Авто8 августа 2010 22:00

В Воронеже инструкторы автошкол учат кое-как, чтобы им платили за дополнительные занятия

Корреспондент «КП» решила проверить, во сколько на самом деле обходятся водительские права

Решив до начала занятий в вузе не тратить время впустую, я пошла учиться водить машину. Объявлению на столбе «Автокурсы всего за 9000 рублей!» я не поверила и заглянула в Интернет. Там пройти теорию и практику вождения предлагали уже за 11000. Дорого... Поэтому я позвонила приятелю, который только что закончил какие-то дешевые автокурсы.

- 8 тысяч 750, - обрадовал сообщением Андрей. - А студентам еще и 500 рублей скидки дают.

То, что надо!

- 8750, - подтвердила девушка, снявшая трубку в автошколе. - 3500 за теорию, 5250 - за автодром. Занятия два раза в неделю в 18.30. А время вождения выберете сами. Приходите в четверг на организационное собрание.

...В углу кабинета для теоретических занятий - макет оси машины и ее двигателя. По стенам развешаны запчасти.

- Изучать будем не только внутреннее строение автомобиля, но и первую медпомощь, - поясняет преподаватель Юрий Валентинович.

Но прежде мы должны пройти осмотр в психоневрологическом и наркологическом диспансерах. Справки оттуда надо предоставить в течение недели.

...На следующем занятии изучаем ПДД. Нам объясняют дорожные знаки, разметку. Обидно, что ничего не записываем в тетрадку - видимо, надеются на нашу хорошую память. Заходит директор курсов и сообщает, что в ГИБДД перенесли дату экзамена и теперь на права мы будем сдавать на месяц раньше. То есть вместо положенных двух с половиной месяцев занимаемся всего полтора.

- Из-за этого теория у вас будет трижды в неделю, - говорит директор. - А занятия продлим на полчаса.

- Мне это неудобно из-за работы, - робко подаю я голос...

- Как-то успевай. Не наши проблемы - тебе права получать.

Для занятий по вождению нас распределили по группам. Машин всего пять: «восьмерка», две «девятки», Лада «Калина» и «Шкода». Мне достается «восьмерка». Как говорится, тяжело в учении - легко в бою.

- Записывайтесь сразу на несколько занятий в неделю, - предупреждает директор автошколы. - Экзамен уже на носу! Не переживайте: с нашими водителями все сдадите. В других автошколах, скажу по секрету, с инструкторов требуют, чтобы учили своих подопечных водить кое-как. Ну чтобы те покупали и покупали занятия, платили денежки. А инструкторов, которые нормально учат, попросту увольняют. Типа нечего бизнес ломать...

Подкапотные прелести

В первый мой день на автодроме инструктор Артем рассказывает мне устройство машины. Затем мы трогаемся...

Одно занятие - полтора часа. Всего до экзамена я обязана отъездить 30 академических часов (каждый по 45 минут). Инструкторы, по моим наблюдениям, имеют привычку отпускать всех пораньше минут на 15. Прибавьте к этому время в пробках на автодроме, получается, реально на вождение уходит час, не больше. Кстати, в сертификате, выдаваемом по окончании автокурсов, указано, что мы прошли 50 часов вождения...

На следующем занятии, прибыв на автодром, застаю Артема, возящегося под капотом нашей «восьмерки».

- Ты садись в машину, - кричит он мне. - Сейчас исправлю все и поедем.

Проходит полчаса, рядом с машиной толпится уже целый «консилиум» инструкторов, который в конце концов рассасывается, а поломка в машине остается. Но Артем все равно решает ехать.

- Напомни мне потом, чтобы мы с тобой потом пропавшие полчаса откатали, - говорит он...

Следующее вождение - через пять дней. Однако Артем машину так и не починил.

- Позвони мне завтра, - просит он по телефону. - Назначим время следующего занятия. Но на завтра история повторяется, а послезавтра я вообще не могу дозвониться до своего инструктора. На очередном уроке по теории вождения директор сообщает, что Артема уволили, а всех его учеников переводят к другим инструкторам. Меня пересаживают на «Калину». До экзамена две недели, я бросаюсь звонить новому инструктору - Сергею Николаевичу. Он в недоумении: во-первых, у него и без меня переполненная группа, во-вторых, учить меня уже практически некогда. Помявшись, он снисходит: «Приезжай в воскресенье».

- Автодром же не работает...

- Ну и что, - невозмутимо отвечает тот. - Я же работаю. Подходи не на автодром, а на площадку рядом. Будем там учиться.

«Площадка рядом» оказывается простой парковкой. Хитрые инструкторы организовали там псевдоавтодром. Поставили колышки, чтобы водители-«чайники» могли отрабатывать элементы вождения. По воскресеньям и понедельникам, когда автодром закрыт, все тренируются там.

Садясь первый раз в «Калину», цепенею. Учиться водить приходится заново. Под конец занятий решаем, когда снова сможем встретиться. Практически все часы у моего инструктора заняты вплоть до экзамена. Меня он вписывает в оставшиеся «дырки»: полдень и два часа дня. А что я скажу на работе?

