2018-06-04T13:27:24+03:00

Светлана Капанина в Воронеже: «Молодежь стремится в авиацию, но летать не на чем»

Прославленная женщина-пилот рассказала, как ей удалось дотянуться до небес, и что сегодня мешает развиваться ее любимому спорт
автор фото: Марина Перевертайло.автор фото: Марина Перевертайло.
Изменить размер текста:

На аэродроме Усмань-Шаршки завершился российский этап мирового Гран-При по планерному спорту. На завершающем соревнование авиашоу выступила легендарная и самая известная пилотесса России Светлана Капанина. Семикратная абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу (самолетный спорт), заслуженный мастер спорта России, заслуженный тренер России, летчик-инструктор I класса, двукратная абсолютная чемпионка Всемирных Воздушных Игр, многократная абсолютная чемпионка Европы и России, обладательница 39 золотых медалей чемпионатов мира, «Лучший пилот столетия» – ее регалии можно перечислять еще долго. Целых 10 минут гости праздника, как завороженные, наблюдали фигуры высшего пилотажа в ее исполнении, восхищаясь и аплодируя.

Отпустить прославленную пилотессу без интервью было бы преступлением против читателей, и потому сразу после приземления мы побежали приставать к ней с вопросами.

фото: Алексей Филатов. Эпизоды авиашоу на аэродроме Усмань-Шаршки. Фото: Марина КАЛИНИНА

фото: Алексей Филатов. Эпизоды авиашоу на аэродроме Усмань-Шаршки.Фото: Марина КАЛИНИНА

«Делать все фигуры на 10 баллов невозможно»

- Светлана Владимировна, вы летаете почти 30 лет, у вас за плечами тысячи полетов. А осталось ли волнение, переживание перед выступлением? Или вам как настоящему профессионалу неведомы такие эмоции?

- Слукавит тот, кто скажет, что у него не бывает никаких волнений, будь то соревнования или показательные выступления. Это нормальное явление для всех спортсменов, да и просто для людей, ответственно подходящих к своим обязанностям.

- А остались ли фигуры, которые вам еще не покорились? Какие упражнения сейчас отрабатываете?

- Делать все фигуры на 10 баллов - невозможно, поэтому всегда есть к чему стремиться, будь то новые элементы или отработка постоянно повторяющихся в программе фигур – всегда есть возможность сделать их лучше.

- Кто научил вас этому профессиональному перфекционизму?

- Мой тренер, штурман Курганского АСК – Леонид Аркадьевич Солодовников. К сожалению, он погиб, но техника пилотажа, почерк, стиль - все от него…

Конечно, очень благодарна и своему первому инструктору Николаю Голубцову, и тренеру Александру Руковишникову, который в свое время настоял на том, чтобы я осталась и продолжила летать. Благодарна начальнику АКС, который взял меня, фармацевта по специальности, электриком-механиком связи. Вообще, в моей памяти остались самые добрые и светлые воспоминания о том периоде жизни и о тех людях, с которыми начинала свою летную деятельность в Курганском авиаспортклубе.

- А сейчас вы сами тренируетесь? Или выступаете в роли инструктора?

- Я действующий спортсмен. Правда, на сегодняшний момент у нас практически нет тренировок в составе сборной команды России по высшему пилотажу, так как нет государственного финансирования и самолетов. Спортсмены ищут возможность самостоятельно тренироваться, а это значит - необходимо иметь спонсоров и самолеты, чтобы достойно защищать честь Родины на международных соревнованиях.

И, конечно же, по возможности передаю свое мастерство молодежи. Сейчас тренирую двух спортсменов Андрея и Ирину – это будущие чемпионы, надежда нашего спорта...

- А как думаете, почему молодежь неохотно идет в спортивную авиацию?

- Молодежь идет, и еще как охотно! Но летать не на чем и платить нечем! Нет господдержки, госпрограммы. Пилотаж – это очень элитный и довольно дорогой вид спорта. Кроме того, нельзя забывать, что у нас в стране нет тех зарплат, которые могут позволить всем желающим обрести крылья.

фото: Алексей Филатов.

фото: Алексей Филатов.

В Китае собирались поставить памятник при жизни

- Вы много выступаете за границей?

- Сейчас, конечно, меньше, поскольку практически не летаем из-за отсутствия техники.

Но заграница, слава Богу, меня еще ждет. Иностранцы приглашают на авиашоу и предоставляют для участия самолеты.

- А нет ощущения, что там вы больше востребованы, вас там больше любят?

- Конечно, есть. Хотя, признаться, крайние два года и в России стал появляться интерес к малой авиации, людям нравятся авиашоу, и нас все чаще привлекают для организации и участия в авиационной программе городских мероприятий.

- Говорят, в Китае вам собирались поставить прижизненный памятник? Знаете, чем закончился этот проект?

- Хотели, но в той провинции поменялся губернатор, и эта тема ушла в сторону… А поначалу китайцы сфотографировали меня со всех сторон, сняли размеры – серьезно так подошли к делу (смеется), даже подписали договор о моем согласии. Вообще, в Китае очень тепло относятся к российским пилотам, помнят о наших теплых взаимоотношениях и общей истории.

