Общество

Как воронежские супермаркеты обманывают покупателей накануне Нового года

«Комсомолка» собрала коллекцию уловок нечестных торговцев

Просроченные салаты промывают в воде

Праздник – подходящий способ сбыть просроченные продукты. О том, как это делается, нам рассказала Александра, которой приходилось работать как в крупных, так и мелких торговых точках:

- Я не раз видела, как мои коллеги (конечно же, по указанию руководства), так сказать, «реанимировали» салаты. Процедура проста: просроченный продукт промывают в воде, добавляют уксус, недостающие ингредиенты и снова перемешивают все с майонезом. Отличить такое блюдо от свежего на глаз и даже на вкус мало кто сумеет. Зато подхватить кишечную инфекцию можно запросто!

С мясом, рассказывает Саша, поступают еще интереснее. Если оно пропало, снимают с прилавка и перемалывают на фарш, котлеты и другие мясные блюда, которые с удовольствием покупают наивные покупатели…

Совет. Если вы и покупаете готовые салаты, сосредоточьтесь не на винегретах и «Оливье», а на слоеных - типа «Селедки под шубой». С ними трюк с промыванием не пройдет. Мясо желательно покупать на рынке, а не в супермаркете. А фарши - готовить исключительно дома.

Поближе положат - подальше возьми

- Я убедился на практике, - продолжает тему Владимир, продавец уже из другой торговой сети, - что этот способ всучить потребителю просроченный продукт действует давно и везде: товары, срок годности которых вот-вот истечет, всегда ставят на самое видное место. А свежие задвигают подальше. Расчет понятен – человек в спешке схватит товар с края полки. Еще одна уловка: поверх настоящей даты срока годности зачастую наклеивают стикер с другой датой. Так поступают, например, с тортами. Хочу обратить внимание: перед новогодними праздниками в магазинах продают множество украшений. Поэтому если вы видите товары, обвешанные красивыми гирляндами, присмотритесь к ним внимательнее. Дефекты, отсутствие срока годности на упаковке - плохой сигнал.

Совет. Не обманитесь: настоящая дата срока годности на торте или, например, упаковке с фаршем или сосискам, должна стоять на этикетке (таре, ярлыке, листе-вкладыше) предприятия-изготовителя, а не магазина. «По закону продавец обязан предоставлять потребителю достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивая тем самым возможность их правильного выбора», - комментирует Роспотребнадзор. Увидели поверх этикетки посторонний стикер – оставляйте продукт на полке.

«Больше всего в заблуждение покупателей вводят неправильные ценники»

- Этот способ одурачивания покупателя давно известен и практически неуязвим. Например, под бутылками с пивом объемом 0,5 л вешают ценник от пива по 0,33 л, - рассказывает менеджер крупной торговой сети Ирина. - Большинство людей не вчитываются в ценники внимательно и не замечают подвоха. Идут к кассе, и, к примеру, вместо 25 рублей, которые рассчитывали заплатить, расстаются с 35. Предупрежу еще об одной хитрости, касающейся овощей, грибов и т. д. Иногда, чтобы побольше заработать, в ящики с молодым картофелем торговцы добавляют прошлогодний. Или, например, дорогие белые грибы размешивают с шампиньонами.

Совет. Всегда сверяйте чек со списком покупок, не отходя от кассы. Если что - требуйте либо возврата денег, выдачи оплаченного продукта и т. д. Изучайте ценники на полках – внимательный покупатель обязательно найдет тот, на котором указано точное наименование товара, артикул и цена.

Как нас обвешивают

- Многие покупатели думают, что «обвесить» их могут только на рынке, - продолжает Ирина. Но это заблуждение. Если не полениться пройти к контрольным весам, то наверняка окажется, что масса копченой колбасы, указанной на этикетке магазина, не совпадает в реальной. Причем связано это может быть даже не с желанием вас обмануть, а в с тем, что колбаса имеет свойство высыхать и терять в весе. За 2-3 дня кусок может стать легче граммов на 30. Или, например, привезли в магазин 100 кг бананов, полежали они недельку и усохли на пару-тройку кило. Угадайте, кто оплатит разницу?... Порченый сыр обрезают, а на ценниках сохраняют его первоначальную массу. Перед Новым годом случаи обмана покупателя – «добрая традиция». Нечестные продавцы крадут конфеты прямо из новогодних подарков. Легко наколоться на замороженной продукции. Иногда ее специально поливают водой, чтоб стала тяжелее. Итог – вы, покупая рыбу, переплачиваете за 200-300 граммов. Осторожнее с вакуумными упаковками! Во-первых, они приукрашают вид порченого товара, а, во-вторых, добавляет ему граммов 20-30 веса. Взять ту же копченую колбасу. Когда истекает срок годности, ее тщательно моют, после чего смазывают растительным маслом. Если это уже не спасает, засовывают в упаковку и – на прилавок! Также в «вакуум» прячут залежалое мясо, рыбу и многие другие продукты.

