Частная компания неожиданно прислала отдельную платежку сразу за три месяца.
Листовки озадачили жильцов нескольких воронежских многоэтажек. Теперь люди не знают, кому платить: своей УК или компании, которая неожиданно выставила отдельную платежку.
В частности, объявления, которые расклеивают установщики домофонов, беспокоят жителей дома № 38 по улице Южно-Моравской. По всей видимости, люди не спешат доверять всему, что «написано на заборе», и боятся быть обманутыми.
- Там говорится про какие-то прямые договора с домофонщиками, которых у нас и в помине никогда не было, - поделилась с нами жительница дома Галина Лавягина. - И я понимаю: если заплачу по их квитанции, своих денег потом не найду. Судиться из-за 30 рублей не пойду, но почему, скажите, я должна платить неизвестно кому неизвестно за что даже такую небольшую сумму?
А жителям дома № 24 по улице Маршака вообще пришла отдельная квитанция от частной компании, причем сразу за три месяца.
- Сейчас середина февраля, а с нас трясут деньги уже за март, - рассказывает Людмила Бирюкова. - В одной квитанции сразу за три месяца значится 105 рублей. Кроме того, внизу подписано, что «плата за техническое обслуживание домофона повысилась на 5 рублей в месяц» непонятно с какого времени и на каком основании.
По словам жительницы, у ее родственницы в Коминтерновском районе плата за домофон составляет 25 рублей в месяц, и в последнее время она не повышалась.
- Я позвонила в свою УК Советского района с просьбой помочь разобраться, - говорит Людмила. - Мне сказали, что на ремонт домофонов у них заключен договор с совсем другой компанией, у которой тариф гораздо меньше.
В УК говорят, что находить подрядчика и взимать плату за техобслуживание - это их святая обязанность. На их стороне и юрист по вопросам ЖКХ Мария Солодова:
- Согласно постановлению Правительства РФ № 491, домофоны являются общедомовым имуществом. Статья 36 Жилищного кодекса РФ утверждает право собственности на такое имущество всех собственников помещений в доме. Таким образом, поскольку домофонное оборудование является частью общего имущества жилого дома, его содержание, обслуживание и ремонт относятся к обязанности УК либо ТСЖ. Проводить работы по ремонту домофона управляющая компания может самостоятельно либо с привлечением специализированных организаций. При этом подрядчик должен заключить договор с УК, но никак не с жильцами дома.
По словам Марии Солодовой, так называемые «поподъездные протоколы», когда жильцы одного подъезда решают отдельно от всего дома заключить договор с компанией-подрядчиком, незаконны. Компании, занимающиеся установкой домофонов, с этим не согласны и упирают на то, что состав общедомового имущества изначально не сформирован. Домофон не входит в него, если куплен на свои деньги жильцами одного подъезда у подрядчика. Такое имущество было бы уместнее называть «общеподъездным», а не общедомовым, если бы подобное понятие существовало.
Однако если верить частным домофонным компаниям, то любой воронежец может повесить на дом свое оборудование и считать его собственным. При этом за безопасность всех систем многоэтажки отвечает управляющая организация.
- Многоквартирный дом - это сложный организм, вмешательство в системы которого без знания общей картины может привести к летальным последствиям, - считает директор УК Советского района Владимир Дмитриев. - Например, поменяли в одной квартире радиаторы отопления без согласования с техпаспортом дома - и у соседей стало холодно.