- Были ли какие-то еще экстравагантные подарки или предложения от поклонников вашего таланта?

- Экстравагантных, пожалуй, нет. Если не брать во внимание слова представителей нашей власти, которые утверждают, что самолет Капаниной они подарили, и не один. А на сегодняшний момент получается, что нет ни одного. Куда улетают мои подарки – не знаю (смеется)…

А вообще много подарков от детей, сделанных своими руками: поделки, рисунки. В Японии одна семья с тремя девочками в течение четырех лет шила мне в подарок куколок, одетых в мои летные комбинезоны.

фото: Алексей Филатов.

фото: Алексей Филатов.

«Наши самолеты всегда были лучшими»

- Вы летали сегодня на немецком самолете. А остались ли российские пилотажные самолеты, достойные ваших выступлений?

- На самом деле наши самолеты всегда были лучшими, и это сказано не для красного словца. Мне действительно хотелось бы летать на отечественных пилотажных Сухих. Ведь, несмотря на то, что уже много лет производство наших самолетов закрыто, они все равно лучшие в мире. И если сейчас возобновить выпуск самолетов Су-26 или Су-31, то при минимальной модернизации они опять будут лидерами в мире, и им не будет равных еще лет 30.

- Какие самолеты лучше поддаются управлению?

- Управлять легче «немцами» – они легкие, их можно вращать двумя пальчиками. Наши же требуют от женщин серьезной мужской силы, и свернуть их можно только двумя руками, но зато они надежные, выдерживают большие перегрузки. Они красивее и роднее.

- Какие максимальные перегрузки вы испытывали?

- На приборе самолета у нас от плюс 10 до минус 10g.

- Давайте поговорим о популяризации пилотажа. Предлагают ли вам участвовать в каких-нибудь шоу-программах, сериалах, проектах, ориентированных на молодое поколение?

- Совсем недавно мы как раз обсуждали фильм с моим прототипом. Но когда зашел разговор о неком контроле с моей стороны и участии хотя бы на стадии написания сценария, киношники заявили, что фильм будет не автобиографичным, а художественным. И мы не сошлись во мнениях - мало ли что придет в голову режиссеру, и в какие сцены он меня поставит… Конечно, в фильме это буду не я, но всем будет понятно, кто является прототипом, и, соответственно, будут считать, что это моя жизнь…

- А самой хотелось бы на время стать героиней телепрограммы или шоу?

- Наверное, нет. Вернее, никогда не думала на эту тему. Хотя если будет дана команда – что ж, буду актрисой. Помните, как в советской риторике, партия сказала: «Надо» - комсомол ответил: «Есть»!

- Что у нас сейчас с женской сборной по пилотажу? Она есть, или ее уже нет?

- Российской женской команды сейчас фактически нет. Во времена СССР набиралось по три женских и мужских сборных по пять человек в каждой. И еще вопрос, кто из них был сильнее.

На сегодня в авиационных видах спорта, конечно, очень много проблем, и связаны они, в первую очередь, с отсутствием финансирования. Из-за дефицита средств, повторюсь, у нас, нет самолетов, нет инфраструктуры, и в команду не приходит молодежь, способная достойно представлять страну на соревнованиях и наступать на пятки нынешним чемпионам, «последним из могикан» - действующим спортсменам класса Unlimited. Кстати, средний возраст нашей сборной – около 50 лет. Я не говорю о пилотах, выступающих в Advance - это начинающая категория, там есть хорошие молодые ребята, которые имеют возможность купить свой самолет и тренироваться. Но единицы из них хотят идти дальше в Unlimited.

- Как вам понравилось в Усмани? Вернее, понравилось ли?

- На аэродроме мне все очень понравилось. Сапсановцы (члены авиационно-спортивного клуба «Сапсан», - ред.) молодцы, стремительно развиваются. Им всего несколько лет, а на их базе уже столько техники, проводятся престижные соревнования! Я в приятном удивлении и восторге. И даже не представляю, что здесь будет через несколько лет, если они продолжат двигаться в таком же темпе.

Нашей стране очень не хватает авиаклубов, любых центров развития авиационных видов спорта, где можно было бы тренировать молодежь, воспитывать новых чемпионов.

КСТАТИ

Напоминаем, 19 мая на аэродроме «Усмань-Шаршки» стартовал российский этап 9-й серии мирового Гран-При по планерному спорту. Обладателями золотой и серебряной медали стали спортсмены воронежской сборной по планерному спорту Евгений Злобин и Владимир Радовский. Именно они будут представлять Россию в 2019 году на финале в Испании.

В честь торжественного закрытия Гран-при на аэродроме «Усмань-Шаршки» состоялось грандиозное авиашоу. Его украсили звезды национального и мирового масштаба: пилотажная группа «Первый полет», моделисты-рекордсмены мира из команды «РусДжет» во главе с Виталием Робертусом, чемпионы мира по пилотажу на планерах Георгий Каминский и Владимир Ильинский, а также представители других видов авиационного спорта.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также