Премия Рунета-2020
Воронеж
+20°
Boom metrics
Общество26 августа 2010 17:20

Можно ли вылечить воронежскую медицину

Как врачи и чиновники отреагировали на интернет-откровения израильтянки, лежавшей в нашей больнице [видео]
Источник:kp.ru

Во вторник мы опубликовали выдержки из блога гражданки Израиля (dorinem.livejournal.com), которая оказалась проездом в Воронеже и заболела (читайте «Гражданка Израиля о российских больницах: «Это чистилища, из которых бегут люди»). Молодая женщина провела в стационаре три дня, а потрясений ей хватит на год вперед. От всего - от поцарапанных стеклышек для анализов, от сирости палат, от кормежки, от обращения врачей... То есть то, что для нас кажется «нормальным, бывает и хуже» (иностранка попала в БСМП), она расценила как форменное издевательство... Со здоровьем у женщины все обошлось, и, вернувшись в Израиль, она выплеснула свои эмоции в «Живом журнале». У блоггерши советские корни - женщина родом из Харькова - поэтому живописала она все по-русски, не скрывая эмоций.

На медицинскую среду Воронежа этот дневник подействовал как убойный разряд электрошока. Тряхнуло всех - от санитарок до чиновников. И пациентов, кстати, тоже. У всех словно глаза открылись, все вслух заговорили, что сначала бы наше здравоохранение подлечить, а то народ от него и загнуться может. Мы встретились с руководителем департамента здравоохранения Воронежа Сергеем Бредихиным и врачами БСМП, которые занимались израильтянкой. Чтобы узнать их мнение: все дело в изнеженности иностранки или, действительно, городской медицине пора в реанимацию?..

«Я был в шоке, но главные проблемы она подметила точно»

- Сергей Викторович, ваше первое впечатление от прочитанного - не как чиновника, а как обычного воронежца.

- Шок. Потом стал анализировать и согласился: многие проблемы израильтянка подметила точно, хотя заметки не лишены субъективизма. Кстати, стаканы и постельное белье в городских стационарах есть... Но главное, что обозначенные ею недостатки - это беда не одной конкретной больницы, а всей системы в целом. Долгое время здравоохранение финансировалось по остаточному принципу. То есть сначала деньги распределялись на хозяйственные отрасли, а то, что оказывалось «лишним», доставалось медицине. Финансирование стало увеличиваться только в последние два года.

- То есть вы согласны, что у нас все настолько запущено?

- Ну я бы не стал так категорично говорить. Недостатки есть, и мы постепенно стараемся от них избавляться. Сразу это сделать невозможно - нужны огромные суммы. Мы прикинули: чтобы осуществить планы на ближайшие два года, требуется порядка четырех миллиардов рублей! Это неподъемная сумма для бюджетов всех уровней.

- Основные болевые точки нашей медицины - это...

- Например, низкий уровень материально-технического оснащения. Конечно, хотелось бы и постельное белье новенькое, и халатики, шторки на окнах... Но у нас есть главное - чем лечить людей. Основные медикаменты, оборудование - это есть. В 2010 году мы получили на обновление 142 миллиона рублей - впервые такую большую сумму (в 2007-м, допустим, было всего 40 миллионов). Хотя, конечно, даже этих денег недостаточно... Еще одна проблема - дефицит кадров. Люди не идут в профессию медика из-за скромных зарплат, у них нет стимула. Средняя зарплата врача в Воронеже - около девяти тысяч рублей. Но что касается врачебной этики - с этим у нас строго. Специалисты постоянно проходят курсы повышения квалификации, где им читают соответствующие лекции. Если пациент недоволен обращением доктора, он может пожаловаться как главному врачу лечебного учреждения, так и нам, в департамент здравоохранения. Кроме того, мы регулярно мониторим городские форумы - какие медицинские проблемы и недостатки обсуждают там. Если что, реагируем. Но хочу заметить: с каждым годом число жалоб уменьшается, а благодарностей - растет...

В таких условиях лечат воронежских пациентов (слева), а в таких - израильтян. Найти 10 и даже 20 отличий можно без труда.

В таких условиях лечат воронежских пациентов (слева), а в таких - израильтян. Найти 10 и даже 20 отличий можно без труда.

- А вы лично приходите в больницы без предупреждения?

- Да, конечно.

- И что видите?

- Всякое бывает. Но с чем-то вопиющим пока не сталкивался. Если встречаю какие-то нарушения, принимаю меры, естественно...

- Обнадеживает. И все-таки, какая терапия проводится воронежскому здравоохранению?

