2017-04-17T15:44:21+03:00

Антон Долин в Воронеже: «Бондарчуку удалось снять первый внятный блокбастер для подростков!»

Кинокритик «Вечернего Урганта» в Воронеже рассказал, чем его разочаровал фильм "Время первых" и почему надо дать Звягинцеву «Золотую пальмовую ветвь»
Антон Долин в Воронеже.Антон Долин в Воронеже.Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ
Изменить размер текста:

14 апреля в книжном клубе "Петровский" побывал киновед популярного шоу «Вечерний Ургант» Антон Долин. Сразу видно, что ведущий рубрики «Пойдем в кино, Оксана!» – настоящий фанат «синема». Захватывающий рассказ о Джиме Джармуше, яркий слог, потрясающая эрудиция и демократичность – получились интересные посиделки, воронежцы с удовольствием почувствовали себя «Оксанами». И узнали, на какие фильмы не стоит ходить, что, наоборот, посмотреть из талантливого, и как продвинуть свои картины. «Комсомолка» выбрала самые яркие цитаты киномана.

СИЛЬНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ – «ЛУННЫЙ СВЕТ» И «ПЛОХАЯ ПАРТИЯ»

Последнее мое сильное впечатление – «Лунный свет», победивший на «Оскаре». Колоссальная картина, очень тонкая. Меня поразило что: все были, с одной стороны, зациклены на путанице с конвертами, с другой, что это о черных гомосексуалах. И фильм сам как таковой очень мало анализировали. А это фильм, сделанный в Америке в эстетике азиатского кино – близкого к Кар-Ваю, гонконгской новой волне, китайской. И это потрясающий момент плодотворного, редчайшего смешения культур. Еще меня впечатлила картина, победившая на фестивале в Берлине, «О теле и о душе» - маленький фильм про любовь, история о двух сотрудниках скотобойни, которые друг в друга влюбляются, потому что, оказывается, видят одинаковые сны – в которых они превращаются в оленей. Сняла венгерская постановщица, которая 15 лет ничего не снимала. Никто от фильма особо ничего не ждал, и вдруг в последний день фестиваля он получил приз от главного жюри, еще двух жюри и читателей берлинской газеты. Маленький скромный фильм без известных актеров про любовь двух оленей попал в сердцевину ожиданий большинства. Почему это произошло – невероятно интригующая загадка: это очень интересно, ужасно забавно, странно и прекрасно… Персональным моим удивлением был фильм «Хорошего вам дня» – китайский мультик для взрослых. О человеке, который украл у своего босса сумку с миллионом юаней, чтобы переделать своей невесте неудачно сделанную пластическую операцию. Человек делал его 4 года, сам рисовал, озвучил одного из персонажей – чтобы не зависеть от госфинансирования и цензуры. Эти три картины произвели на меня более сильное впечатление, чем симпатичный мне «Ла-ла-лэнд», который в общем ничего удивительного в себе не содержит.

На Венецианском кинофестивале огромное впечатление произвел фильм «Плохая партия» (The Bad Batch), он не шел в нашем прокате. Режиссер из Ирана, сейчас живущая в Америке, Анна Лили Амирпур – молодая, дико крутая девушка. Это второй ее фильм. Снят в кислотной манере. Она там предсказала всю трамповскую риторику и его победу. История про то, что за стену из колючей проволоки выкидывают нелегальных мигрантов, наркоманов, всяческих маргиналов. Главную героиню выкидывают, ее там ловят каннибалы, отгрызают у нее ногу и руку, она остается калекой, но ей удается победить. Там играют Джейсон Момоа из «Игры престолов», Киану Ривз, Джим Керри, у которого нет ни одной реплики, он играет страшного бомжа. Саундтрек состоит из песен группы Ace of Base. Шикарный фильм - современное крутое кино. Вся пресса написала, что это отвратительный китч, а Сэм Мендес «послушал» меня и выдал ей спецприз жюри.

БОНДАРЧУК СНЯЛ ПЕРВЫЙ ВМЕНЯЕМЫЙ ПОДРОСТКОВЫЙ БЛОКБАСТЕР

Из русского кино самое яркое и позитивное, что успело произойти, – «Притяжение» Федора Бондарчука. Впервые случившийся в России вменяемый подростковый блокбастер. Классное кино для 15-летних. А не кино, которое 50-летние делают для 60-летних, делая вид, что они все в коротких штанишках, что в результате не смотрит никто, потому что это стыдно смотреть. Как Бондарчуку удалось сделать молодежное кино, я толком не знаю. Но он пригласил молодых продюсеров, сценаристов и незасвеченных молодых актеров. И что у нас такой цветок вырос – в каком-то смысле удивительно.

