Звезды

Александр Прошкин: «При внешней ранимости у Чулпан Хаматовой железная хватка!»

На гастролях в Воронеже известный режиссер рассказал, как на съемках вызывал ярость у Татьяны Дорониной, чем запомнились Янковский и Папанов, почему сейчас не получается культовых фильмов и Смоктуновских
Александр Прошкин в Воронеже.

Александр Прошкин в Воронеже.

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

6 июля на фестивале «Сталкер» в Воронеже побывал Александр Прошкин. «Холодное лето 53-го», «Опасный возраст», «Доктор Живаго», «Чудо» - его визитные карточки. Кино, которое не забывается. Воронежцам режиссер привез свою новую картину – «Райские кущи» по мотивам «Утиной охоты» Вампилова с Чулпан Хаматовой и Евгением Цыгановым в главных ролях. «Комсомолка» поговорила с мэтром о проблемах современного кино, почему нынешние фильмы не становятся культовыми и отчего сейчас не получается Смоктуновских.

ГДЕ ГОНЯТСЯ ЗА ЗРИТЕЛЕМ, ПОЛУЧАЕТСЯ ДЕШЕВКА

- На взгляд человека, который знает киноиндустрию изнутри, почему из современных фильмов не получается культовых вроде «Иронии судьбы»?- На взгляд человека, который знает киноиндустрию изнутри, почему из современных фильмов не получается культовых вроде «Иронии судьбы»? – поинтересовалась «Комсомолка» у мэтра.

- Дело не в киноиндустрии. А в народе, жизни народонаселения. Я был не так давно в Корее на фестивале в Пусане, там тысячные толпы. Люди специально прилетают из Сеула, чтобы посмотреть фильмы. Потому что состояние общества другое. Они находятся в стадии возбуждения, построения новой цивилизации. Они ищут идеи, пытаются понять, в чем вообще смысл жизни.

- То есть народ виноват?- То есть народ виноват?

- Думаю, да, всегда виноват только народ. Если народ позволяет так с собой обращаться, если находится в состоянии депрессии, ему все пофиг. Ведь кино, в принципе, - это национальная идея. Люди приходят в зал, разобраться совместно, а не у телевизора - чем они живут, зачем они живут, что с ними происходит, что дальше. А у нас некая духовная апатия.

- Какие сейчас нужно снимать фильмы – героические, байопики, комедии, душещипательные мелодрамы? Какие вообще слагаемые хорошего фильма?- Какие сейчас нужно снимать фильмы – героические, байопики, комедии, душещипательные мелодрамы? Какие вообще слагаемые хорошего фильма?

- Хорошие надо снимать. И не гнаться за зрителем. Там, где гонятся, получается дешевка. Вот наше телевидение, которое, мне кажется, ниже плинтуса, все время угождает зрителю. Показывает бесконечный примитив. А ведь человек сложен по своей природе, все мы непростые существа. И искусство ХХI века - это искусство, которое говорит о сложности человека. А нас все время кормят примитивом. И чем глупее картина, тем больше зрителей. С другой стороны, начальство наше не заинтересовано в кино как таковом, ему нужно телевидение, потому что ТВ - это способ массового воздействия на население. А кино - это вещь, которая заставляет задумываться. Поэтому они стараются от такого кино избавляться. Есть много хороших фильмов, которые никто не смотрит и о них не знает. Они качественные, сделаны тонкими, умными людьми, с замечательными актерскими работами. Вот фильмы Андрея Прошкина, моего сына, «Орда» или «Орлеан» - сильные художественные высказывания. Но, к сожалению, наша публика от таких отвыкла. Ей нужно сюсю-мусю. К тому же, сейчас пришло поколение режиссеров, кто хочет быстрого, легкого успеха, денег, паблисити, торчать в телевизоре, которое изготовляет всяческий дешевый гламур.

Александр Прошкин в Воронеже.

Александр Прошкин в Воронеже.