- Мы начали с того, что модернизировали поликлиники - ведь именно туда в первую очередь обращаются пациенты. Теперь дошла очередь до стационаров. Только на больницы скорой медицинской помощи - «Электронику», восьмую и БСМП, которая на проспекте Патриотов, - в этом году выделено 37 миллионов рублей. Ремонтируем отделения, в планах - привести к европейскому уровню приемные покои. В БСМП к концу года планируем расширить с 30 до 60 коек первичный сосудистый центр, где пациенты могут сразу, еще до госпитализации, пройти доскональное обследование. Там же должны появиться еще несколько специализированных центров, например урологический. В «Электронике» есть нефрологический центр, где сто человек постоянно проходят жизненно необходимую процедуру - гемодиализ. Она очень дорогая, но делается абсолютно бесплатно. Во все лечебные учреждения мы установили источники бесперебойного электропитания. Ведь раньше, если внезапно отключался свет, это оборачивалось для больницы настоящей катастрофой! К Дню города откроются девять новых лечебных учреждений - это, пожалуй, впервые в истории воронежской медицины. Суперсовременная 11-я поликлиника на Машиностроителей, врачебные амбулатории в Тепличном, на Минской... Планов очень много, но мы физически не можем решить все проблемы сразу.

- Большой вопрос, насколько эта супермедицина будет доступна простым смертным.

- Абсолютно доступна. Право на бесплатные медицинские услуги никто не отменял. Полис, паспорт - и пожалуйста, поправляйте здоровье...

- В заметках израильской блоггерши есть одна занимательная часть - о тренингах по взяткам...

- Но нет доказательств, что это факты!

- Ну, чтобы узнать о таких вещах, не надо ехать в Израиль. Их обсуждают и на тех же воронежских форумах.

- Скажу так: если я узнаю, что кто-то из докторов занимается подобными вещами, он работать не будет. Пожаловаться можно напрямую к нам в департамент по телефону «горячей линии» (4732) 35-52-95. Добавлю еще, что по всему описанному израильтянкой мы проведем служебное расследование. В спецкомиссию, помимо нас, чиновников, войдут независимые врачи и представители страховых компаний.

Это одна и та же ультрафиолетовая камера в больнице (она обеспечивает стерильность). Только такой (фото вверху) ее показали нашим журналистам - с простынками веселых расцветок, а такой камеру увидела израильтянка (фото внизу).

Это одна и та же ультрафиолетовая камера в больнице (она обеспечивает стерильность). Только такой (фото вверху) ее показали нашим журналистам - с простынками веселых расцветок, а такой камеру увидела израильтянка (фото внизу).

«Мы хорошо к ней отнеслись. То, что она написала, очень обидно...»

В БСМП откровения израильтянки не читал, быть может, лишь дворник (и то вряд ли). А врачи в блоге странной пациентки проштудировали посты не только о себе, но и другие - привычка к медицинской доскональности... «Сначала было недоумение, потом - обида. Простая человеческая обида», - признаются они.

- Ну кто еще будет поднимать справочники, искать механизм действия лекарства (врач не обязан его знать!), выписывать и приносить лично больному. А наш доктор по просьбе иностранки искал и выписывал, - вспоминает Вера Гончарова, зам. главного врача БСМП по акушерству и гинекологии.

В больнице утверждают: в оценках блоггерши много личного, проблемы надуманы или обострены до предела. «Она получила всю необходимую ей на тот момент медицинскую помощь», - уверяют врачи. И дежурный узист, говорят, в больнице каждый выходной - просто в случае израильтянки требовался несколько другой, специфический способ исследования, но он не экстренный.

Кстати, о выходных.

- Неправильное мнение, будто в эти дни не бывает специалистов. Дежурят все - от лаборантов до анестезиологов. Причем не по одному, а целыми бригадами, - поясняет главный врач БСМП Геннадий Зимарин. - Ведь мы - больница скорой медицинской помощи. К нам постоянно привозят «тяжелых» пациентов. А если срочно потребуется операция?

К чаю в больнице дают батон с маслом.

К чаю в больнице дают батон с маслом.

Медики разложили по полочкам аргументы блоггерши и на каждый привели по аргументу контра. Каталок нет? Вот, смотрите, стоят свободные в приемном отделении. И пациентов никто не осматривает в коридоре голышом: видите, специальные смотровые, отдельно для мужчин и женщин. Есть ширмы, и двери закрываются... Микроскоп древний? Ну извините, мы их каждый год закупаем - новые... Стаканов нет в столовой? Да вот же - откройте буфетный шкаф! И белье постельное в кладовой, и халатики больничные... Конечно, не с бирками из магазина, но есть. Кормежка израильтянке не понравилась? Спросите пациентов - никто не брезгует, пусть скажут... Но стульчаков на унитазах, действительно, нет. «Это по санитарным нормам и не положено», - поясняют врачи. А вот на туалетную бумагу, увы, реально не хватает денег... Характерная особенность нашей медицины: она в таком ступоре, что не знает, на какую припарку для себя, бедняги, потратить каждую копейку. И тратит миллионы - на оборудование, а вот бумаги на всех не напасешься...

