Премия Рунета-2020
Воронеж
+11°
Boom metrics
Звезды16 октября 2006 22:00

Евгений ГРИШКОВЕЦ: "Мечтаю один день побыть женщиной!"

На гастролях в Воронеже писатель не смог толком пообщаться с поклонниками. «Комсомолка» позаботилась о тех, кто не получил ответы на свои вопросы на встрече с автором
Источник:kp.ru

- Евгений, по оценке Гришковца-филолога Гришковец-писатель - хороший? - Да. Я считаю, что после «Рек» я стал писателем отчетливо лаконичным. Я знаю свои слабости. Плохо пишу линейную историю, фабула меня не так интересует. Зато я очень силен в композиции. И я внятный писатель. С определенным, своим стилем. Я не запутываю читателя. И у меня все в порядке с жанром. - Вы производите впечатление человека противоречивого. Какой вы на самом деле? - В чем противоречивый? - Вы такой... несуразный, но при этом умеете зарабатывать деньги. Вроде бы наивный - и в то же время умеете себя похвалить. - Ну, мне кажется, я не такой уж несуразный... Cтараюсь хорошо выглядеть. Я человек, внимательный к деталям. А насчет денег... Если уж написал книгу или сделал спектакль, нужно же создать условия, чтобы это дошло до читателя или зрителя. Это не домашняя радость, это профессиональное желание - чтобы это прочли и увидели как можно больше людей.

«Пиратские диски не подписываю»

- Вы ранимый? - Весьма. По-человечески меня может ранить поверхностная, неумная или просто злая статья по поводу того, что я делаю. Могут ранить высказывания людей. А вот как профессионал я, черт возьми, очень уверенный в себе автор. Просто высказывания публики или журналистов часто доходят не до автора, а до человека. Еще любые проявления предательства, вероломства ранят. - А что может обрадовать? - Подвиг. Я от этого сильно впечатляюсь. В последнее время в основном читаю историческую литературу. Вчера в первый раз посмотрел фильм Вуди Аллена «Сладкий и гадкий», так понравилось, что даже звонил друзьям. - А 9 часов подряд на «Золотой маске» выступали ради подвига? - Нет. Просто было любопытно, смогу ли я это выдержать. Но вообще экспериментами как таковыми я не занимаюсь. То, что я делаю в творчестве - это не эксперимент, а художественное высказывание. Сейчас собираюсь снять фильм-монолог о Москве, буду автором и режиссером. А себя испытывать мне больше неинтересно. Я, к примеру, никогда не занимался спортом, потому что не азартен. В детстве, гоняя в хоккей, я никогда не переживал, выиграет моя команда или нет. Поэтому я с парусом не плаваю, с парашютом не прыгаю, альпинизмом не занимаюсь. Мне лень на это тратить время. Я лучше посплю. - Вы большой оригинал, раз сразу после создания ваши произведения можно найти в Интернете. - Издатели с этим категорически не согласны. Но мне же хочется узнать реакцию немедленно, а не когда через девять месяцев выйдет книга. Я не боюсь. Люди, которым понравилось, потом все равно приобретут книгу, хотя бы в подарок. Но зато я не ввожу читателей в заблуждение, когда купил - и разочаровался. Так что я в меньшей степени сталкиваюсь с отрицательной реакцией, они ведь осознанно покупают. - А как же пиратство? - Очень часто случается. Пиратировали даже сборник пьес. Мы долго боролись, было уголовное дело против издательства «Зебра». В итоге они изъяли книгу из продажи. Порой с удивительными образцами контрафакта встречаюсь. Недавно купил DVD, что называется, «2 в 1»: моя «Собака» вместе с фильмом «Тупой, еще тупее». Купил «4 в 1»: два своих спектакля с двумя «Дозорами». Жаль, конечно, что эти деньги уходят бандитам, а не мне. Но пиратские диски я не подписываю. - Деньги для вас что значат? - От них отмахиваться нельзя, и я этого никогда не делаю. Но в то же время я ни разу не допускал, чтобы первой причиной работы были деньги. Мне важнее, чтобы это было для меня творчески интересно, любопытно. Мне в начале карьеры много предлагали писать для телевидения, диалоги для сериалов, но я отказывался. Например, Табаков предлагал за серьезные деньги переделать в пьесу «Роман с кокаином» Агеева. Но я понял, что нужно будет серьезно заниматься, с маху не получится, и отказался.

«Мэрилин Монро вульгарная, но такая прекрасная!»

