День учителя.
Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ
«ОШИБКИ НЕ МОГУТ РАЗДРАЖАТЬ»
Алла Двойменная, преподаватель русского языка и литературы в вечерней школе № 11, замдиректора.
Алла Двойменная.
- Какие люди приходят в вечернюю школу?
- Ну, начнем с того, что вечерняя школа - это устаревшее название. Правильнее говорить - сменная. У нас есть очное, заочное и вечернее отделения, и, кроме того, мы работаем в две смены. Сейчас у нас учатся 846 человек в возрасте от 15 до 35 лет. И приходят сюда, как правило, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Например, молодые женщины, которые в свое время прервали обучение из-за беременности. Нередко бывает, что подростки бросают школу из-за конфликта с учителем, а потом приходят к нам, чтобы окончить 11 классов...
Чем мы отличаемся? Я бы сказала, что у нас индивидуальный подход. К каждому находим ключик. Чтобы дети (несмотря на то, что Алла Германовна в основном работает со взрослыми, она по привычке называет их «детьми». - Ред.) почувствовали, что в этой жизни чего-то стоят, почувствовали себя личностями, в конце концов.
- Есть разница в том, как усваивают школьную программу взрослые и дети?
- Я замечаю, что Толстого и Достоевского те, кому больше двадцати, читают более увлеченно и вдумчиво. К примеру, когда проходим «Войну и мир», никто не пролистывает описания сражений.
- А что скажете про уровень грамотности?
- Ну, он бывает разным. В этом году ЕГЭ по русскому языку все наши 350 учеников сдали успешно. Лучший результат, если не ошибаюсь, около 85 баллов.
- Может, у вас есть свой топ ошибок, которые больше всего раздражают?
- Ошибки не могут раздражать. Мы настроены на то, чтобы эффективно их исправлять. К ученикам относимся очень тактично.
- Складывается ощущение, что в сменной школе атмосфера какая-то более здоровая...
- Может, оно у вас сложилось, потому что у нас с учениками деловой стиль общения. Люди настроены на результат. У них есть цель, есть интерес. Мы входим в положение каждого: если кто-то пропустил урок из-за работы, то занимаемся индивидуально.
- Как складывается жизнь выпускников после получения аттестата?
- Очень многие из них поступают в вузы. Недавно написал ученик, который окончил нашу школу 15 лет назад. Очень рада была его письму! Говорил в нем, что очень благодарен.
«СЕЙЧАС УЧИТЕЛЕЙ ОТПРАВЛЯЮТ БИЗНЕС, А Я ИЗ БИЗНЕСА УШЛА В УЧИТЕЛЯ»
Екатерина Самойлова, преподает русский язык и литературу пятиклассникам первый месяц, вернулась работать в родную школу № 6.
Екатерина Самойлова.
- Насколько сильным было волнение?
- Волнение, конечно, присутствовало. Как и у любого человека, который приступает к новой работе. Не скажу, что я боялась идти к детям. В процесс уже влилась: уроки у меня каждый день. Мы с учениками настроились на рабочую атмосферу и установили дружеские отношения. Дети - очень благодарная публика. Они искренни в своих чувствах. Успела заметить, что взрослые дети становятся более замкнутыми. Даже на примере шестого класса это видно.
- Как вы попали в школу?
- Раньше я была сотрудницей пресс-службы. В какой-то момент возникло желание пойти работать учителем. И вот - оно реализовалось. Я сама училась здесь, а теперь работаю! Хоть сейчас учителей отправляют в бизнес, я из бизнеса пришла в учителя. Это не рутина, как работа в офисе: пришел, кофе попил, пошел домой. Работа с детьми - это что-то новое каждую неделю, каждый день. Мне нравится процесс подготовки: выискивать малоизвестные факты - то, чего я сама не знала, подбирать интересные упражнения. Пока меня ничто не тяготит. Правда, заботит, как лучше поддерживать порядок и дисциплину.
У КАЖДОГО УЧЕНИКА - ПЕРСОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Наталья Лахина, учитель ресурсного класса для детей с нарушениями аутистического спектра в общеобразовательной школе № 92.
Наталья Лахина.
- Расскажите немного о своих учениках.