- Приходится выбирать между тем, что жизненно необходимо, и мелочами, которые могут подождать, - разводит руками Геннадий Зимарин. - За последние два года мы закупили очень много новых дорогостоящих аппаратов: рентгеновский, искусственной вентиляции легких, наркозное оборудование... И обновление идет постоянно. Своими силами делаем ремонт в отделениях, закупаем кровати без тех самых неудобных сеток. А вот кондиционеры в палатах пока позволить себе не можем. И не только в палатах - врачи в ординаторских тоже страдают от жары...

- Да, а взятки берем картинами, - смеется Вера Гончарова. - Посмотрите, все стены увешаны. Это наши пациенты сами пишут... Ведь мы делаем такие сложные, уникальные операции. 98 процентов из них - под контролем эндоскопа, без разрезов. После которых женщины сохраняют способность стать мамами...

...Я понимаю ваш скепсис. «А что еще покажут и расскажут журналистам?!» - каждый второй читатель рассмеется мне в лицо. Ведь он уверен, что стаканы собирали по всем отделениям, а «миллионное оборудование» не мешало бы «опробовать» в прокуратуре. Он ставит под сомнение каждое обещание чиновника о недалеком здоровом будущем на абсолютно халявной основе. И такие взаимоотношения медицины и общества - это катастрофа.

Обиду врачей разделит только тот, кого они по-настоящему героически спасали. Но чтобы понять, где заканчиваются эмоции и увидеть исподнее нашей медицины, надо, впрочем, не так уж много - всего лишь заболеть. Не дай бог...

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Марина, автор интернет-дневника: «Буду рада, если теперь в воронежской медицине что-то изменится!»

Когда блог «странной иностранки» вскипятил не только Воронеж, но и всю страну, мы связались с девушкой по электронной почте. Израильтянка признается, что не ожидала такой взрывной реакции на свое выступление.

- Мне просто хотелось выговориться, - вспоминает Марина. - Когда я вернулась в Израиль, постоянно думала о том, что произошло в больнице. Меня это не отпускало. И тогда я прибегла к «ЖЖ-терапии». Сначала думала закрыть все посты на замок, но многие друзья попросили этого не делать... А потом набежали всякие всевозможные обвинители меня во вранье и очернении российской действительности. Я специально не стирала комментарии - пусть выскажутся все. В итоге мой пост послужил лакмусовой бумажкой, разделившей людей на две группы.

- Вас поразило то, что для среднего воронежца и россиянина вообще норма, обыденность. А как в Израиле?

- Здесь система здравоохранения отлажена четко и удобно для пациента. Каждый гражданин обязательно застрахован в одной из больничных касс. В каждой кассе есть список врачей всех специальностей. Ты выбираешь доктора, который тебе удобен (близко к дому, подруга посоветовала и т.д.), звонишь ему и заранее назначаешь встречу. Ждать приходится по-разному. К терапевту, например, можно попасть через день-два. Но если что-то срочное или незапланированное - допустим, проснулся утром с температурой или болями - тебя примут и без записи, в порядке живой очереди. К узким специалистам обычно попадают по направлению лечащего врача. Но не всегда - это решается индивидуально. Первый визит стоит абсолютно символичную сумму, последующие - бесплатно. Если в тот же квартал захочешь поменять доктора, придется заплатить дороже. А подождешь - и через квартал уже поменяешь бесплатно. При срочных проблемах, как правило, едешь сразу в больницу - вызов «Скорой» очень дорогой. Но в то же время, если окажется, что случай был действительно экстренный (к примеру, сломал ногу и не мог идти), то не платишь ничего - все возмещает больничная касса. Кстати, беременные женщины в больницах обслуживаются абсолютно бесплатно. Если резюмировать, то у нас все проблемы решаются на уровне больничных касс. Кроме того, каждый израильтянин платит довольно внушительный налог на здравоохранение - он зависит от размера заработной платы (от трех до пяти процентов).

- А обстановка в стационарах?

- На выходных в приемном покое любой больницы можно сделать абсолютно ВСЕ. В палатах по три-четыре человека, кровати разделены шторками, их можно регулировать - поднимать и опускать спинку, чтобы сидеть или полулежать. Белье, посуда - все новое. Белье меняют каждый день, если надо - чаще. Кормят сбалансировано и разнообразно, но многим все равно не нравится - израильтяне в этом плане очень избалованы. Поэтому на первых этажах больниц есть торговые центры или кафе. Чай, кофе в отделениях постоянно. Более того, медсестры тебе сделают и принесут, если самому не хочется идти. Насчет обращения врачей хочу отметить особо. Хамов хватает - куда же без них. Но главное, на мой взгляд, отличие от российских реалий, что хамить не считается нормальным. Здесь можно пожаловаться начальству нагрубившего доктора и быть уверенным, что жалоба возымеет действие.

- Кстати, о воронежских врачах. Вы на них произвели хорошее впечатление...

- Мне ужасно и искренне жаль моих врачей - их явно затаскали сейчас с выяснениями, хотя они меньше всего виноваты в сложившейся ситуации. Но тем не менее я буду очень рада, если после моих интернет-заметок что-то изменится в лучшую сторону...