Премия Рунета-2020
Воронеж
+16°
Boom metrics
Общество9 февраля 2024 13:00

Первый воронежский лифт появился в шикарной гостинице «Бристоль»

Создатели здания на Большой Дворянской не скупились на материалы и идеи
Современный фасад гостиницы - огромная заслуга реставраторов

Современный фасад гостиницы - огромная заслуга реставраторов

Фото: Елена ФЕДЯШЕВА

Гостиница «Бристоль» - жемчужина воронежского проспекта Революции. Четырехэтажное здание в стиле «модерн», ныне объект культурного наследия федерального значения, появилось в нашем городе, благодаря сотрудничеству инженера Михаила Фурманова и Михаила Литвинова, владельца мастерской, где в начале прошлого века начался выпуск железобетона. Именно из этого передового по тем временам материала и построено и было здание гостиницы. Впрочем здесь многое было передовым и революционным.

- Здание гостиницы «Бристоль» на Большой Дворянской стало оригинальным образцом внедрения в Воронеже железобетона. В гостинице работали первый в городе грузопассажирский лифт и отдельный лифт для кухни, - рассказала Светлана Кондратьева, главный архитектор АУК ВО « Государственная инспекция историко-культурного наследия», доцент кафедры композиции и сохранения архитектурно-градостроительного наследия ВГТУ, член Союза реставраторов РФ. - Четырехэтажное кирпичное здание имеет большой замкнутый внутренний двор. Основу членения нарядного главного фасада образуют три слегка повышенных ризалита и непрерывные ленты балконов. Ризалиты завершены аттиками плавных очертаний. В среднем из них находится проход во внутренний двор.

Два нижних этажа имеют огромные окна на проспект Революции. На первом этаже располагались магазины, на втором (почти во весь этаж) – ресторан.

Решетки балконов полностью заменили в начале 2000-х

Решетки балконов полностью заменили в начале 2000-х

Фото: Елена ФЕДЯШЕВА

С особой силой изящество стиля модерн проявляется в усложненном и измельченном рисунке оконных переплетов, а также плавно прогнутых линиях балконных решеток. Главные входы в здание расположены в боковых ризалитах.

ИСТОРИЯ

Почему «Бристоль»? В начале ХХ века в России было очень популярно это английское слово, с одной стороны обозначающее «административный центр графства Эйвон», а с другой - что-то шикарное, блестящее.

Строительство гостиницы продолжалось год и три месяца. Открылась она в субботу 11 сентября 1910 года.

- Совладельцы отеля Просвиркин и Литвинов едва ли успели окупить свои гигантские расходы на строительство, - рассказала Виктория Вырыпаева, главный историк АУК ВО ГИИКН. – Сначала первая мировая война, потом – две революции: состоятельных и беззаботных клиентов было мало. На первом этаже здания разместился магазин Товарищества проводников – мужская, дамская и детская резиновая обувь лучших русских и зарубежных фирм, непромокаемая одежда, дорожные принадлежности.

После 1917 года здание было национализировано. Осенью 1919 года казачьи войска генерала Мамонтова вторглись в тылы Красной Армии и подошли к Воронежу. Тогда штаб Воронежского особого укрепленного района во главе с К.С. Еремеевым заседал в гостинице «Бристоль». Здесь же находился и штаб генерала Шкуро (подробнее об этом – читайте ниже).

"Черная" лестница с бетонными перилами

"Черная" лестница с бетонными перилами

Фото: Елена ФЕДЯШЕВА

САМАЯ СТАРАЯ МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА ВОРОНЕЖА

На здании гостиницы «Бристоль» и сегодня цела самая старая в Воронеже чугунная мемориальная доска. Ее установили 23 октября 1939 года в честь 20-летия освобождения Воронежа от белых банд. После церемонии трудящиеся Воронежа собрались на площади 20-летия Октября (современная площадь Ленина) на митинг, посвященный юбилею. По окончанию митинга воронежцы приняли участие в закладке памятника В.И Ленину.

Даже историки удивляются, как доска пережила войну и последующие неспокойные для исторических зданий времена.

Сохранившиеся фрагменты "родной" плитки на полу

Сохранившиеся фрагменты "родной" плитки на полу

Фото: Елена ФЕДЯШЕВА

Самой гостинице также посчастливилось выстоять в годы Великой Отечественной войны. Правда, после массированных бомбежек и ожесточенных боев от здания оставались практически одни стены. Что, впрочем, не помешало воронежцам восстановить памятник архитектуры.

