Премия Рунета-2020
Воронеж
+16°
Boom metrics
Происшествия24 марта 2008 22:00

«Андрюше давно угрожали из-за его «нерусской» внешности»

Новые факты об убийстве 15-летнего воронежца

В субботу мы рассказали о чудовищном преступлении в Воронеже. Вечером 5 марта на берегу водохранилища у дома 7/4 по Ленинскому проспекту толпа отморозков расправилась с 15-летним юношей. Сначала Андрея били ногами, обутыми в тяжелые ботинки. Потом - уже бездыханного - резали ножом. На теле мальчика осталось 14 ран. Подозреваемых задержали быстро, а уже 18-го пятерым 17 - 20-летним подросткам предъявили обвинение в убийстве на расовой почве. В принципе ничего сверхъестественного для нашего города. Тем более Андрей действительно смахивал на южанина: черные волосы, темные глаза. Но по одной из версий следствия, якобы Андрей просил принять его в ряды националистов, а они отказали ему. А потом убили... Мы провели собственное расследование и обнаружили немало моментов, которые говорят о том, что вряд ли такое было возможно.

«Он похож на донского казака»

Зачем, спросите, вообще разбираться: было возможно или не было? Главное, чтобы наказали убийц. Согласна. Но как быть с этической точки зрения, когда на человеке могут посмертно поставить клеймо нациста? Близкие люди и просто знакомые Андрея узнавали о версии следователей от меня. В ответ с ужасом округляли глаза: полный бред. С этим, кстати, соглашались даже те, кто при жизни мальчика явно не ходил у него в друзьях... Но - обо всем по порядку.

Папа Андрея Игорь - русский, мама Зурият - адыгейка. Но и у нее, судя по отчеству Анатольевна, русские корни. К тому же бабушка мальчика Антонина Федоровна описывает ее светлой, с серо-голубыми глазами.

- Внук пошел в прадеда, - считает она. - Тот был донской казак: такие же черные волосы, смуглый. Я и сама до 20 лет оставалась темненькой, лишь потом начала светлеть.

Каплю нерусскости в Зубкове практически никто не замечал, некоторые даже смуглым его не называли: просто «черненький» ребенок. Он, хоть и родился в Азербайджане, с малых лет жил в Воронеже, без акцента говорил по-русски. Но не зря говорят, что дети самые жестокие. Каждому детскому сообществу непременно нужен «мальчик для битья», и достаточно капли, чтобы объявить человеку травлю. Так, видимо, случилось с Андреем.

«С детства дразнили «чечен»

Вся его короткая жизнь - сплошная полоса несчастья. Мать бросила еще двухлеткой, следом отец завел новую семью, а сына оставил своей родительнице - Антонине Федоровне. В начале 90-х впопыхах бежали из Азербайджана сначала в Старый Оскол, потом в Воронеж. Как и у многих, началась неразбериха с документами. В итоге Антонина Федоровна, бывший врач, осталась с пенсией в две тысячи рублей. На нее она жила сама и растила внука. Который иногда называл бабушку «мамой»...

А 6 марта около полудня в дверь Зубковых позвонили. Антонина Федоровна ждала Андрюшу, но на пороге стояли милиционеры. Кто-то протянул ей ключ от подъезда и крестик: «Ваше?»

Она опознавала его по шрамам на лбу и на лодыжке

Сейчас многие из тех, кто знал Андрея, рассказывают: его травили давно - именно из-за похожести на нерусского. Но защитить парня было некому. А сам мальчик рос больше похожим на девочку: стирал себе носки и готовил бабушке обеды.

- Конфликты с ровесниками из-за внешности у него были с детства. На улице и в школе постоянно дразнили: «Чечен, чечен»... - чтобы не плакать, бабушка зажимает в коленях сжатые кулаки. - Били. Смеялись. Помню, он еще был маленький. Стоит во дворе и реве-е-ет... Смотрю, а ребята ему в шорты какую-то варежку засунули.

