Премия Рунета-2020
Воронеж
+16°
Boom metrics
Общество29 августа 2013 17:34

Уроки для родителей: как морально подготовить ребенка к школе

«Не хочу учиться - хочу беситься!» Знакомая песня? Ее многие воронежские мамы и папы слушают примерно первые две недели после летних каникул. Как настроить чадо на общение с Пушкиным и Пифагором - советует детский психолог Вера Морозова.

Ситуация первая: ребенок не может влиться в учебный процесс, на занятия не выгонишь, после школы норовит улизнуть во двор.

Что делать?

- Этому подвержены многие дети независимо от возраста. И главное, что должны понять в подобной ситуации родители: мы, взрослые, тут мало чем от них отличаемся. Да-да! Вспомните себя на работе в первые дни после отпуска... Поэтому не давите на ребенка, не ругайте его. Фразы вроде: «Запустишь сейчас - скатишься в двоечники!» недопустимы. Этим вы только усугубите ситуацию: дитя будет бездельничать вам назло. А то и комплексы получит: друзья-то, вон, гуляют. Во-первых, ничего он не запустит: в начале года всегда повторяют пройденное, домашние задания еще необъемные и несложные. Во-вторых, резкая смена ритма - из отдыха в трудовые подвиги - для ребенка еще больший стресс, чем для вас. Поговорите с ним на равных. Мол, вот я, взрослый человек, каждый день хожу на работу. И ты уже тоже взрослый: твоя работа - учеба. Такой подход поможет ребенку осознать собственную значимость и самодостаточность. Пообещайте, что он обязательно пойдет гулять с друзьями, но только когда сделает все уроки. Подденьте его самолюбие: «Представляешь, завтра ты это стихотворение прочитаешь лучше всех!» Но ни в коем случае не «подкупайте» новым телефоном, компьютерной игрой и т. п. Ничего не добьетесь: будет бездумно зубрить, ни во что не вникая.

Ситуация вторая: конфликт с учителем («Марьванна меня ненавидит!»).

Что делать?

- Для начала остыньте: в корне не правильно сгоряча делать однозначные выводы - это учитель плохой, или это ты, балбес, виноват. Не все учителя - горгоны с указками и не все детки - солнечные зайчики. Встретьтесь с педагогом и постарайтесь спокойно все обсудить. Отношение учителя к ребенку вы поймете из разговора. Если он выражает общую заинтересованность в решении проблемы, среди недостатков ребенка выделяет достоинства («Да, троечки, но он старается - я же вижу!»), просит вашего совета - знайте, это хороший учитель. Постарайтесь донести это до своего чада: «Марьванна к тебе замечательно относится, но в этом сочинении ты сделал четыре ошибки - кто виноват?» или «Я не верила учительнице, что ты куришь, но из кармана твоей куртки выпали сигареты»). А если педагог начинает с ходу возмущаться «поведением, успеваемостью, жуткой прической», осыпает вас претензиями - сделать вряд ли что-либо удастся. К сожалению. В таких случаях лучше всего перевести ребенка в другой класс, где этот человек не преподает, или даже в другую школу.

Ситуация третья: конфликт с одноклассниками («Меня дразнят, потому что я толстый, худой, высокий, рыжий...» - вариаций множество).

Что делать?

- И эта, и предыдущая ситуация, актуальны не только для первого класса. Это неотъемлемая часть школьной жизни. Возьмите хоть 6«А», хоть 10 «Б» - обязательно там будет что-то подобное. Конфликт с одноклассниками - следствие детской жестокости. Об этом феномене сейчас, пожалуй, знают все. В силу своей психологии дети всегда подсознательно выбирают лидера, вокруг которого объединяются, и слабака, «белую ворону», перед которым демонстрируют свою независимость и силу (как им кажется). И речь не только о детях из асоциальных семей - гнобить ровесника могут самые воспитанные и приличные отличники! Для начала выясните, с кем именно у вашего чада не складываются отношения и почему. Если дело во внешности, научите ребенка преподносить свои недостатки (с его точки зрения) как достоинства. Веснушки? Так вон, у твоей любимой Дженнифер Энистон тоже веснушки. Дочка пухленькая? Покажите ей фото Моники Белуччи. Только ни в коем случае не указывайте на физические недостатки тех детей, которые дразнят вашего (мол, а у этой Наташки ноги кривые).

Но главное, вы должны научить ребенка идти по жизни с гордо поднятой головой и ценить свою личность. В зависимости от интересов запишите его в спортивную секцию (высокий рост - отлично для баскетбола!), в танцевальную школу, на курсы испанского языка... Победы и достижения не только придадут ему уверенности, но и добавят авторитет среди сверстников.

Ситуация четвертая: первый раз... не хочу в первый класс!

Что делать?

- Тут, на самом деле, все зависит от того, как вы готовили ребенка к этому важному событию. Если малышу внушали, что «в школе из него сразу выбьют дурь» и «из таких раздолбаев только двоечники получаются» - не удивляйтесь, что он ни в какую не хочет идти в эту ужасную и страшную школу. Внушите ребенку, что школа - это новый мир, в котором его ждут открытия и приключения, новые друзья. Первоклашек родители всегда провожают-встречают, вот по дороге и расспрашивайте новоиспеченного ученика: с кем он подружился, что сегодня будет (было) на занятиях, что его больше всего удивило, запомнилось... И удивляйтесь, радуйтесь вместе с ним! Хвалите за достижения и помогайте пережить первые разочарования, ни в коем случае не упрекая и не унижая - мол, «Я так и знала, что с тобой будут проблемы!» Через пару-тройку недель устройте для него и его одноклассников маленький праздник: пусть пригласит, кого хочет, к вам домой или в кафе. Поговорите с родителями этих детей - может, соберетесь вместе? А еще лучше устроить праздник всем классом в школе - обсудите это с учителем.

Кстати, об учителе. Обязательно постарайтесь с ней (как правило, это женщины) подружиться! В начале года поговорите с глазу на глаз, попросите совета, обменяйтесь мобильными телефонами. Если у ребенка есть особенности в характере - например, застенчивый или, напротив, гиперактивный - предупредите педагога. Также учитель должен знать, если у малыша проблемы со здоровьем, если родители в разводе. Наметьте с педагогом план действий: как помочь малышу влиться в новую для него атмосферу.

Насторожить должно, если первоклашка замыкается и боится школы даже казалось бы, в безоблачной среде. Не ругайте его! Спросите ласково и доверительно, какие у него проблемы. Обязательно подключите учителя, но, так скажем, без «наездов» («Вы не справляетесь с детьми!»). И, исходя из выводов, проблему решайте. А это, как правило, одно из двух - смотрите ситуации 2 и 3.