- Почему вы так мечтаете один день побыть женщиной, чтобы написать об этом? - Это просто сильнейшее любопытство. Жизнь женщин космически другая. Представляете, взглянуть на себя: а я женщина! Интересно же! Я бы пошел обязательно сделал маникюр, укладку, сходил бы по магазинам. Хочется иметь сознание женщины, а не быть мужчиной в женском теле. И потом все запомнить. Я уверен, женщины более жизнестойкие, чем мужчины, и менее самолюбивы. Мужики же самолюбивы тотально: если что-то их задевает, они начинают жутко переживать. А женщины гораздо лучше выдерживают удары, более жизнерадостны. - Как-то вы сказали, что из известных людей хотели бы встретиться с Мэрилин Монро. Чем она вас привлекает? - И пусть все считают ее банальной, пошлой, вульгарной. Но оторваться-то от нее невозможно! Она такая, какая всем нужна! Прекрасная! Это воплощение 50-х годов, голливудской сказки, с их огромными машинами, послевоенным счастьем. - И гламуром. Вы как к нему относитесь? - На моих афишках написали «гламурный театр Гришковца». Но это самодеятельность ваших организаторов. Какой к черту гламур! Я к нему отношения не имею. Хоть и вел один раз церемонию журнала «GQ». - Но вы модник? - Да, я одеваюсь довольно модно, сам себе выбираю одежду. И вообще слежу за новинками. Но на фильм «Меченосец» не пойду. Потому что на него у меня нет надежды. Надежды на то, что я получу впечатление, нету. А идти гневаться, сердиться на то, что сняли в очередной раз идиотизм, нет желания. - А что вам понравилось из кино? - Фильм «Пыль» с Петром Мамоновым. Это не какой-то шедевр, но что-то в нем есть. «Космос как предчувствие» произвел на меня впечатление. Это хорошее отечественное кино, очень русское. И фильм «На Верхней Масловке» запомнился. Евгений Миронов там такой, как всегда, ничего особенного, и сам фильм очень оторван от жизни, но режиссер Худяков молодец. Нам повезло, что он дал возможность великой актрисе Алисе Фрейндлих в этом возрасте так сыграть. Это просто счастье и событие.

«Про убийства я рассказывать не буду!»

- У вас есть опыт в кино. У кого бы вы еще хотели сняться? - Мне повезло, я ведь уже работал с хорошими режиссерами. У Панфилова «В круге первом», хоть у меня и была эпизодическая роль - сыграл Константина Симонова, - но пять дней съемок прошли очень интересно. У Тодоровского-старшего снялся бы. Да и у младшего можно, он тоже скорее гуманистического плана человек. Я бы хотел сыграть у Данелия, но вряд ли он сейчас в той же художественной форме. - Скоро закончится ваше «Настроение» на СТС. Почему? - Я изначально соглашался на годовой цикл. Идея была в том, что это будет что-то вроде особенного «прогноза погоды». То есть я что-то говорю, а за мной идет прогноз погоды. Летом говорить о лете, зимой о зиме. Потом от этого отказались. Год заканчивается, и я не вижу смысла продолжать, жевать эту жвачку, мне не интересно. Программа скоро выйдет в виде DVD. - А новых планов насчет телепередач нет? - Меня в телевизоре и так слишком много. И периодически зовут. Однажды даже предлагали вести программу типа «Честного детектива», рассказывать про жуткие убийства. Редактор был забавный, говорил: «Вы же можете интересно рассказать, как голову отрезали». Представляете? - На корпоративных вечеринках играете? - Спектакль никогда не буду играть на корпоративках. В этом случае люди приходят не на постановку, а по приглашению этого человека или фирмы. А вот с группой «Бигуди» периодически участвую в таких концертах. Потому что мне нравится играть с этой группой и хочется помочь им заработать. Но это бывает нечасто.

«Подарки дочке делать не умею»

- Какие у вас отношения с детьми? - Младшему два года, и пока, как это было и с дочкой до четырех лет, с ним у меня нет практически никакого контакта. Ну что я ему могу дать? Поносить на руках, на шею посадить, сходить в зоопарк... А сюсюкать я не умею совсем. Я могу говорить о том, что мне подлинно интересно. Наташе, ей сейчас 11, я иногда читаю вслух Джека Лондона. Мы ездили вдвоем в путешествие. Сейчас у меня с ней уже появились общие темы. Она вот придет из школы обиженная, ни с кем не разговаривает... Проявления детской жестокости случаются. Мне удается ее разговорить. Еще мы с ней фанаты мультфильмов Миадзаки, в Японии они вошли в школьную программу. Почему у нас в школе не преподают ни кино, ни мультипликацию? Это неправильно, это же пласт культуры... Но я пока не умею дочке покупать подарки. Лена, жена, это здорово делает. - А жене подарки дарите? - Да. Дарю обувь. Я вообще люблю обувь и покупаю то, что хочу, чтобы она носила. Я знаю ее размер. - Это шпильки или мокасины? - Не то и не другое. Я люблю английского типа обувь, удобную, на невысоком каблуке. - О чем будет следующий ваш спектакль? - Не могу пока сформулировать. Но тема придумана. - Чем вам Воронеж запомнился? - Да я вот и не успел его посмотреть. Но мне очень нравится постановка моей «Зимы» в вашем Камерном театре. Она более современная, сегодняшняя, это здорово. Очень понравились актеры и то, как они любят этот спектакль.

Еще на эту тему: Гришковец проспал встречу с читателями