Антон Долин в Воронеже. Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

Антон Долин в Воронеже.Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

«ВРЕМЯ ПЕРВЫХ» ВСЕ РАВНО ПРОВАЛИЛСЯ, ХОТЯ И СДВИНУЛИ ДАТЫ ПРОКАТА «ФОРСАЖА»

Какие у нас провальные фильмы? Их много, память их сразу вытесняет, это же травматический опыт. Последнее мое разочарование – «Время первых». Фильм мог бы быть хорошим. Но не получился. Там суконный сценарий, очень длинный, нет режиссерского стиля, не придумана мотивация героев. Смотришь 2,5 часа и не понимаешь, зачем им надо лететь и выходить в открытый космос? Это провал. И не для космонавта Леонова, а для авторов этого фильма, потому что надо было это объяснить. Технически там есть замечательные вещи, актерские работы есть достойные. У меня хорошие отношения с Женей Мироновым и прекрасные с Бекмамбетовым. Но фильм мне не понравился, и я об этом написал.

Еще чудовищный был фильм «Защитники». «28 панфиловцев» совершенно никудышный, на мой взгляд. Из ненашего кино: с трудом боролся со сном на картине «Форсаж-8». Это не значит, что фильм плохой, просто он не попадает в мою зону интересов. А сделан он, конечно, профессионально. Ради «Время первых» сдвинули его даты проката (порочная практика, боюсь ее будут продолжать). Но вот увидите, «Форсаж» сорвет огромный куш. А «Время первых» все равно провалилось. Эти меры никак на голливудское кино не подействуют, а нашим плохим фильмам все равно не помогут.

Антон Долин в Воронеже. Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

Антон Долин в Воронеже.Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

ЗВЯГИНЦЕВУ ПОРА ДАТЬ ЗОЛОТУЮ ПАЛЬМОВУЮ ВЕТВЬ

Хочу, чтобы «золотую ветку» получил, наконец, русский режиссер. Мне кажется, самое время. Мы один раз получали «Золотую пальмовую ветвь» – 59 лет назад за фильм «Летят журавли». Бесспорно великая картина. Но это не единственная великая картина, снятая с тех пор в России. Даже у Тарковского нет «золотой ветки». В этом году в Каннах ждут фильмы Звягинцева и Лозницы. Мне кажется, сегодня это режиссеры, которые существуют в высшей лиге актуального, важного и понятного всему миру кино. И которым уже пора получить приз такого уровня. «Возвращение» замечательная картина, получила свои два «Золотых льва» немного авансом. Все ждали молодого режиссера, давно не видели ничего яркого из России – и дали Звягинцеву этот приз. Замечательно, правильно дали. Но сейчас Звягинцев действительно уже заслужил «Оскар» или «золотую ветку». Это русский режиссер, которого смотрит весь мир. Я слежу за всякими иностранными киношными пабликами, и когда объявили каннскую программу, фамилия Звягинцев, которую они даже выговорить не умеют, вызвала наибольший ажиотаж. Сейчас только о нем говорят и пишут. Что мне еще особенно приятно, в Каннах покажут фильм Кантемира Балагова – ученика Сокурова из его кабардино-балкарской студии. Сделал свой первый фильм по оригинальному сценарию «Теснота» – о жизни еврейской семьи в Нальчике. И его сразу взяли на Каннский фестиваль, пусть и не в основной конкурс. Это невероятно круто. Никому неизвестный – и раз, попал сразу туда. Не может быть, чтобы этот фильм был неинтересным.

Я РЕЦЕНЗИРУЮ НЕ ЗА ДЕНЬГИ – МОГУ ПРОЙТИ ДЕТЕКТОР ЛЖИ!

Меня умиляет, когда говорят, что все критики проплачены. Кто за это станет платить? Критиков читает 2% людей, ходящих в кино, это нерентабельно. Мне взяток практически не давали никогда в жизни, это предмет моей то ли гордости, то ли стыда. Продюсеры постоянно звонят, просят написать регулярно, но не за деньги и борзых щенков. И смотрю, если мне интересно, или потому что друзья. Но это не значит, что я буду хвалить «по дружбе». Если друзья сделали плохой фильм, я часто ставлю перед ними выбор: или расскажу все как есть, или промолчу. У критика нет другого капитала, кроме его репутации. Когда ты начинаешь врать, она сразу пропадает. Поэтому для меня болезненная ситуация, когда я пишу вещи, противоречащие общественному мнению, как это было с фильмом «Сталинград». Я имел глупость его похвалить, он действительно мне кажется достойным фильмом, таким «четверочным. С тех пор я собираю всеобщую ненависть уже который год, но от своего не отступлюсь. Я не хвалю постоянно Бондарчука - я ругал «Обитаемый остров», мне кажется, это был абсолютно провальный фильм. А два следующих мне кажутся удачными. Я считаю, Бондарчук и Бекмамбетов – два настоящих, коммерческих режиссера в России. У них не каждый проект получается, Бондарчук только что спродюсировал чудовищный фильм про Дедов Морозов, это какой-то страшный ад просто. И я везде говорил, про это, хотя к Бондарчуку хорошо отношусь. Так что у критика нет никакой уловки, никакого щита, кроме как говорить, что я правда так думаю. Могу пройти детектор лжи!