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

НАСТОЯЩЕГО АМЕРИКАНСКОГО КИНО МЫ НЕ ВИДИМ

- Вам что интересно снимать?- Вам что интересно снимать?

- Почему я в основном снимал историческое кино? Мы одной ногой застряли в своем прошлом. И пока мы с ним окончательно не разберемся, не поймем, куда стремимся. Строим, несомненно, что-то прекрасное, но в чем эта "прекрасность", никто не знает. Вот за долгие десятилетия у меня была первая попытка снять о современности - легкая и ироничная картина «Охрана». Но на важную тему. О том, чем отличается существование от жизни. Если в существовании вдруг появляется любовь, то это превращается в жизнь, наполненную, осмысленную, полную чувств. А если любви нет, то и жизни нет - только жалкое существование. Это история девочки, которых миллион в нашей стране в малых депрессивных городах, где мужчин очень мало, потому что они утекают на заработки в мегаполисы. Какой фильм я бы хотел снять? «Полет над гнездом кукушки», потому что все, о чем я всю жизнь снимаю, - одна и та же тема: как в драматически сложных условиях прожить с прямой спиной, не сгибаясь, не подличая и делая дело. Это некий рецепт русской интеллигенции – в первую очередь делать дело. Живаго (про которого я снял сериал) хороший поэт, почти скрывает это обстоятельство, потому что в первую очередь он доктор, гениальный диагност и хирург. Хотя и напечатал одну тоненькую книжку. А у нас человек напишет одну песню и хочет заработать миллион, лезет на все каналы. А история российской интеллигенции – прежде всего в том, что надо помогать людям.

- Вы хотели бы поработать в Голливуде?- Вы хотели бы поработать в Голливуде?

- Думаю, Голливуд не очень рвется работать со мной. Это совершенно другая культура: на каждой американской студии написано «развлечение».

- А Борис Клюев сказал, что в Голливуде сейчас на советских фильмах учатся, как играть и снимать психологические сцены.

- Американская кинематография - великая и огромная. И то, что мы видим в кинотеатрах, – всякие "Тарзаны" - это не американский кинематограф. Это кино для быдла, которое Голливуд выбрасывает в страны третьего мира для получения прибыли - "попкорновое" кино. Но там есть великие режиссеры и великое кино, которое до нас доходит только через фестивали.

ЛЕГКИЕ ДЕНЬГИ РАЗРУШАЮТ ЛИЧНОСТЬ, ПОЭТОМУ НЕТ СЕЙЧАС СМОКТУНОВСКИХ

- Вы работали с Фрейндлих, Дорониной, Папановым, сейчас - с Хаматовой, Маковецким. Есть отличие актеров советской и нынешней школ?- Вы работали с Фрейндлих, Дорониной, Папановым, сейчас - с Хаматовой, Маковецким. Есть отличие актеров советской и нынешней школ?

- Советской актерской школы нет. Слава богу, советская власть до этого не добралась. У нас актерская школа придерживается традиций Михаила Чехова, Станиславского. Но актеров делают не педагоги и не школы, а драматургия. Если фильм только про то, что «ну ты, козел…», где нечего играть, там любая личность погибнет. Вообще талант - он всегда талант, во все времена, при всех режимах. Чем отличается? Большой актер - это крупная личность. А вот эта погоня за легким успехом и деньгами разрушает ее. Поэтому сейчас нет Смоктуновских. Это актер такого масштаба, который даже говорит не о времени, а о ментальных вещах, о том, что мы за люди такие, русские. Для всего мира лицо Смоктуновского и есть обозначение русского. Человека, который сомневается. Вообще наш герой в русской культуре и литературе - человек сомневающийся. Не человек с кулаками, не американский герой - у нас герой Мышкин, этим мы миру интересны, этим русская культура стала великой культурой. И очень повлияла на литературу и кино ХХ века.

