Премия Рунета-2020
Воронеж
+21°
Boom metrics
Звезды21 июня 2024 0:35

Воронежцам сыграл оркестр из 50 громкоговорителей

Необычные представления прошли на Платоновском фестивале
.

.

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ. Перейти в Фотобанк КП

Два оригинальных концерта устроил воронежцам Платоновфест. В рамках форума искусств на площадке «1900» прошла мировая премьера: оркестр громкоговорителей (акусмониум) - сыграл необычную музыку - произведение «Айнана», семнадцать вариаций на имя для камерного хора, ударных и магнитофона» Александра Кнайфеля. Композитор, которому сейчас 80 лет, написал ее для фильма «След росомахи» в 1978 году. Тогда она опередила свое время. Сейчас музыкант Олег Нестеров (лидер группы «Мегаполис») «воскресил» ее из киноархивов в своем нетривиальном проекте «Три степени свободы. Музыка > Кино > СССР».

Два года Платоновфест вел переговоры, чтобы привезти эту программу в Воронеж. Концерты с акусмониумом крайне редки и в нашей стране, и в мире. Такой оркестр придумал французский музыкант Пьер Шефер в 60-х, чтобы сделать электронную музыку более объемной. Обычный оркестр играет музыку живьем. В акусмониуме всегда используется запись, но дирижер-диджей через пульт подает мелодию на разные звуковые дорожки, регулируя интенсивность и в режиме реального времени перемещая звук по залу, делая его объемным. Грубо говоря, это некое «живое» исполнение фонограммы. При помощи акусмониума электронная музыка приобретает особость и неповторимость.

Автор проекта Олег Нестеров (слева) и дирижер акусмониума Илья Symphocat

Автор проекта Олег Нестеров (слева) и дирижер акусмониума Илья Symphocat

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ. Перейти в Фотобанк КП

Каждый акусмониум монтируется под конкретное пространство. Оркестр для воронежской площадки собирали два дня. По периметру зала разместили около 50 громкоговорителей и вибродинамиков, которые распространяли звук через воду (виброфон утоплен в колбу).

- Концерт акусмониума, как и живого оркестра, никогда не бывает одинаковым. Это не статичная история. Каждый раз немного по-другому звучит. Это зависит от настроения, погоды, времени суток, - говорит дирижер Илья Symphocat. - Громкоговорители рассредоточены по всему залу по кругу, есть несколько источников среди зрителей, в результате чего звук живет, имеет несколько уровней, нижний план, верхний план… Это произведение 1978 года актуально сегодня. Как хорошее вино, оно раскрывается со временем. Закрывая глаза, вы попадаете в мистерию, странный сон, почувствуете графический рисунок музыки.

Музыка Кнайфеля действительно очень необычна. Композитора запрещали, не давали выступать. И отдушину для творчества он нашел в кино - создавая саундтреки для фильмов.

- «Айнана» Кнайфеля создана для акусмониума. Это была уникальная для того времени музыка: так в мире никто не работал - все строится исключительно на голосах и на ударных. Когда композитор принес ее, весь «Ленфильм» сошел с ума. А потом и весь мир, потому что музыка на кассетах проникла на Запад, - говорит автор проекта Олег Нестеров. - Когда Кнайфель представлял премьеру своей «8 главы» (сложнейшие пространственные партитуры - четыре хора и виолончель Ростроповича) в нью-йоркском кафедральном соборе, его разыскал продюсер и музыкант Дэвид Бирн и умолял отдать «Айнану» на его рекорд-лейбл.

Ранее Олег Нестеров сделал в Санкт-Петербурге концерты акусмониума на киномузыку Альфреда Шните и Олега Каравайчука. Программу с саундтреком Кнайфеля, которая впервые прозвучала в Воронеже, в городе на Неве услышат только весной.

Олег Нестеров

Олег Нестеров

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ. Перейти в Фотобанк КП