«ЛЕГЕНДА №17» - НЕ ПРО ПАТРИОТИЗМ

У нас нет, как многие думают, госзаказа в кино. Потому что государство не умеет и не знает, что заказывать. В чем идеология государства, ни один человек не знает. Это ситуативно меняется: сейчас мы дружим с Америкой а потом враждуем, сейчас мы демократы, потом - имперцы. Госзаказ на патриотизм? Что такое патриотизм? Это самое ускользающее понятие. «Легенда №17» про патриотизм? Харламов интересный герой, интересен конфликт тренера и хоккеиста. Его продавали под патриотическим соусом? Но какова доля этого патриотизма в хороших кассовых сборах фильма мы не знаем. Та же команда сделала еще более успешный фильм «Экипаж». Я в нем не вижу никаких следов патриотизма, это приключенческая картина, летчики спасали людей. Оба фильма делал Николай Лебедев, он третий режиссер в России, который как-то умеет делать коммерческое кино. Но «Легенду №17» нигде в мире как пропагандистское кино не смотрели. Смотрели как хороший спортивный байопик, он таким и является. То есть ничего не надо преувеличивать. Нет у нас государственных фильмов. Это сами продюсеры и режиссеры со своим «чего изволите» преподносят то «28 панфиловцев», то «Защитник». Государству это не нужно, и публике не нужно. Эти фильмы проходят, и о них тут же забывают. Как о страшном сне.

РОССИЯ – СТРАНА АВТОРСКОГО, А НЕ КОММЕРЧЕСКОГО КИНО

Вообще, у нас нет традиций коммерческого кино. В СССР коммерческими становились фильмы, которые по сути были авторскими. Россия – страна авторского кино, начиная с Дзиги Вертова, Пудовкина и Эйнштейна. Где у нас были успешные коммерческие режиссеры? Ну Митта разве что, с его прекрасными, но уже устаревшими фильмами. Михалков что ли? Лучшие фильмы Михалкова – это чисто авторское, камерное кино на пятерых актеров и два интерьера. Комедия это отдельная история, она имеет свой национальный колорит. Комедий, которые гуляют по всему миру и все над ними смеются, практически нет. Кроме голливудских. Потому что они не американские.

Все эти разговоры, что нужно переплюнуть Голливуд, - бред и не про Россию вообще. У нас страна, которая не имеет этих умений. Авторское кино у нас прекрасное, его немного, но есть 5-7 режиссеров, которых весь мир знает - Звягинцев, Герман, Федорченко, Серебренников, Твердовский, фильм которого только что в Карловых Варах получил приз. Это все яркие имена, их фильмы смотрят в Европе и Америке. Тот же Сокуров есть. А коммерческое кино у нас слабое, оно никогда не было сильным.

ЗА ПО-НАСТОЯЩЕМУ ТАЛАНТЛИВЫЙ ФИЛЬМ ФЕСТИВАЛИ ПЕРЕГРЫЗУТСЯ

Есть жестокое правило: если ты сделал фильм, но фестивали его не берут, и никто не прокатывает, значит, он недостаточно смелый и интересный, скорее всего, ты сделал плохой фильм. Фестивалей много, всем нужны смелые, интересные картины. Если вы талантливы, вы будете нужны. Это со стороны кажется, что эти люди из Канн, из Венеции, сибариты, возлежащие с чашей нектара и ждущие, пока Альмодовар и Триер приползут к ним со своими новыми фильмами. На самом деле это шакалы, которые шакалят по всему миру в поисках новых талантов. Как только они найдут что-то талантливое, они зубами вцепляются. Знаете, что было вокруг «Возвращения» Звягинцева? Как только фестиваль в Локарно объявил, что он там участвует, в эту же секунду Венецианский, которому еще было рано объявлять программу, сказал: нет, мы его берем. Отобрали фильм никому неизвестного русского режиссера-рекламщика-телевизионщика. Без единого известного актера, с продюсером-дебютантом. Они когда что-то видят, кидаются стремглав. Поэтому талантливое не пропадет!

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также