2016-08-24T02:11:10+03:00

Скандально известный Эдуард Бояков покидает воронежскую академию искусств. Без скандала

Сегодня культуртрегер объявил о своей отставке
Ярослав Иванов
Поделиться:
Комментарии: comments6
Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ
Изменить размер текста:

Сегодня, 28 мая, весь Воронеж и академию искусств потрясла новость: ректор Эдуард Бояков с 1 июня оставляет свой пост! Об этом он объявил на собрании коллектива и студентов ВГАИ, которое прошло днем в вузе. Заявление об отставке по собственному желанию на имя министра культуры РФ он написал неделю назад, а планировать уход начал еще с апреля.

- Мне не удалось запустить реформирование академии с той скоростью, с которой хотел, во многом из-за бюрократической системы, – отметил на прощанье Эдуард Владиславович.

НЕ ДОЛГО МУЗЫКА ИГРАЛА

Когда господин Бояков появился триумфально в Воронеже, скептики делали ставки: через пять лет одиозный культуртрегер сбежит из наших «провинций» или все-таки через три? Выходит, были правы? И человек-оркестр Бояков (известный он создатель фестиваля «Золотая маска», театра «Практика», «мутитель» культурной революции в Перми etc) сегодня сложил с себя полномочия ректора академии искусств. Кстати, отставку ждали уже давно: слухи о таком «финте» культуртрегера начали курсировать в среде культурной элиты еще перед Новым годом. И с каждым месяцем все усиливались. Особенно после того, как ему не доверили режиссировать и вести нынешний губернаторский благотворительный бал (многие еще не отошли от предыдущего), и в начале года Бояков укатил в Индию на длительный срок. Отдыхать три месяца посреди учебного года? Это что-то!

Культурной, да и бизнес-элите, Бояков был как кость в горле. Нет, начинал он неплохо: планов, как «обустроить» культурную сферу Воронежа, было громадье. С воплощением, однако, не складывалось...

ПОРУГАННАЯ МУЗА

У Боякова изначально была репутация... не очень. Из Перми, с ее культурной революцией, тянулся одиозный шлейф. И в Воронеже Эдуард Владиславович генерировал вокруг себя скандалы с завидной регулярностью! А начал свою деятельность на посту ректора академии искусств, прямо скажем, некрасиво. Большой общественный резонанс, а попросту эффект разорвавшейся бомбы произвело решение Боякова убрать с вверенного в его руки вуза украшающую его вход четверть века Музу. Типа, Муза, прочь из вуза! Авторства, между прочим, известного и почитаемого скульптора Александра Мельниченко (он сделал для Воронежа памятные доски Кольцову, Никитину, Платонову, Лихачеву, Мордасовой, Степану Кряжову, создал мемориал генерала Лизюкова (в соавторстве с Барсуковым и Пупавцевым) на памятнике Славы, обелиск Героям трех войн (в соавторстве с Астапченко) в Репном).

Свое решение Эдуард Владиславович объяснил «Комсомолке» «расчисткой от хлама».

- Мы отдадим ее в какую-нибудь из музыкальных школ, чтобы скульптура не пропала. Она не вписывалась в новую концепцию вуза, да и просто громоздко нависала над входом, - объяснил свое решение "Комсомолке" Эдуард Бояков. - В академии вообще пришлось все сильно расчищать. Здание было жутко захламлено. То там, то здесь какие-то скульптурки, а рядом углы забивали своим инструментарием уборщицы. Объекты, может быть, сами по себе и неплохие, но не гармонировали между собой и общим видом академии. Сейчас выносим оттуда множество картин, статуэток. Общая концепция обновления - свободное пространство, лаконичность, много воздуха. Объектами должны стать люди, которые там учатся и преподают! (подробнее)

Бояков всячески подчеркивал значимость производимого ремонта в академии, на который он выбил 30 миллионов рублей из Минкульта. Похвальное рвение. Однако завершилось оно не столько красиво. Обещанный к началу учебного года ремонт превратился в «долгострой»: к 10 января 2014-го в общей сложности была отремонтирована лишь половина учебного корпуса, да и треть площадей общежития оставалась в разрухе. Многие недоумевали, на что же пошли миллионы, неужели на три унитаза и убогий серый цвет стен? (подробнее ).

«ВОРОНЕЖСКИЙ ПУЛЬС» НЕ БЬЕТСЯ

Параллельно со скандальным ремонтом академии в городе развивался еще один скандал, разожженный действиями Эдуарда Владиславовича. Началось все с благого в общем-то проекта: еще в декабре 2012-го губернатор Гордеев заказал культуртрегеру (с его ого-го какими обширными культурными связями, по собственным словам) исследование местной культурной среды. С целью ее развить и оздоровить. Но благими, так сказать, намерениями выстлана дорога сами знаете куда.

Масштабное исследование «Воронежский пульс» (этакий анализ культурных черноземов) получился весьма спорным, а попросту сырым и поверхностным. Некоторые прямо называли его «филькиной грамотой». Талмуд аж о 470 страницах, но во многих статьях эксперты просто «плавают» в теме. Конструктивных предложений мало. Больше смешных (к примеру, сделать символом столицы Черноземья дождевого червя - по прямой аналогии с черноземом). Некоторые деликатно назвали большую часть доклада пустым академизмом. По мнению местных экспертов, задокументированы факты, которые и без того известны воронежцам. Выводы в части спорта раскритиковали воронежские спортивные чиновники. С анализом дел в филармонии не согласился ее директор. Руководитель оперного театра и вовсе назвал главу о ТОБ «Необъективной картиной с элементами вранья». Признаться, все нападки «экспертов» Боякова Игорь Непомнящий отбил гораздо аргументированнее (подробнее).