По словам бабушки, Андрей рос, и угрозы становились серьезнее. У них были очень доверительные отношения, и парень без стеснения рассказывал ей все. Она вспоминает: его запугали до того, что, считай, взрослый уже юноша боялся один ходить по улице! Когда Андрей пытался отбиваться отговорками типа: «У меня же папа русский, и имя с фамилией», ему смеялись в лицо: «Врешь, Зубков - нерусская фамилия!»

И 70-летняя женщина провожала-встречала внука на остановке.

О том, что Андрей жил в постоянном страхе, рассказали и соседка, и его подруга по детскому центру Аня*. С Аней я встречалась отдельно от бабушки. 16-летняя девочка не могла вдруг это сочинить... Она также вспомнила ту идиотскую реплику о «нерусской фамилии». А еще что видела и слышала, как Андрею угрожали незадолго до трагедии.

- 5 марта после обеда он стоял на улице с каким-то мальчиком, - говорит Аня. - О чем-то спорили, а потом парень громко крикнул Андрею: «Еще раз появишься в нашем районе, не знаю, что с тобой сделаю!»

Зубкова убили через несколько часов. В том самом районе.

...Накануне смерти Андрей заявил бабушке и Ане, что больше не пойдет в центр, так как в пресловутом «том районе» ему угрожают. А в сам роковой день порывался идти на какую-то «стрелку», но девушка вместе с подругой Катей* его отговаривала. Возможно, решил наконец дать отпор обидчикам, однако девочки боялись: не с его характером лезть в разборки.

- Нам казалось, отговорили. Около половины шестого вечера он вместе с двумя ребятами из центра пошел на остановку, чтобы ехать домой. Но там встретил какого-то парня - наши его не знали. Ребята уехали, а Андрей остался с ним...

«Свастика - это перевернутое солнышко»

Я уже говорила: в то, что Андрей мог попроситься в ряды нацистов, не верит никто. Да и согласитесь, слабо теперь в это верится. Хоть он и был, как отмечают педагоги, «сложным ребенком».

В детстве Андрей получил три травмы головы, и это не могло не сказаться на здоровье. Внешне никак не проявлялось - только в поведении. Трудно сходился с людьми, в коллективе всегда оставался белой вороной. В итоге с пятого класса мальчика перевели на домашнее обучение. Впрочем, учился Андрюшка сносно, без двоек. А с этого учебного года (Андрей перешел в восьмой класс) учебу забросил, начал сбегать из дома. Пару раз его ловили в Москве - добирался «зайцем» на электричках. Помещали в приют, отмывали, откармливали и возвращали в Воронеж.

- Я понимаю: ему там даже лучше было, - вздыхает бабушка. - Что он тут увидит на мои две тысячи? А там хоть ел по-человечески...

Однако Аня говорит, не за пирожками Андрей в Москву удирал. А «от них». От тех, кого боялся. И не понимает: если это «они» его убили, как он мог хотеть их дружбы?Никто, повторюсь, фашистских наклонностей у парня не замечал. Ни директор 61-й школы Лариса Самодурова, где он учился: «Был открытый ласковый мальчик!» Ни соседи: «Ремонтировал во дворе детскую площадку и в прошлом году к 9 Мая рисовал ветерану из подъезда поздравительный плакат». Ни педагоги детского центра: «Здорово играл в теннис, к 8 Марта учил частушки для праздничного вечера. Но не дожил...»

В этом центре занимаются дети, не такие, как все - у них самые разные проблемы со здоровьем, и с обычными сверстниками им подчас сложно. Вышивают, поют, занимаются спортом и - раскрываются. Здесь, как замечают многие, Андрюшка ожил. У него появились друзья. Точнее, подруги - те самые Аня и Катя. Им он доверял не меньше, чем бабушке.

