2016-08-24T03:25:57+03:00

Мнение ученого: 80 мостов Воронежской области могут рухнуть в любой момент!

С помощью профессора архитектурно-строительного университета «Комсомолка» оценила состояние переправ
Поделиться:
Комментарии: comments1
Через дыры в Северном мосту видно воронежское водохранилище.Через дыры в Северном мосту видно воронежское водохранилище.
Изменить размер текста:

В январе 2013 года на реке Ворона в Борисоглебске с перерывом в неделю обрушились два пролета моста, находящегося в ремонте. Созданная для расследования причин ЧП комиссия пришла к выводу, что в первом случае строителями нарушена технология монтажа, а во втором виноваты разработчики проекта производства работ по демонтажу железобетонной плиты проезжей части, допустившие ошибку в расчетах. Человеческий фактор, мост ни при чем. Можно успокоиться и забыть об этом случае? Или повод задуматься о состоянии воронежских переправ все-таки есть? С этим вопросом мы отправились к специалисту в области теории мостов, профессору кафедры строительной механики ВГАСУ Владимиру Сергеевичу Сафронову.

- Это не первый звоночек, пора задуматься над проблемой износа мостов и вспомнить о необходимости их регулярного обследования, - заверил нас Владимир Сергеевич. - Ведь от того, что мы закрываем глаза на проблему, она не исчезает и мосты не молодеют. По нормативам каждые пять лет мостовые сооружения должны проходить диагностику с составлением паспорта, а каждые десять лет - инструментальное обследование. При этом проводятся расчеты прочности, вводятся ограничения по грузоподъемности, режиму движения транспорта.

НЕОБСЛЕДОВАННЫЙ НЕ ЗНАЧИТ БЕЗОПАСНЫЙ

По словам Сафронова, планомерно за мостами в области и городе следили до 90-х годов. Тогда систематически обследовали наиболее проблемные мосты и при необходимости их ремонтировали. Сейчас такие работы не проводятся, а угрожающие дефекты конструкций если и обнаруживаются, то случайно. У чиновников есть веский аргумент - отсутствие денег на обследование. Но так ли затратна эта работа?

- Паспорт на мост в среднем стоит около 50 тысяч рублей, диагностика обойдется в 200 тысяч, - говорит Сафронов. - По моим данным, сегодня на территории области порядка 800 мостов. При оценке состояния моста используют шкалу баллов : «четыре» - хорошее состояние (достаточно текущего обслуживания), «три» - удовлетворительное состояние (нужен небольшой ремонт), «два» - неудовлетворительное состояние (необходим ремонт) и аварийное состояние, требующее немедленного закрытия. Могу предположить, что 10 процентов мостов области находятся сегодня в аварийном состоянии! Вопрос лишь в том, когда они начнут рушиться, как это было в 2004 году с мостом в Новой Усмани.

Напомним, новоусманский мост обрушился прямо под колесами микроавтобуса. Несколько балок рухнули в реку, «Газель» чудом зависла на уцелевших элементах конструкции, благодаря этому жертв не было. Но выводы чиновники из той истории, видимо, не сделали.

- Я тогда работал в составе комиссии по расследованию причин обрушения моста. Мы выяснили, что составной ригель опоры имел дефект и такая бракованная деталь использовалась на многих других мостах области. Выходило, что все эти переправы нужно срочно закрывать и устранять дефект. Наши предположения подтвердились, когда мы осмотрели аналогичную конструкцию моста через реку Осередь вблизи Павловска. Эксперт зашел под мост, поднял голову и тут же выскочил: оказалось, что балки уже повисли в воздухе. После возвращения в Воронеж по нашему настоянию движение по мосту было остановлено.

Другой, но тоже достаточно распространенный дефект, который может приводить к аварии, возникает при эксплуатации мостов с пролетными строениями из предварительно напряженных составных балок. Несколько лет назад обрушился путепровод на федеральной дороге М4 «Дон» у Краснодара. К счастью, под ним не было автомобилей, поэтому жертв удалось избежать. Аналогичная конструкция моста в Листопадовском районе на мосту через реку Савала. Аварии удалось избежать только благодаря программе мониторинга, осуществляемой сотрудниками ВГАСУ на федеральных автодорогах. При одном из плановых осмотров конструкции специалисты обомлели от увиденного. Трещина в составной балке была настолько велика, что для катастрофы было достаточно и нагрузки от легкового автомобиля. Мост начали ремонтировать, а для транспорта возвели временную замену.

НОВЫЕ СТАРЫЕ МОСТЫ

На территории Воронежа находится около 40 мостов. Они, по мнению Сафронова, сохранились лучше областных, поскольку за ними хоть немного следят. Во многом, кстати, благодаря дотошным горожанам, которые замечают разрушения и сообщают о них дорожным службам. Тем не менее и здесь есть о чем задуматься.

