из гроба встанешь!

Спектакль «Старик и море» по одноименной повести Эрнеста Хемингуэя Анатолий Васильев поставил к 100-летию со дня рождения режиссера Юрия Любимова. Он позволяет не только проживать историю хемингуэевского героя, но через нее - видеть и чувствовать испытания, через которые проходит художник в процессе своей творческой жизни». Постановку в Воронеж привезли благодаря фестивалю имени Чехова.

И режиссер отметил, что провинция в хорошем смысле отличается от столиц, воронежский фестиваль выполнил все пожелания по организации спектакля (а не предлагал «кастрировать», «приспосабливать» его под площадку), что не в каждом городе происходит.

Напомним, по окончании представления Алле Демидовой и Анатолию Васильеву вручили Платоновскую премию.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также