- Аутизм характеризуется нарушением коммуникации и социальных навыков. А нашей целью является как раз вовлечение в учебный процесс. Предполагается, что впоследствии наши дети смогут перейти в общеобразовательный класс. Правда, нет определенного возраста или времени, по истечении которого это должно произойти, но есть некоторые критерии, по которым мы понимаем, что пора. Во-первых, если ребенок по меньшей мере 15 минут не демонстрирует так называемое нежелательное поведение (дети могут не слушаться, шуметь. - ред.). Во-вторых - когда он способен «видеть» учителя: в классе много людей, и выделить кого-то одного, тем более внимательно его слушать, таким ребятам бывает сложно. В-третьих, ученик готов к общеобразовательному классу, если он помнит о том, что вокруг есть другие люди, другие ученики.
- Из чего состоят занятия в вашем классе?
- В ресурсном классе есть групповые и индивидуальные занятия. Первые направлены на формирование «учебного поведения». Это значит - поднимать руку, выходить к доске, обращать внимание на то, что делают товарищи. Во время занятий в группе мы не столько пытаемся дать детям знания, сколько стараемся привить определенные привычки. На индивидуальных же занятиях тьютор отрабатывает с ребенком программу, составленную персонально для каждого ученика при участии психолога. В ней есть три раздела: академический - когда мы занимаемся по всем школьным предметам, которые есть у сверстников. Коррекционный - направленный на развитие коммуникативных и социальных навыков, которых недостает конкретному учащемуся. Поведенческий - тот, что сводится к устранению нежелательного поведения (к слову, у всех оно разное).
- Требуется ли какое-то специальное оборудование?
- Класс разделен на четыре зоны: место для индивидуальных занятий, для групповых, зону учителя (тут находится все оборудование) и сенсорную - проще говоря, зону отдыха. Школа вообще для таких детей связана с большим напряжением, поэтому класс оснащен бассейном с шариками, фитболами, пуфиками. Есть даже палатка: просто некоторым ребятам бывает необходимо остаться в одиночестве во время нашей длинной перемены хоть на несколько минут. Имеются шумовые наушники, так как некоторым детям-аутистам особенно трудно переносить посторонние отвлекающие шумы.
- Много ли у вас подопечных?
- Наш класс открылся в 2015-м, тогда сюда поступили шесть человек, в этом году пришли еще двое. Один мальчик у нас перешел в общеобразовательный класс, но там он находится с тьютором. Вообще, у нас к каждому ученику приставлен тьютор. Периодически они меняются, чтобы дети не замыкались на постоянном контакте с одним и тем же человеком.
«МОИ ДЕВЧАТА - ОТДЕЛЬНЫЙ ПОВОД ДЛЯ ГОРДОСТИ!»
Евгений Свиридов, руководитель Острогожского филиала Горожанского казачьего кадетского корпуса, куда принимают девочек. Преподает рукопашный бой.
Евгений Свиридов.
- Какие есть дисциплины у девочек?
- Все то же самое, что и у мальчиков: cпорт, основы военной службы (строевая, тактическая, огневая подготовка, инженерная и военная медицина), техника выживания в экстремальных ситуациях.
- А что позволительно во внешнем виде?
- Девочки, как и мальчики, ходят в форме (но вместо брюк с лампасами - юбки). Скорее, лучше было спросить, что не позволительно во внешнем виде. Это распущенные волосы, короткие юбки даже в увольнении.
- Сильно ли отличаются требования к ученицам?
- Знаете, я даже с мальчиками не имею привычки кричать, так что можно сказать, что не отличаются.
- Что включает в себя физподготовка?
- Помимо уроков физкультуры она включает в себя занятия по рукопашному бою, по функциональной подготовке и утреннюю зарядку. Что касается нормативов, то они для каждого возраста разные. Дистанция и упражнения расписаны на неделю, нагрузки варьируются. Независимо от количества кругов бег всегда заканчивается прохождением полосы препятствий.
- Если сравнить успехи девочек и мальчиков, то у кого лучше результаты?
- Девчата на порядок более внимательны и усидчивы. Им в удовольствие занятия по строевой и боевой подготовке. На мой взгляд, женщины от нас отличаются по способу мыслить, у них своя логика, которая с их точки зрения всегда правильная. Здесь же наши девочки всегда находятся среди мужчин, имея только отдельное расположение, поэтому подобные различия во время учебного процесса практически не проявляются. Да и вообще мои девчата для меня - отдельный повод для гордости.