- До внутреннего экзамена ты не откатаешь положенных 15 занятий, - сообщает мне инструктор. - Могут не допустить до экзамена в ГАИ.

Тут я свирепею. Я же заплатила деньги! Учите! Сергей Николаевич, видя мою реакцию, замолкает, а потом говорит, мол, ничего, что-нибудь придумаем. Следующие уроки у нас проходят как по маслу, и меня наконец-то допускают водить по городу. Наш путь лежит к Новой Усмани. Туда не так сложно доехать - едешь себе по прямой и все. Наконец-то я чувствую себя водителем!

...На уроке по оказанию первой медпомощи пострадавшим в ДТП получаю «ценный» совет.

- Просто выучите к экзамену все билеты с вопросами по медицине, - говорит нам преподаватель. - А на месте ДТП лучше сразу вызывать «Скорую», а самим не вмешиваться. А то еще больше навредите.

Пишем контрольную. Нам раздали по два билета. Только преподаватель выходит за дверь, как все бросаются списывать из книжек. Сдаем свои письменные ответы, у меня находят семь ошибок. Ну зато я не сдирала из книжки, а просто не успела написать все, что могла бы...

На следующих занятиях по теории вождения первый час мы самостоятельно решаем задачки из билетов, второй - пишем контрольную. И так пока не кончатся наши 105 часов теоретических занятий.

Экзамены

Сегодня у меня экзамен по теории в автошколе. Если сдам его и вождение, допустят к экзамену в ГИБДД. Нет - переведут в следующую группу и буду ждать еще месяц пересдачи. Всего билетов по теории ПДД 40 штук, в каждом по четыре темы, в теме по пять вопросов, итого - 20 задач. На экзамене все темы будут перемешаны, так что делать шпаргалки бессмысленно.

С собой - 700 рублей, которые идут на оплату экзаменов, внутреннего и внешнего. Не сдашь теорию - плати дополнительно 100 рублей за пересдачу. В ГИБДД можно сделать целых две ошибки в одном билете, чтобы получить заветное «сдал», у нас в автошколе нельзя сделать ни одной ошибки в двух билетах.

Ждать результатов приходится полтора часа. Узнаем, что теорию сдали пятеро. У меня и еще 10 человек - по одной ошибке, у остальных 22 ошибки и больше... Пересдача через день, сразу после внутреннего экзамена по вождению.

Внутренний экзамен на автодроме - через несколько дней. Переживаю: до него я почти не ездила по городу. Остальные тоже боятся: кто за «горку», кто за «змейку»... Начинаются испытания. Кто-то глохнет на первом же упражнении, кто-то сбивает стойку в «гараже», кто-то не встает ровно на парковке. Директор автошколы только успевает отмечать в своем блокноте «не сдал». Одного парня буквально выпихивают из машины - слишком долго стоит на «горе». Второго шанса, как в ГИБДД, на внутреннем экзамене не дают. Сделал ошибку - свободен на месяц.

Я сажусь в машину. Ноги трясутся. Автомобиль влетает на горку, тяну ручник. Он и раньше тяжело поднимался, а теперь весь мокрый от рук предыдущих водителей не поддается. Каким-то чудом я все же его поднимаю, жму газ «в пол», чтобы не заглохнуть. Но все равно глохну. Однако не откатываюсь, быстро включаю зажигание и еду к следующему этапу. Пока директор выводит мне три штрафных балла, я на одном дыхании проделываю остальные упражнения и выкатываюсь на финишную прямую. Сдала! Примерно полгруппы с заданием не справились.

- Берите еще занятия, учитесь ездить нормально, - говорит директор школы. - А те, кто сдал, покупайте еще пять занятий - 1750 рублей. Научитесь за эти 10 часов водить как следует - допущу до ГАИ. Но если ваш инструктор не даст добро - будете еще месяц ждать.

Внутренний экзамен так и закончился для нашей группы на автодроме. Выпустить в город с такими знаниями и навыками директор нас побоялся. Да и время поджимало. В шесть - пересдача теории. Пришло полгруппы, я в их числе. На этот раз, отвечая на вопросы в билетах, не допустила ни одной ошибки! То же самое удалось еще троим. Остальным объявили: «Готовьте деньги на пересдачу»...

Через неделю в восемь утра мы приехали в ГИБДД области. Из 28 человек нашей группы к экзамену допустили 17. Инструктор так и не давал мне покататься по городу всю эту неделю, хотя я и научилась делать «горку» с первого раза.

- Я вижу, чтобы ты чувствуешь себя неуверенно за рулем, - говорил он каждое занятие. В ГИБДД, пока не сдал один этап, до следующего не допустят. Завалился на последнем этапе - вождении по городу, - пересдавать придется только его. А если допустил ошибку на автодроме, то пересдавать придется как его, так и «город». Теория тут сдается по одному билету, на компьютерах, по принципу тестирования. На экзамене можно допустить всего две ошибки. Сделал третью - на мониторе высвечивается «не сдал». Сдаю без ошибок! То же удается еще 14 моим товарищам.

Следующий тур - автодром. Ждать его пришлось три часа. Инструкторы намекнули, что мы должны собрать по 300 рублей.