Вход на чердак

Вход на чердак

Фото: Елена ФЕДЯШЕВА

ПАРЯЩАЯ ДВЕРЬ

Едва ступив на ступени главной лестницы в правом крыле гостиницы, внимательный посетитель не только оценит мастерство реставраторов, воссоздавших витую решетку перил в стиле «модерн», но и замрет в недоумении перед «парящей» высоко над головой двери на балкон. До нее не то, что ногой - не дотянуться даже рукой. Порог двери находится на высоте более двух метров. Почему? Сколько мы ни пытали архитекторов и историков, четкого ответа так и не получили. Только несколько версий.

Согласно первой, это ошибка инженера, который не рассчитал высоту лестничных маршей. В результате фасад оказался отдельно существующим от лестницы. Но это предположение не выдерживает критики в сравнении с остальными архитектурными изяществами и техническими новинками, использованными при строительстве. Кстати, другая лестница таких «ошибок» не имеет.

Внутренний двор-колодец

Внутренний двор-колодец

Фото: Елена ФЕДЯШЕВА

По другой версии, эти балконы должны совмещаться с антресолью над лестничной площадкой. Такая есть на уровне третьего этажа. Но на втором по какой-то причине отсутствует.

Третью версию – о более поздней перестройке пролетов во время реставрации – Светлана Кондратьева категорически отмела:

- Во время реставрации максимально сохранили исторический вид пролетов и площадок.

"Парящая" дверь

"Парящая" дверь

Фото: Елена ФЕДЯШЕВА

Лестницы, выходящие во двор-колодец, имеют совершенно другой вид, и сохранили больше «родных» элементов. Это и поражающие основательностью монолитные железобетонные перила с ромбовидными филенками с выкружками по углам. И фрагменты исторического плиточного покрытия на лестничных площадках. Двухцветная керамическая плитка производства фирмы «Бергенхейм и Ко» уложена здесь ковровым рисунком.

РЕСТОРАН

Огромное помещение гостиничного ресторана «Бристоль» первоначально занимало практически весь второй этаж здания. Сейчас сложно судить об историческом облике зала, в 50-е годы помещение отделали в духе «сталинского ампира». В советское время здесь находился престижный ресторан «Москва». Сейчас одна часть зала используется под столовую. Во второй части располагаются кабинеты службы судебных приставов.

Стилизованные светильники в холле третьего этажа

Стилизованные светильники в холле третьего этажа

Фото: Елена ФЕДЯШЕВА

ПЕРВЫЙ ВОРОНЕЖСКИЙ ЛИФТ

Как мы уже упомянули выше, во внутреннем дворе исторически существовал технический вход в грузовой лифт. Был еще и грузопассажирский лифт. Но ни один из них до нынешнего времени не сохранился.

Историк Владимир Размустов, создатель паблика «Заповедный Воронеж» вспоминает, что несколько лет назад во время одной из экскурсий в рамках проекта «Прогулки историка» побывал в заведении, занимающем цокольный этаж гостиницы. Один из работников провел участников экскурсии к стене и показал отверстие, через которое можно было потрогать рукой сохранившиеся в шахте трос и части механизма старого лифта. Но сегодня все подходы к шахтам заложены.

В воспоминаниях старожилов остался и огромный холодильник, который располагался на уровне первого и второго этажа со стороны двора справа за входом в арку. Его также демонтировали во время реставрации.

Здесь был двухэтажный холодильник

Здесь был двухэтажный холодильник

Фото: Елена ФЕДЯШЕВА

МАСТЕРСТВО РЕСТАВРАТОРОВ

На рубеже ХХ-ХХI веков здание гостиницы «Бристоль» оказалось в критическом состоянии. Восстановление доверили московским специалистам. Это было первая в городе научная реставрация в постсоветском периоде, вернувшая гостинице архитектурно-художественную целостность.

Реставраторы провели огромную работу по восстановлению исторического облика здания. Укрепили несущие конструкции, максимально сохранив исторический облик здания, и дали ему новую жизнь в ХХI веке.

- Помимо задач по укреплению конструкций исторического каркаса и сохранения стилистически ценного архитектурно-художественного облика здания, наиболее важной являлась задача грамотного приспособления здания для современного использования,- рассказала Светлана Кондратьева.