- Чем вас поразили Иннокентий Смоктуновский, Олег Янковский, Анатолий Папанов, который сыграл у вас свою последнюю роль в фильме "Холодное лето 53-го"?- Чем вас поразили Иннокентий Смоктуновский, Олег Янковский, Анатолий Папанов, который сыграл у вас свою последнюю роль в фильме "Холодное лето 53-го"?

- Папанов непростой человек. К образу хохмача, который складывается у зрителя, он никакого отношения не имеет. Это был очень серьезный, глубокий, задумывающийся о жизни человек со своими страхами, переживаниями. Когда мы с ним расставались в деревне Руга, где сейчас случилось несчастье с детьми, он ко мне подошел, говорит: «Покажи, где моя могилка». Я: «Декорации и декорации, стоит там деревяшка, крест». Он подошел, постоял, о чем-то подумал. Я его всячески уговаривал остаться в деревне отдохнуть на несколько дней. Он наотрез отказался, ему надо было выбивать общежитие для студентов в Москве. Уехал и пропал. Нашли его дома, в ванной, в ледяной воде мертвым через несколько дней. Возможно, человек такого дарования способен что-то предчувствовать… Янковский тоже очень крупный артист. Крупный артист - он вне нации. Он становится неким проводником каких-то тонких вещей, которые касаются всего человечества. Лицо Янковского в фильме Тарковского - это лицо, которое не выходит из головы. Такие люди богом отмечены. Это личности. К сожалению, сегодняшнее время больше дает простора ловкачам, чем личностям. Иннокентий Смоктуновский, я с ним близко дружил, был очень сложным человеком с гипертрофированным чувством чужой боли. Отзывался не поступками, а душой. Это особый склад личности. Когда душа способна отзываться. Есть актеры, которые тиражируют свою личность. Вот Марлон Брандо такой – уникальный мужской тип - других и не играл. А Смоктуновский мог перевоплощаться от Гамлета до Плюшкина и при этом оставаться самим собой, с открытым сердцем.

НА СЪЕМКАХ ПРИХОДИТСЯ ПРОВОЦИРОВАТЬ АКТЕРОВ

- После снятого вами сериала «Доктор Живаго» вас спросили про общее между Меньшиковым и Живаго, и вы сказали, что Живаго был беден…- После снятого вами сериала «Доктор Живаго» вас спросили про общее между Меньшиковым и Живаго, и вы сказали, что Живаго был беден…

- Я не помню точно, как сказал, но, думаю, имел в виду, что для Живаго это не имело значения, а для Олега имеет – ему хочется жить хорошо. Олег человек очень одаренный. Сейчас у него сложный период – он долго был вечно юным, сейчас уже особой юности не видно, и ему нужно искать другое амплуа. Но он в кино почти не работает, у него свой театр. Могу сказать, что при всем внешнем благополучии это человек бесконечно одинокий, периодически страдающий - и этим он с Живаго схож.

- А как работалось с Чулпан Хаматовой, с Евгением Цыгановым в фильме «Райские кущи»?- А как работалось с Чулпан Хаматовой, с Евгением Цыгановым в фильме «Райские кущи»?