- Но мы же уже заплатили 700 рублей за оба экзамена?!

- А это мы собираем за аренду машины, - выкрутился инструктор.

Позже узнаю, что деньги идут «на подарок» инспектору, чтобы тот во время езды по городу не обращал внимания на мелкие недочеты.

Нашей группе достаются упражнения «горка», «гараж» и «змейка». Вообще упражнений существует пять (плюс к перечисленным - «параллельная парковка» и «разворот в два приема»). Но на экзамене инструктор из пяти для сдачи выбирает всего три. Я решаюсь сдать автодром в числе первых. На «горке» нога не поддается моим приказам, и стрелка на приборах прыгает с тысячи оборотов до трех.

- Так, ты что делаешь?! - кричит мне инспектор. - А если в центре пробка будет, ты также будешь стоять и мешать движению?

Быстро соображаю, что делать с педалями, нога после первой неудачи перестает трястись. Газ, сцепление, ручной тормоз... Не понимаю как, но я оказываюсь у «гаража», «на автомате» прохожу следующие два упражнения. Готово!

Теперь ждем поездки по городу. Первой сдает девушка, которая только что прошла автодром. Чтобы дело пошло быстрей, инспектор садится в машину вместе со сдающими. Она выруливает с автодрома, поворачивает на светофоре, и все - сдала.

Моя очередь. Из-за пробок мы съезжаем с основной улицы в сады и едем там по узенькой дороге. Я выезжаю из жилой зоны на основную улицу под углом в 90 градусов, и инспектор приказывает мне остановиться.

- Главное при повороте направо, - говорит он, - прижаться как можно ближе к правой части дороги. Вот тебе карточка, придешь через неделю.

Я осознаю, что не сдала, лишь когда вижу 5 баллов в моих документах. За маленькие ошибки дают по одному баллу, за средние - три. С ними еще можно сдать, но если допустишь грубую ошибку, как я, тебе дадут 5 - «не сдал».

Расстроенная, плетусь обратно в ГАИ, узнать, как быть дальше. Прийти повторно сдавать экзамен можно через неделю. Кроме меня практику не сдали еще четыре человека. Вокруг шушукаются, что определенный процент сдающих в ГАИ заваливают специально. У инспекторов якобы есть негласный приказ: из 100% учеников с первого раза сдать должны не больше 10 - 20%... Осторожно интересуюсь у наших инструкторов, нельзя ли уладить вопрос с получением прав как-нибудь побыстрее. Оказывается, можно. Один этап экзамена, объясняют мне, можно купить за пять тысяч рублей. Если совсем не хочется сдавать на права - плати 15 тысяч, как за три этапа. Все эти махинации инструкторы проделывают вместе с гаишниками - связь отлажена. «Так что все пройдет гладко», - обещают мне. Спасибо, я как-нибудь сама...

Я наняла инструктора из другой воронежской автошколы, и за 300 рублей в час он не только поднатаскал меня в вождении, но и объяснил все тонкости сдачи экзамена в ГИБДД.

- Обязательно покажи инспектору, что ты уверенно чувствуешь себя за рулем, - объяснил мне Алексей. - Для этого при первой возможности переключись на четвертую скорость. Инспектор сразу попросит тебя найти место для остановки. Таким образом, тебе не придется ехать большой отрезок пути. Только не превышай скорость в 60 км/ч.

Пересдача экзамена в ГИБДД бесплатная, так что ходить можно, пока у инспектора не лопнет терпение.

В день пересдачи плачу хозяину автомобиля 500 рублей за аренду. Для надежности проверяю, как работает четвертая скорость.

- На четвертую не переключайся, - строго говорит инструктор. - Не стоит рисковать.

Мне достается запутанный участок дороги. На повороте переключаюсь с первой передачи на вторую, но коробка заедает, и машина начинает вилять. Сердце уходит в пятки. Следующий светофор довольно каверзный. Жму газ в пол и на третьей скорости влетаю в поворот, чтобы проехать без остановки. Быстро переключаюсь на четвертую скорость, вопреки совету владельца автомобиля. Тут на светофоре загорается красный свет. Впечатленный инспектор говорит мне выбирать место для остановки. Упрекнув меня в том, что в самом начале машина виляла, он все же поздравляет меня со сдачей экзамена.

На это раз экзамен сдали все, кто пришел. После возвращаюсь в ГИБДД и плачу 830 рублей за права нового образца. Тут же делаю фото и через полчаса получаю на руки права. Я - водитель!

СЧИТАЛКА «КП»

Теоретические занятия - 3 500 руб.

Практические занятия - 30 часов - 5 250 руб. - 50 часов - 8 750 руб. - дополнительное занятие - 350 руб.

Медицинские справки - 440 руб.

Фотографии - 100 руб.

Учебники - 200 руб.

Экзамены - 700 руб.

Пересдача теории - 100 руб.

Подарок инспектору - 300 руб.

Плата за аренду автомобиля во время экзамена - 500 руб.

Права - Старого образца - 430 руб. - Нового образца - 830 руб.

Итого: 14 820 руб. (средняя сумма, без пересдач).