Работы проводились поэтапно с 1999 года. Прежде всего провели противоаварийные работы. К 90-м годам фасад гостиницы практически отошел от остальных стен. На несущих балках перекрытия обнаружили прогибы, вызвавшие трещины в штукатурном слое потолка и несущих поперечных стенах. Для сохранения фасада использовали уникальную не только для Воронежа методику. Стену «прикрепили» к внутренним несущим конструкциям металлическими стержнями, расположенными по высоте четырех этажей.

- На тот момент этот метод был уникальный для всей России в целом и тем более для провинции, - отмечает эксперт.

Мастера вернули исторический вид фасаду, где пришлось полностью заменить штукатурный слой, отреставрировать и воссоздать лепной декор. Сделали новые балконы и балконные решетки, выполнили металлическое ограждение крыши главного фасада и многое другое.

А здесь - вход в грузовой лифт

А здесь - вход в грузовой лифт

Фото: Елена ФЕДЯШЕВА

ДВЕРИ

В гостинице «Бристоль» сохранены входные деревянные двери. Но они не «родные», воссозданы по сохранившимся эскизам и фотографиям в 2004 году. Над парадными входами также восстановленные по архивным чертежам стальные кованые козырьки, а над входами в подъезды внутреннего двора - козырьки на цепях. Двери и дверные ручки выполнены на заказ и имеют реставрационную ценность.

Межкомнатные двери внутри гостиницы воссозданы из дерева по архитектурному аналогу - подлинной двери, найденной в подвале гостиницы «Бристоль».

Современная столовая в бывшем зале ресторана

Современная столовая в бывшем зале ресторана

Фото: Елена ФЕДЯШЕВА

ВОРОТА

Во внутренний двор гостиницы ведут сквозные стальные кованые ворота. Их реставраторы изготовили по архитектурным аналогам. Для этого художники исследовали металлические кованные ворота исторической застройки Санкт-Петербурга. Были предложены семь вариантов, из которых выбрали максимально соответствующий исторической архитектуре «Бристоля».

И еще один интересный факт. В ходе реконструкции в 2004 году специально для здания гостиницы разработали проект размещения рекламоносителей на главном фасаде. Он содержал схему с точным указанием места размещения, типа и габаритов рекламоносителей. По словам Светланы Кондратьевой, это был первый и единственный в Воронеже подобный проект.

Лепной декор зала ресторана в стиле "сталинского ампира"

Лепной декор зала ресторана в стиле "сталинского ампира"

Фото: Елена ФЕДЯШЕВА

ЛЕГЕНДЫ

Конечно, ни одно историческое здание не живет без легенд. Есть они и в «Бристоли». Более того, гостиница даже попала в роман. Эту историю мы подробно рассказывали в одной из наших предыдущих публикаций из краеведческой серии.

В годы гражданской войны Воронеж оказался в гуще событий. Здесь несколько раз был министр обороны Лев Троцкий, здесь же располагался и штаб 8 армии южного фронта, которым командовал Тухачевский.

Город неоднократно переходил от белых к красным и обратно. В 1919 году, во время власти белогвардейцев в здании гостиницы «Бристоль» расположился штаб молодого белого генерала Андрея Шкуро. События тех лихих дней сохранились в воспоминаниях Семена Буденного и вошли в роман Алексея Толстого «Хождение по мукам».

Общий вид гостиницы

Общий вид гостиницы

Фото: Елена ФЕДЯШЕВА

Летом 1919 года Буденный окружил город и написал письмо Шкуро с требованием немедленно сдать город. Доставить послание вызвался Олеко Дундич. Надев форму казачьего офицера, утром в тумане он в сопровождении нескольких всадников подъехал к разъезду у Чернавского моста, обругал караульного, и тот его пропустил. Дундич доехал до гостиницы, вошел и вручил пакет. А затем таким же образом беспрепятственно вернулся.

- А вы знаете, что Олеко Дундич – тоже почти легенда, - интригует Виктория Вырыпаева. – Нет такого имени «Олеко», его не звали так. По документам он был Тома, но это имя для русского уха непривычно. Поэтому, вступив в ряды Красной Армии хорват по национальности Дундич взял имя Иван. «Олеко» стало собирательным именем и придуманным уже после смерти героя-буденновца.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

В Воронежском театре оперы и балета нет призрака, но есть душа

«Комсомолка» побывала в здании на площади Ленина перед его грядущей реконструкцией (Подробнее)

Воронежские банкиры попадали на работу, не выходя на улицу: что скрывается за стенами Госбанка

«Комсомолка» побывала внутри закрытого для посторонних здания (Подробнее)