Премия Рунета-2020
Воронеж
+23°
Boom metrics
Общество17 июня 2022 13:00

Буллинг, плохое питание и непрофессионализм: топ-5 проблем воронежских школ

О недостатках среднего образования нам рассказали сами ученики
На протяжении 11 лет дети получают не только знания, но и опыт выживания.

На протяжении 11 лет дети получают не только знания, но и опыт выживания.

Фото: Ольга ТОЛУБАЕВА

«Школьные годы чудесные». С одной стороны, да. Но есть и другая. На протяжении 11 лет дети получают не только знания, но и опыт выживания в школе. А также замечают недостатки образовательной системы и как никто другой понимают, насколько крепок гранит науки и что скрывается за ширмой. Ученики Воронежской области рассказали «Комсомольской правде» об изъянах, которые есть в современной школе. Мы попросили их назвать пять главных проблем, с которыми они столкнулись за время учебы.

Лиза, выпускница Грибановской СОШ № 3:

1) Неорганизованность учителей в старших классах. Я понимаю, что перед ЕГЭ нас хотят меньше загружать. Но порой они перебарщивают, и это доводит до нежелания сидеть на уроках. Возникает вопрос: «Зачем ходить в школу, если там нормально не учат, а знания мы получаем от репетиторов?».

2) Школа не заботится о здоровье детей. Портится ментальное и физическое состояние. Например, некоторые учителя позволяют себе сказать много лишнего - это приводит к стрессу ребенка. Говоря про физическое здоровье, сразу вспоминаю, как сидела за последней партой весь школьный день (семь часов) и пыталась разглядеть, что пишут мелко на доске. Итог - посаженное зрение и проблемы со спиной.

3) Устаревшие методы преподавания. Из года в год как будто ничего не меняется. Что было у меня на уроках, так же было и у родителей. А общество прогрессирует, можно было бы придумать, как интереснее передать свои знания ученикам.

4) Отрицание индивидуализма. Учителя метут всех под одну гребенку. Школа навязывает определенное мировосприятие, угодное всем. Если ты как-то захочешь выделиться, поддержки почти не встретить.

5) Столовая. Детям из первых - пятых классов в столовой давали три блюда, а из шестых - 11-х - одну порцию. Мелочь, но обидно.

Сергей, ученик гимназии им. академика Н. Г. Басова:

1) Непрофессионализм. Часто берут людей, которые закончили «пед», но у которых нет желания работать с разными учениками. Они не горят профессией, не заинтересовывают - только строго следуют программе. Получается, они не верят в силу своего предмета. Мне, например, нравится литература, но в школе ее не люблю. Слишком много клише.

2) Неуважение. Нам дают базовые знания, но на практике в школе почти отсутствует понятие морали. Постоянно кто-то кого-то обижает, ругается. Тех же учителей многие не уважают. И никто за этим не следит.

3) Разное отношение к ученикам. Например, у подруги был случай, математичка на уроке говорила, что не поставит девочкам оценку выше, чем «четыре», потому что они не могут знать на «отлично». Видимо, только мальчики могут.

4) Есть любимчики. Распространенное явление, когда есть «тот самый», с кем вас постоянно сравнивают.

5) Невнимание. На многих талантливых не обращают внимания. Мало спрашивают, мало выслушивают иную точку зрения.

Кроме того, в качестве характеристики современной школы ребята назвали непрофессионализм.

Кроме того, в качестве характеристики современной школы ребята назвали непрофессионализм.

Фото: Анна АГЕЕВА

Вадим, учился в Грибановской СОШ № 1:

1) Ребенок учителя. В средних и старших классах это меня уже не сильно беспокоило, но в «началке» было чувство, что к тебе относились как к особенному, «мазаному», ученику, которому все дозволено, хотя это было вообще не так.

2) Требования к общим предметам были выше, чем к профильным. Много времени тратилось на неважное.

3) Дистант. В школе у меня была стойкая ассоциация - «дом равно выходной». Учиться онлайн гораздо хуже.