ВОГРЭС

- Этот мост на самом деле - два отдельных моста для движения в разных направлениях, - говорит Сафронов. - Возраст у них разный. Сначала был построен один мост, по которому машины двигались в двух направлениях. Второй появился значительно позже. Соответственно, и состояние конструкций разное. Более старый требует ремонта.

ЧЕРНАВСКИЙ МОСТ

Благодаря недавно проведенной реконструкции главная достопримечательность Воронежа находится в хорошем состоянии. Единственное «но». Нагрузка, которую сегодня выдерживает мост, слишком велика даже для бодрого, но все-таки «старичка».

Дело в том, что все мосты через водохранилище (как, впрочем, и все мосты прошлой эпохи) строились с учетом нагрузки того времени и, мягко говоря, устарели. Первоначально конструкции были рассчитаны на грузовики весом в восемь тонн. Но с каждым годом планка поднималась - 10, 12, 18, а теперь уже и 38 тонн. Мосты же остались прежними. Конечно, в советские времена ограничения устанавливались с запасом, но и он когда-нибудь будет исчерпан...

СЕВЕРНЫЙ МОСТ

Хотя среди горожан он известен как «новый», новым Северный давно не является. Более того, уже несколько лет нуждается в ремонте.

- Когда вы едете по мосту, то наверняка обращаете внимание на деформационные швы, обеспечивающие температурные перемещения конструкции, - говорит Сафронов. - под ними располагаются опоры моста. Однако сегодня опорные ригели Северного моста подвергаются интенсивному разрушению водными потоками через сквозные проломы в швах. Последнее обследование этого моста мы делали десять лет назад. Подозреваю, что с того времени ситуация усугубилась.

ПУТЕПРОВОДЫ

Ремонта требуют и городские путепроводы. Например, состояние путепровода у площади Заставы оценивается на «тройку». Для находящегося в неудовлетворительном состоянии путепровода на улице 9 января через железнодорожные пути разработан проект капитального ремонта, путепровод на остановке «Работница» близок к аварийному состоянию.

Проект капремонта виадука на 9 Января уже готов. Осталось его воплотить.

Проект капремонта виадука на 9 Января уже готов. Осталось его воплотить.

КОММЕНТАРИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОБЛАСТИ

На автомобильных дорогах Воронежской области расположено 111 мостов и путепроводов федерального значения и 511 мостов и путепроводов регионального и межмуниципального значения. Обследование мостовых сооружений областной формы собственности проводится силами управления автомобильных дорог и дорожной деятельности. В случае обнаружения дефектов, влияющих на безопасность дорожного движения, составляется акт обследования, определяются альтернативные варианты движения, вводится временное ограничение движения.

В период 2010 - 2012 годов на 26 мостах вводилось ограничение движения грузового транспорта общей массой от 10 до 15 тонн. В 2011 году были выполнены работы по приведению в нормативное транспортно - эксплуатационное состояние трех мостовых сооружений, в 2012-м - шести. Кроме того, в 2012 году разработана проектно -сметная документация на капитальный ремонт двух и реконструкцию такого же количества мостов. В прошедшем году начата реконструкция мостовых переходов через реку Полубянка в Острогожском районе и через реку Гаврило в Павловском районе, окончание работ на объектах намечено на июнь и август 2013 года соответственно. В марте будут завершены работы по ремонту моста через ручей в Подгоренском районе. Всего же в текущем году приведут в надлежащее состояние 10 переправ.

ОТКЛИКИ ЧИТАТЕЛЕЙ

«Наши мосты последний раз ремонтировали при Брежневе»

Воронежские переправы вызывают опасения не только у специалиста, но и у простых жителей. Вот что они пишут на нашем сайте:

- У путепровода на «Динамо» подпорная стенка ушла на полметра. Мостик через песчанку в ужасном состоянии.

- В Новохоперске аварийный мост через Хопер. Пешеходные дорожки на нем давно закрыты, а большая часть из них совсем развалилась и осыпалась в реку. На мосту огромную дыру залатали листом железа.

- В Боброве мост через Битюг в аварийном состоянии уже несколько лет. В прошлом году с него в реку упал КАМАЗ с прицепом.

- Новоусманские мосты через Усманку не внушают доверия, стараемся объезжать через Бабяково.

- Виадук на 9 Января, плотина Воронежского водохранилища, понтон через Дон в районе Шилово.

- В Рогачевке мост, проходящий над трассой м-4 в сторону Саратова, ждет та же участь.

- Они все в плачевном состоянии. Когда их последний раз капитально ремонтировали - при Брежневе?

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также