Премия Рунета-2020
Воронеж
+15°
Boom metrics
Общество24 февраля 2015 18:18

Галина Арапова: "Включение воронежского Центра защиты прав СМИ в реестр иностранных агентов зависит от политической воли Минюста"

По мнению медиаюриста, вероятность включения в реестр не зависит от того, насколько профессиональной и убедительной будет защита
фото Алексея Артемова.

фото Алексея Артемова.

Центр защиты прав СМИ, который создала в Воронеже медиаюрист Галина Арапова, вскоре могут зарегистрировать в качестве иностранного агента. С 10 по 18 февраля в офисе организации, которая с 1996 года защищает права журналистов, прошла проверка Минюста. В результате ведомство посчитало деятельность Центра политической. Теперь медиаюристам грозит до 500 тысяч рублей штрафа и попадание в тот самый реестр иностранных агентов.

В чем суть претензий Минюста

После проверки ревизоры прислали официальное письмо, в котором на 34 страницах обосновывали свое решение. Как оказалось, воронежскому управлению Минюста не понравились публичные высказывания руководителя Центра Галины Араповой с критикой профильных законов, ее участие в общественном совете при региональном ГУ МВД и иностранное финансирование.

В ведомстве проанализировали проведенные Центром мероприятия и выпускаемую литературу. Опасения вызвала книга «Осторожно, экстремизм», хотя это юридическая литература, которая объясняла журналистам, что относится к экстремизму и как этого избежать. Но в основном анализировались выступления Галины Араповой - это занимает почти 30 страниц отчета. О политической деятельности организации нет ни слова, претензии высказываются только к ее руководителю.

В документах проверки приводятся цитаты из различных изданий, где Галина Арапова как эксперт комментирует новые законы, касающиеся СМИ, и часто критикует их. Недовольство ревизоров вызвали некоторых фразы медиаюриста. Например, такая: «За последние два года было принято столько законов, ограничивающих права журналистов, свободу слова и распространения информации, сколько не было принято в течение предыдущих 15 лет».

- То, что они считают политической деятельностью, - обычная критика законодательства спорного правового качества. Я как эксперт могу это оценить и могу высказать свое мнение, для этого экспертов и спрашивают, - говорит Галина Арапова.

Насторожил проверяющий орган и факт иностранного финансирования, однако в Центре заявляют, что получали из-за рубежа только гранты на отдельные целевые проекты.

- Часть денег, на которые мы живем, - международные (от Совета Европы до частных меценатов, с иностранными правительствами и партиями мы не работаем), и часть - деньги российских редакций, которые платят нам, если регулярно используют нашу юридическую службу. Причем суммы договоров мизерные (5 - 7 тысяч рублей в месяц), - объясняет Галина Арапова. - В этом году еще получили субсидию областного правительства на проведение встреч-дискуссий по профессиональной этике для журналистов. И свои доходы, и их источники мы никогда не скрывали. Отчеты прозрачны, в том числе на сайте Минюста. Налоги платим. Не то чтобы мы принципиально не берем российских грантов, но их практически нет.

Отметим, что в самом управлении Минюста комментировать ситуацию пока отказались.

Чем это грозит

2 марта директор Центра приглашена в управление Министерства юстиции по Воронежской области для составления протокола об административном правонарушении. По логике ведомства выполнены оба условия для причисления к иностранным агентам, которые значатся в федеральном законе: организация занималась политикой и имела иностранное финансирование. По закону, она должна была сама подать заявку на включение в реестр. Теперь за невыполнение этого требования грозит от 300 до 500 тысяч рублей.

В список иностранных агентов могут включить в любой момент после составления акта - иногда на это уходит месяц, иногда неделя. После попадания в реестр на всей продукции Центра (книгах и публикациях) должен будет стоять маркер «Выпущено организацией, выполняющей функции иностранного агента». Кроме того, предусмотрена гораздо более строгая отчетность. Закон не исключает проведение внеплановых проверок.