4) Раздражало, когда меня «пихали» во всякие олимпиады - куда ни попадя. И, кстати, редко подготавливали заранее. Сам я не хотел, но школе нужен был рейтинг.

5) «Дай списать домашку». Одноклассники постоянно спрашивали. Причем не хотели понять, как решить, и не просили объяснить. Нуждались тупо в решенном задании. Раз-два можно было стерпеть, но потом это начинало задевать, складывалось ощущение, что тебя используют.

Юля, закончила 11-й класс (школу просила не указывать):

1) Питание в столовке. Невкусно кормили, поэтому многие предпочитали фастфуд какой-нибудь.

2) Разбитость по компаниям в классе. Я обычно была аутсайдером класса до десятого - тем человеком, с которым никто не хотел сидеть.

3) Безынициативность класса.

4) «Заточенность» на ЕГЭ. Программы неинтересные, все сводится к решению тестов.

5) Система оценивания. Работа либо хорошая, либо плохая. Во взрослой жизни все не так однозначно. А эти «два» и «пять» выработали во мне страх ошибаться.

Среди недостатков ребята назвали «заточенность» на ЕГЭ.

Среди недостатков ребята назвали «заточенность» на ЕГЭ.

Фото: Ольга ТОЛУБАЕВА

Арина, выпускница воронежской СОШ № 8:

1. Учеников недооценивают. Например, учительница математики судила меня по оценкам. Говорила, что ничего не добьюсь. Или на биологии случалось, когда я задавала вопросы, следовал ответ: «Нужно лучше учить, тогда вопросов бы не было».

2. Социализация. В средней школе одноклассники обесценивали мои интересы. Я в пятом - восьмом классах увлекалась аниме, картами таро. Ребята надо мной подшучивали, смеялись. Общественное мнение повлияло так, что я даже отказалась от части своих увлечений. Это угнетало. Я сняла значки, перестала шутить и просто замкнулась в себе.

3. Повара и уборщицы. В начальных классах была повар, которая постоянно хамила. Не хотелось есть после общения с ней. Также часто сталкивалась с грубым отношением к ученикам. Почему бы им просто достойно не выполнять работу вместо ссоры?

4. Система оценивания. Дело в том, как к показателям относятся учителя и родители. Я испытывала такой негатив из-за плохих оценок, что любовь к школе превратилась в равнодушие. А еще оценки создают вражду между учениками. Если получаешь ниже, чем у всех, ты подвергаешься буллингу.

Михаил (имя изменено), выпускник воронежской СОШ № 29:

1. Здание. Внутри и снаружи все раздолбанное. Недавно только поставили пластиковые окна, двери в кабинках туалета не закрываются. Нет даже воды. В кабинетах пол ободранный. Плохо писать на досках. На спортивной площадке куски асфальта и камни разбросаны, а мы по ним бегаем.

2. Подготовка к экзаменам. Наш учитель физики, она же завуч, сказала, что к экзамену мы готовиться не будем, так как школа не обязана дополнительно этим заниматься. Тогда почему я в 11-м классе должен тратить время на «пустых» уроках? На пробнике по русскому нам выделили класс, засекли время, но даже не следили, как мы пишем. Кто списывает, кто нет - всем все равно. Баллы странно объяснили. Сказали, что мы порог прошли, но я знаю свой результат только за тестовую часть. Вторую, видимо, никто не захотел проверять. Бланки старых образцов. Пропечатаны очень плохо. Неужели сложно постараться и сделать новые?

3. Организация. Мы подарили нашей школе туи: каждый класс от девятого до 11-го - по кустику. Нужно было до последнего звонка обязательно их сдать, чтобы школа успела посадить. Мы же подарили, а с нас будто потребовали.

4. Дисциплина. Говорят, учителям тяжело 30 детей собрать и удержать их внимание. Но если преподаватель не может организовать старшие классы, то как он справляется со средними? Этому разве не должны обучать в педагогических вузах?

5. ФГОСы (федеральные образовательные государственные стандарты). Нам объяснили, что «по фгосовской программе мы не должны вам ничего объяснять». То есть нам дают материал, мы сами должны его найти и выучить дома. Не учат, а просто наставляют. Это классно, но не тогда, когда это не работает.

