Премия Рунета-2020
Воронеж
+16°
Boom metrics
Происшествия17 июля 2018 12:48

Ищем контрафакт: особенности «элитного» алкоголя воронежских бутлегеров

Изучаем самые безрассудные и нелепые подделки
Непорядочные граждане подделывают все: пищевые продукты, сигареты, презервативы, духи...

Непорядочные граждане подделывают все: пищевые продукты, сигареты, презервативы, духи...

Фото: Станислав ШЕВЧЕНКО

Настоящую выставку контрафакта подготовил для нас Роман Горшков, заместитель начальника отдела № 2 Управления экономической безопасности и противодействия коррупции регионального ГУ МВД. Это образцы некоторых товаров, конфискованных за последние годы. Непорядочные граждане подделывают все: пищевые продукты, сигареты, презервативы, духи...

.

.

Фото: Станислав ШЕВЧЕНКО

Давайте выделим из всего этого многообразия список самых подделываемых напитков. Чаще всего бутлегеры имеют дело с водкой. Полицейские находят больше «беленькой», чем других напитков вместе взятых. На второй строчке хит-парада – коньяк. Увы, такие «Старейшина» и «Баязег» разливаются не в южных странах, а где-нибудь близ Юго-западного рынка; не на заводе, а в арендованном ангаре. То же, впрочем, касается и виски. Производители контрафакта питают особую любовь к Jack Daniels, но не гнушаются и другими брендами.

В последнее время в число лидеров внезапно вырывается шампанское. Это хит летнего сезона - контрафакт берут на свадьбы ящиками, прекрасно зная, что в бутылке с этикеткой Bosca прячется совсем не Bosca.

.

.

Фото: Станислав ШЕВЧЕНКО

В традиционном рецепте поддельного виски, не имеющем ничего общего с шотландскими традициями, обязательно присутствует дешевый пищевой краситель. Первые несколько месяцев оттенок трудно отличить от оригинала. Но потом напиток как будто превращается в светлое пиво. Краситель оседает хлопьями, оставляя «ободок» на горлышке. Кстати, оригинальная бутылочка такого Blue Label стоит порядка 15 тысяч рублей.

.

.

Фото: Станислав ШЕВЧЕНКО

Не брезгуют красителями и производители поддельного коньяка. Такой «Баязег» задерживали не просто ящиками - грузовиками.

.

.

Фото: Станислав ШЕВЧЕНКО

О происхождении напитка может рассказать не только его цвет, вкус и запах. Порой достаточно взглянуть на бутылку. У истинного Jack Daniels она менее округлая. К тому же этикетка на этой бутылке напечатана некачественно; наклеена хоть и ровно, но с выпуклостями - пузырьками воздуха.

.

.

Фото: Станислав ШЕВЧЕНКО

Пока ваш дедушка коллекционировал почтовые марки, борцы с контрафактом собирали акцизные. Вот беглый осмотр типичных примеров.

.

.

Фото: Станислав ШЕВЧЕНКО

Здесь стоит обратить внимание на толстую блестящую полоску внизу. Она не переливается – такое чувство, что на бумагу наклеили обычную фольгу. Кроме того, полоска между штрих-кодами должна отличаться по фактуре. Тут она просто напечатана.

.

.

Фото: Станислав ШЕВЧЕНКО

Перед нами абсент, который почему-то продавался в винной бутылке. Уже этот факт должен был остановить вас от покупки (если вы, конечно, не собирались провести сравнительный тест фармацевтических препаратов от отравления). Но раз уж мы изучаем марки, обратите внимание на эту криво наклеенную бумажку. Проблема даже не в отсутствии защитных полосок. Дизайн решительно не соответствует государственному образцу. Пометка «Не является акцизной маркой» должна, в теории, спасти горе-производителя от нового уголовного дела. Ну а надпись «ГОСТ» призвана обнадежить покупателя: бери, мол, не сомневайся.

.

.

Фото: Станислав ШЕВЧЕНКО

Если потереть штрих-код на этой бутылке пальцем, он размажется еще сильнее. Само собой, оригинальные акцизные марки прикосновений не боятся. Обращайте внимание на обозначенный объем бутылки. Совпадает ли он с реальным? Порой производители контрафакта лепят те «акцизы», что есть, и на прилавки попадает полулитровая бутылка с отметкой «2 л».

.

.

Фото: Станислав ШЕВЧЕНКО

Отклеивающаяся марка – конечно, не прямое свидетельство подделки. Но она дает повод присмотреться к товару внимательней. Если в первом примере полоса в нижней части марки светилась слишком ярко, то тут она не переливается вообще. «Зачем нужен этот внешний блеск? – решил производитель. - Ведь главное – содержание». К сожалению, содержание тоже оставляет желать лучшего.

.

.

Фото: Станислав ШЕВЧЕНКО

Что не так с этой маркой? Можно долго всматриваться в ее завораживающие переливы, но так и не найти подвоха. Это пример искусной подделки. Обнаружить проблемы можно только с помощью специального оборудования.

.

.

Фото: Станислав ШЕВЧЕНКО

Добавим пару слов еще об одном виде бутылок - тех, на которых акцизных марок нет вообще. Зачастую они замаскированы под алкоголь для магазинов беспошлинной торговли. Кстати, в дьюти-фри тоже попадается контрафакт – но это, скорее, исключение.

В магазинах крупных торговых сетей контрафактный алкоголь практически не встречается (в отличие от маленьких павильонов, ларьков и «ГАЗелей» у обочины трассы). Роман Горшков отмечает: в абсолютном большинстве случаев покупатели знают, что приобретают подделку. Поэтому наша инструкция, скорее, для тех, кому сомнительную бутылку принесли в подарок. Вполне возможно, в этом напитке нет страшного смертельного яда; другой вопрос – соответствует ли смесь спирта, воды и красителя вашим ожиданиям, например, от виски.