- Мы верим, что журналисты и дальше будут обращаться к нам за консультацией, но боимся, что статус иностранного агента осложнит взаимодействие с госструктурами и они будут уже не так охотно идти на сотрудничество, - рассказывают в Центре защиты прав СМИ. - Это важное направление нашей деятельности: мы проводили много семинаров для пресс-служб и судей по всей России.

Что делать?

В организации собираются обжаловать это решение, чтобы добиться его отмены судебным путем. Сейчас в общефедеральном реестре числится 41 некоммерческая организация. Все они шли по этому пути, но был лишь один прецедент калининградской НКО, которую убрали из списка. По процедуре надо будет обжаловать два судебных решения: о наложении штрафа (этот вопрос будет рассматривать мировой суд) и о внесении в реестр (через районный суд). На вопрос, есть ли шанс доказать, что ее деятельность не является политической, Галина Арапова отвечает:

- Как можно доказать, что ты не верблюд? Это происходит по всей стране, уже все авторитетные некоммерческие организации в реестре, оставались фактически мы одни. Так что пополним их ряды с гордостью, что находимся в компании приличных людей. При этом вероятность включения в реестр не зависит от того, как профессионально и убедительно мы будем защищаться. Это всецело зависит от политической воли федерального Минюста.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Виктор Чемодуров, 20 лет работал собкором в «Российской газете» и 5 лет в «Российских вестях». Опубликовал в 2001 году в «Курском вестнике» статью о способах увода миллиона рублей из бюджета:

- На личном «сутяжном счету» - два десятка судебных процессов по искам самого экстравагантного курского губернатора и других чиновников, причем стопроцентно выигранных. Выигранных в том числе и потому, что рядом со мной и моими друзьями-журналистами постоянно были юристы Центра защиты прав СМИ. Мы не искали их - они сами нашли нас в Курске и подставили плечо в трудные дни, когда на неделю приходилось по шесть процессов с одним истцом. Медиаюристы из Воронежа вели мониторинг, помогали советом, мгновенно готовили тексты возражений на иски, приглашали на свои семинары и учили защищаться...

А когда курские суды все же взяли с меня за «выражение мнения в оскорбительной форме» тысячу рублей в пользу истца-губернатора (признав при этом доказанными кражу из бюджета миллиона долларов и его маневры по сокрытию кражи), именно юристы Центра были моими представителями в Европейском суде по правам человека. Теперь такая же защита требуется самому Центру и самой Галине Араповой - их праву иметь свою гражданскую позицию, свое мнение и свободно его излагать!

Алексей Шамарин, владелец Автомобильного дайджеста CarzClub.ru, г. Воронеж:

- В конце 90х - начале «нулевых» годов я занимал кресло главного редактора «НТВ-Воронеж» (12-й канал). Хорошо помню, как из-за «разборок» между учредителями канала возникли серьезные проблемы у нашего творческого коллектива. Представьте себе: чтобы выпускать новости каждый день, журналистам и операторам приходилось разбирать камеры (!) и тайком выносить их из здания телеканала (!!), потому что входы и выходы охранялись сотрудниками компании, которая банально рейдерила наш канал. Скажу больше, несколько прямых эфиров было сорвано - по той же причине. Работать было невозможно, и требовалась серьезная поддержка профессионалов. Мы обратились в Центр защиты прав СМИ, и Галина Юрьевна Арапова помогла нам. Благодаря ей дело получило мощный резонанс, и мы отстояли наш канал. Стоит ли говорить, что это значило для нас?

Евгения Суриц, главный редактор редакционно-издательского комплекса «Бизнес-Арс»,

г. Арсеньев Приморского края:

- С центром защиты СМИ мы сотрудничаем около четырех лет. И смело могу сказать, что у нас «на другом конце» России, особенно в небольших городах, это уникальная (!) и единственная возможность получать очень оперативно (в любое время суток, хотя разница с центром страны - 7 часов) и за очень скромные деньги квалифицированные консультации по любым вопросам, касающимся СМИ. А это значит, соблюдать законодательство, избегая ненужных выяснений отношений с контролирующими органами и судами.