Словом, на что авторы исследования потратили четыре месяца и восемь миллионов рублей (большинство из которых - весьма уважаемого бизнесмена Геннадия Чернушкина) — осталось загадкой?

- Не стоило поручать доклад человеку, который как минимум 40 лет не жил в культурной среде Воронежа, - отметил в сентябре 2013-го в интервью «КП» Лев Кройчик, доктор филологических наук, профессор ВГУ. - Во-вторых, ошибка Боякова в том, что он использовал в качестве экспертов людей, далеких от воронежской культуры. Можно было и здесь найти независимых специалистов, которые сделали бы это лучше. Вот что он мог сделать, так это представить свою концепцию развития региональной культуры, но не более. В-третьих, если уж так случилось, то, прежде чем публично презентовать доклад, было бы неплохо обсудить результат со всеми деятелями культуры области и города. Труд имел бы шанс получиться основательным и разнообразным. В-четвертых, заказывая такое исследование, нужно было ориентироваться не на сумму. Этим деньгам можно было бы найти лучшее применение, потратив их на развитие той же культуры. А в этом случае воронежская культура от доклада ничего не выиграла...

Бояков, кстати, многократно божился, что «Воронежский пульс» доработают с учетом критики культурной общественности города, но воз, как известно, и ныне там, а прошло с тех слов полтора года! Ах да, согласно русской пословице, обещанного три года ждут...

Зато смещения директора театра оперы и балета общественность дождалась оперативно — сразу же после критики «любимчика» власти.

НЕПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЭМА

Слушать советы культуртрегера — тоже себе дороже.

У-ух, какой скандалище был на третьем Платоновском фестивале со спектаклем «Педагогическая поэма» эстонского театра. Актерская молодежь вышла на сцену без трусов и всячески демонстрировала, что может нижней частью тела. Худруку Платоновфеста Михаилу Бычкову пришлось оправдываться...

Трясти, пардон, гениталиями на виду у всех большого ума не надо! Это называется труднопроизносимым словом эксгибиционизм. К искусству не имеет отношения. Но господин Бояков его там нашел, вот что он написал на своей страничке в Фейсбук:

- Спектакль вполне вегетарианский. Совсем не то, что случается в Москве или Екатеринбурге, к примеру. Не говоря о европейских городах. Ну много целуются в спектакле. Иногда даже имитируют что-то большее... Ну звучит на эстонском "мокрая п...а" с соответствующим переводом на табло... Но в спектакле нет пошлости и жести совсем. Он, наоборот, про борьбу за свободу, борьбу со своими комплексами, прежде всего сексуальными... Ну и показывание этих зажимов задело публику, возбудило прям... Была волна негодования. А оставшаяся публика хлопала стоя!

А половина публики покинула зал! Поговаривают, кстати, что именно Бояков и присоветовал этот спектакль для фестиваля...

А на четвертом Платоновфесте в 2014-м зато Эдуард высказался о концерте всемирно известной малийской этно-певицы Рокии Траоре как о «чепухе» и «фестивально-гастрольной халтуре»:

«Сегодня в Event-Hall была Рокиа Траоре. Чепуха. Господи, сколько же этих «лауреатов BBC World Music Award» развелось. Особенно, в Мали, конечно. Там какой-то офшор продюсерский… Ну Сенегал еще… Абсолютно продюсерская, фестивально-гастрольная халтура. Голос у девушки есть конечно, манера, фиоритурки африканские… Две телочки на подтанцовках-подпевках симметричные. Басист в смешной шапке и с модным шестиструнным инструментом. Еще негр держит весло какое-то со струнами. Барабанщик хороший, тоже черный. Ну и один белый человек на соло гитаре - пожилой с бородой, романтичный…Все как надо... Продюсер – тот, который с Пи Джей Харви работал… Короче, «Фабрика звезд», Первый канал какой-то…Только до настоящей музыки, до тех же Салиф Кейта или Юсу Н'Дур - далеко этой девушке… Как фастфуду до маминых сырников...» - написал он в своем аккаунте на Фейсбук (подробнее).

Между тем, музыкальной программой форума искусств занимается профессионал высокого класса Вера Гусева. Ей как-то веришь больше...

ИЗ ПЛЮСОВ: ШЕМЯКИН УЧИТ ВОРОНЕЖСКИХ СТУДЕНТОВ

Было бы нечестно заострить внимание читателей только на негативных моментах деятельности Боякова в Воронеже. Есть и положительные.

Из несомненных плюсов: Бояков привлек к работе в академии выдающегося художника и скульптора современности Михаила Шемякина. Мэтр набрал курс, стажировал учеников в своем замке-библиотеке во Франции.

Благодаря Эдуарду Владиславовичу в Воронеже два года подряд проходит замечательный театральный фестиваль для детворы "Большая перемена".

На прощальном собрании с ректором. Фото со странички академии ВКонтакте.

На прощальном собрании с ректором. Фото со странички академии ВКонтакте.

В ТЕМУ

БОЯКОВ БУДЕТ ПОМОГАТЬ АКАДЕМИИ КОНСУЛЬТАЦИЯМИ

Сегодня, 28 мая, ректор воронежской академии искусств Эдуард Бояков на собрании коллектива и студентов сообщил об отставке: с 1 июня он не работает в стенах вуза. И уезжает в столицу.

- Эдуард Владиславович нас заверил, что не потеряет с нами связи! Воронеж - для него близкий и родной город. Он отметил, что готов тратить силы на сотрудничество с академией, будет оказывать нам помощь - в качестве констультанта, эксперта, - сообщила "Комсомолке" представитель пресс-службы академии искусств Дарья Конопкина.

Записала Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также