Многие ученики пожаловались на состояние зданий школ или оборудования.

Многие ученики пожаловались на состояние зданий школ или оборудования.

Фото: Артем Балахонов

Надежда, ученица Богучарского лицея:

1. Мало учеников. Всего около 200 человек. Детям, может быть, все равно, но у преподавателей есть какие-то научные планы и идеи, а учеников, которые бы разобрали проекты, нет. На спортивных соревнованиях собрать команду из 15 мальчиков очень тяжело - кто-то не может, кто-то не хочет.

2. Совмещенное здание. Наш корпус находится на базе другой школы. Например, если ей надо сделать сокращенные уроки, то и мы вынуждены учиться так же. Это не очень хорошо. И не хватает кабинетов.

3. Нет спортзала, библиотеки и актового зала. Актовый зал есть у совмещенной школы, но нам часто не дают проводить там мероприятия. Общешкольные события проходят в коридоре.

4. Медпункт. Медсестры часто нет на месте.

5. Нет оборудования. Мой профильный предмет - химия. Если нужно выполнить какую-нибудь лабораторную, часто не хватает оборудования или оно старое.

Игнат (имя изменено), воронежская МБОУ СОШ № 18:

1. Буллинг. Я был жертвой какое-то время, потом стал давать отпор. Все через это проходят, но в школе такого быть не должно.

2. Учителя. Не все идут, чтобы учить нормально. Учитель - призвание. Мне не нравится разделение детей на умных и глупых, предвзятость преподавателей. Считаю, что у учителей зарплата должна быть выше. У людей нет мотивации работать.

3. Стандарты. Детей штампуют, навязывают шаблоны. Они творчески не развиваются, а учителя настаивают, что получение оценки важнее личной жизни.

4. Финансирование. Не хватает классов, нет проекторов, плохие доски. Проблема финансирования в школах стоит остро. Хочется, чтобы что-то изменилось, чтобы государство занималось этим.

5. Столовая. Мы все шутим про еду из столовки, наверное, не просто так.

Некоторые выпускники считают, что учителя навязывают им шаблоны.

Некоторые выпускники считают, что учителя навязывают им шаблоны.

Фото: Ольга ТОЛУБАЕВА

Подводя итог, выводим топ-5 проблем учеников Воронежа и области:

1) Буллинг со стороны как преподавателей, так и учеников.

2) Плохая еда в столовой (несвежая, пресная).

3) Здание и оборудование в плачевном состоянии, или техники нет вовсе.

4) Непрофессионализм преподавателей.

5) Неорганизованность администрации.

МНЕНИЕ ПЕДАГОГА

«Все зависит от личности учителя»

По словам директора Грибановской СОШ № 3 Светланы Ширинкиной, улучшить положение современной школы могут сами учителя.

- В первую очередь все зависит от личности. Недостаток техники, некачественное оборудование могут быть компенсированы мастерством преподавателя, ведь хороший учитель и двоечника способен так увлечь своим предметом, что он по нему сделается отличником. Кроме того, уверена, что педагог обязан постоянно развиваться сам и вместе с детьми учиться новому. Заинтересованность ученика и учителя должны идти параллельно. Сейчас для педагогов постоянно проводят курсы, предлагают много идей - надо только захотеть.

Про оценки в школе много споров ведется. Есть так называемая нетрадиционная, «накопительная» система со множеством разновидностей. Например, если ученик отвечает на «четыре», но в течение урока работал, заполнил пробелы, в итоге он получает «пять». Это хорошая мотивация для школьника и способ улучшить успеваемость.

Зарплата наша не увеличивалась с 2012 года, а еще прибавилось бумажной волокиты, отчетов. Это тяжело, работники не могут ничего с этим поделать. Но я знаю примеры учителей, которые горят своей деятельностью. Кто захочет, тот поведет за собой.

Должно быть доверие между учителем и детьми. Хороший педагог к ученикам относится как к «своим» детям, а своим он всегда поможет. Тогда и среди учеников будет гораздо меньше буллинга и обид.