- Если бы Андрей чем увлекся, пусть даже фашизмом, он бы нам точно сказал!Да и рассудите сами: стал бы будущий нацист поздравлять ветерана с 9 Мая и ходить в детский клуб по интересам?

Андрей любил рисовать. Копировал в школьные тетрадки разные картинки - в основном машины. Но на нескольких страницах - вдруг изображения свастики и логотипы немецкой рок-группы «Рамштайн». Хотя мальчик и слушать-то ее не мог: дома не было даже магнитофона, не говоря уже о компьютере...

- Помню, внук показал мне это, и я его отругала, - вспоминает Антонина Федоровна. - А он не понимает: «Бабушка, я прочитал, этот знак - перевернутое солнышко...» Пришлось объяснять.

Таких рисунков на самом деле всего два-три. Нет на полках Андрея ни портретов Гитлера, ни соответствующих книжек. Зато на одной из тетрадных страничек крупными буквами выведено: «Я люблю Анжелику из Лисок». Андрей, говорят, мечтал о семье и хотел стать милиционером...

* Имена девочек изменены. Название центра мы не упоминаем, чтобы не бросить тень на детское учреждение.

Официально

Ход расследования прокомментировала Ирина МЕЛЬНИК, помощник руководителя Следственного управления СК при прокуратуре РФ по Воронежской области:

- Обвинение предъявлено по статье «Убийство, совершенное группой лиц по предварительному сговору по мотиву национальной и расовой ненависти». Обвиняемых пятеро, все они взяты под стражу. Двоим 17 лет, двоим 18, одному 20. Все из благополучных семей, кроме старшего - он стоял на учете в милиции, у него проблемные родители. Сами обвиняемые называют себя членами неформальной молодежной группы «Русское национальное сопротивление», от дачи показаний не отказываются. Совершеннолетним грозит от восьми лет до пожизненного заключения. А несовершеннолетним по закону нельзя назначить больше 10 лет, нижний порог сокращается вдвое - до четырех лет.

Вопрос ребром

Почему его не защитили?

Я с натяжкой все же предположу, зачем Андрей ВДРУГ МОГ попроситься в стаю сопливых «фашистов»: чтобы оставили в покое. И если так, страшно вдвойне. Во-первых, мерзко, что в нашем городе вообще есть эта червоточина. Во-вторых, тогда выходит, ответственные дяди и тети закрыли глаза на детский ужас. Почему Андрея никто не защитил, если ему действительно угрожали и тому есть свидетели, помимо старенькой бабушки? Директор школы Лариса Самодурова уверена:

- В нашей округе ему никто не угрожал. Школа и дом мальчика рядом (на ул. Ростовской. - Ред.), а я этот район хорошо знаю, сама прожила тут 33 года. Здесь много детей-иностранцев - дома дешевые, приезжие охотно покупают квартиры. В классах спокойно уживаются и армяне, и татары... 25 лет проработала в этой школе: у нас нет никакой расовой нетерпимости.

Андрея в силу его «трудности» знали и в инспекции по делам несовершеннолетних. Антонина Федоровна утверждает: обращалась туда за помощью, говорила о страхах внука.

- Что могу сказать, в бабушке сейчас говорит горе, - ответила мне Валентина МАРЧЕНКОВА, начальник Южного ПДН. - Никто Андрею не угрожал, во всяком случае в нашем районе. Заявлений о побоях к нам тоже не поступало. А то, что он в последнее время от рук отбился, - факт. Бабушка с ним не справлялась. Теперь она невольно в своей беде винит других, ее можно понять...

...Андрея, кстати, могли защитить в сам момент убийства. То, что происходило на водохранилище, видели несколько ребят - как после выяснилось, знакомых Ани. Они вспоминали, как мальчика сначала хотели утопить... Ребята думали было вызвать милицию, а потом испугались. Более того, кто-то за Андрея все же вступился. Но его - русского - скинхеды избили до полусмерти...