- Чулпан от природы очень актерски одаренный человек, но личность она очень крепкая. Одна из немногих актеров, которые высокопрофессиональны, она ни в чем не дает себе поблажки - и в профессии, и в жизни. Чулпан у меня не только с температурой играла. Однажды она в театре на сцене грохнулась, разбила себе один глаз, такой фингал был. А у нас отменять съемку нельзя, стоит огромных денег. Так она всю сцену проиграла одной стороной. Она жесткий человек, с крепкой волей, рационально построенной жизнью. Она все тянет на себе – и семью большую, и фонд, помогающий больным детям. Не каждый отважится тянуть такую ношу, ведь много есть фондов для показухи. А мы с ней были в Горбачев-фонде. Она чуть не «изнасиловала» Михаила Сергеевича. Он ей: «Чулпан, а ты можешь сыграть Раису». Она: «А как на счет фонда?» И выцарапала какие-то деньги. Железная хватка. При этом - не для себя!.. А на площадке мы с ней можем и ссориться. У нас же не театр, мы играем кусками, и каждый кусок должен быть достоверен и правдив, поэтому важно точное состояние актера и его надо вызвать – спровоцировать его. Провокации разные – в зависимости от того, какой у актера темперамент, культура, воспитание. С разными актерами есть разные способы работы, особенно с женщинами. К примеру, Татьяне Дорониной, очень сложному человеку и большой актрисе, нужно обязательно с кем-то вступать в конфликт, чтобы пробудился ее могучий темперамент. Когда она дойдет до стадии полной ярости, появляется эта ее чарующая улыбка, этот ее фирменный шепот – через ярость. Такова ее природа эмоциональная. Чулпан иногда нужно поставить прямо противоположную задачу, чтобы вызвать у нее дикую ярость: я это играть не буду. А затем сказать: вот теперь играй, то, что надо. Цыганов тоже очень хороший актер. Он так и в жизни существует - вписывается в историю. В нем есть внутренний раздрызг. И желание все взорвать. При этом он не проявляется так, как романтический герой Даль, сыгравший ту же роль много лет назад. Этот – сдавшийся герой. Он живет по законам этого времени... Человек, у которого 7 детей… я уже перед одним этим преклоняюсь.

Чулпан Хаматова на гастролях в Воронеже в 2015-м.

Чулпан Хаматова на гастролях в Воронеже в 2015-м.

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

СЕРИАЛЫ НЕ МОГУ СНИМАТЬ – ТАЛАНТА НЕТ

- А чем вам запомнилась Алиса Фрейндлих, которую вы сняли в фильме «Опасный возраст»?- А чем вам запомнилась Алиса Фрейндлих, которую вы сняли в фильме «Опасный возраст»?

- Это человек, который преодолел собственную природу. Она взяла в жизни все возможные вершины: эта субтильная, не очень красивая женщина стала символом женственности, привлекательности, магического интереса к собственной личности. Она человек огромной силы, дарования и огромного ума.

- С ней легко работать?- С ней легко работать?

- С талантливыми людьми всегда легко работать. Тяжело работать с идиотами. А если человек талантлив – это наслаждение. У нас хитрая профессия – общение с талантливыми людьми. Собираешь тех, кто тебе интересен, и чудно проводишь с ними время. Потом съемки заканчиваются, они разбегаются, и ты чувствуешь себя глубоко несчастным – они все тебя покинули и уже другого любят.

- Вы какой режиссер? Стульями не кидаетесь?- Вы какой режиссер? Стульями не кидаетесь?

- Я работаю с теми людьми, которых люблю. Если я их выбрал, я обязан их полюбить. Поэтому у нас всегда атмосфера дружеская. Мы не сталь варим - морочим голову, играем в игру. Если нужно кинуть стулом, чтобы пробудить в артисте темперамент, если это помогает делу, можно и кинуть. Это необязательно от того, что артист тупой. Он играет когда? Когда он не понимает головой, а живет, существует в этом. А существует он тогда, когда преодолевает препятствие – рефлекторно. Подставили стул, и он споткнулся, естественно – так сыграть невозможно. И это дает ему настроение. Физиологическое состояние. Вот что прекрасно умеют делать американцы – они очень точно играют состояние, физиологию. А советская школа – это школа великого вранья. Величайшего. Только гениальные артисты могли играть всех этих трактористов.

- Вы сняли один из первых советских сериалов, сейчас как к этому жанру относитесь?- Вы сняли один из первых советских сериалов, сейчас как к этому жанру относитесь?

- Я смотрю только каналы «Охота и рыбалка» и «Спорт». Матчи смотрю, телесериалы – нет. Они у меня вызывают отвращение. Снимал в свое время сериалы, а то, что сейчас предлагают, я не могу снимать – таланта нет.