Совет. Не стесняйтесь походить к контрольным весам. Обнаружили несоответствие массы товара с указанной на упаковке – просите взвесить заново. Вымытая колбаса неестественно блестит и имеет «странный» запах – принюхайтесь.

«Лишняя» покупка

А вот способ надувательства, который, признаются работники супермаркетов, применяют чуть ли не к каждому третьему покупателю.

- Пользуясь аншлагом у кассы и тем, что устав к концу дня народ теряет бдительность, кассир пробивает лишнюю покупку, - рассказывает Ольга, продавец супермаркета. – Разумеется в расчете на то, что вы не проверите чек. Причем, в некоторых супермаркетах вы платите, например, за курицу, которой и в помине нет в вашей корзине. А в других – за лишнюю единицу товара (взяли одну бутылку пива, а в чеке их вдруг оказалось две), и отследить такую «ошибку» уже несколько сложнее. Порой ушлые продавцы «подрабатывают» с помощью тех покупателей, которые отказались от чека. Например, человек берет бутылку вина и, оставив чек милой девушке, уходит. Деньги за эту покупку девушка может присваивает себе. Зато следующий покупатель, у которого тележка заполнена до краев, рискует расплатиться не только за свои продукты, но и за ту самую бутылку вина, повторно «пробитую» кассиром…

Как получается, что вашем чеке вместо капусты «белокочанной» оказывается «пекинская»?

- Отвечу, - говорит Ольга. - Любой опытный продавец хорошо ориентируется в товарных кодах, поэтому запросто вобьет в ваш чек цифры более дорого продукта.

Совет. Проверяйте чек, не отходя от кассы! Если вы обнаружили в нем что-то лишнее, требуйте вернуть ваши деньги. Если коды продуктов вам набивают вручную, - будьте особенно внимательны. Видите несоответствие в чеке - требуйте возврата денег или выдачи оплаченного продукта.

«Вопиющий способ обмана»

- Самый коварный способ обмануть покупателя, с которым мне пришлось столкнуться - это инсценировка воровства, - рассказал нам Геннадий, менеджер одного из супермаркетов. - Кассир не «замечает» один из товаров в корзинке покупателя и не пробивает его. Но как только человек приближается к выходу, его останавливают охранники и как вора ведут в подсобку. А там предлагают договориться по-хорошему – оплатить двойную или даже тройную стоимость «украденного» товара.

Совет. Знайте, что требование частных охранников предъявить содержимое ваших личных вещей является незаконным и выходит за рамки их компетенции. Не волнуйтесь, можете спокойно пройти в подсобку. Не платите двойную цену за товар, который вы не крали. Попросите проверить записи с камер видеонаблюдения.. В крайнем случае сами вызывайте полицию.

ЗВОНОК В РОСПОТРЕБНАДЗОР

«В 2011 году к нам поступило 400 жалоб на супермаркеты»

- За 11 месяцев этого года мы получили 453 жалобы от недовольных покупателей, из них 400 - на нарушения в крупных супермаркетах, - рассказали «КП» в Управлении Роспотребнадзора по Воронежской области. – Наши сотрудники провели 211 проверок. 80 процентов обращений оказались абсолютно обоснованными, факты обмана или нарушения прав потребителей подтвердились. Чаще всего воронежцы жалуются на качество мяса, овощей, консервов, колбас, сливочного масла, сахара, крупы и макаронных изделий. По закону, плановые проверки в супермаркетах мы можем проводить раз в три года, внеплановые – только по обращениям граждан. Поэтому если вас обманули в магазине, пишите заявление в Управление Роспотребнадзора, указав фамилию, имя, отчество, адрес проживания, контактный телефон и данные магазина (адрес, точное наименование юридического лица). Обращайтесь по адресу: Воронеж, ул. Космонавтов, 21а. Тел. (473) 263-77-27.

«КП-Воронеж» Вконтакте, Facebook, Twitter и Одноклассники