Погружение в воронежское море
Начало
От петровских шлюзов - до современного водоема
Реку Воронеж перегораживали плотинами еще в петровские времена. Два сооружения спроектировал гость из Англии - капитан Джон Перри. (Именно он стал прототипом Уильяма Перри, героя «Епифанских шлюзов» Андрея Платонова.) В своем сочинении «Состояние России при нынешнем царе» англичанин вспоминает:
В то время Лорд Апраксин... благоволил беседовать со мною насчет Царских кораблей в Воронеже, которые, быв построены из сырого леса, весьма скоро подвергались гниению, не выдерживали кренения и, спущенные на воду, легко шли ко дну. Я сказал Его Вельможности, что... есть способ... исправлять корабли без кренения: их можно бы было чинить на суше посредством запруды, сделанной на реке, для чего следовало бы устроить большой шлюз с подвижными воротами.
Перри вспоминает, что начал эту работу в 1702 году и закончил через 16 месяцев. Шлюз построили недалеко от места впадения реки Воронеж в Дон.
Воронеж. Гравюра Корнелия Де Бруина, 1703.
Неутомимый Петр поставил новую задачу. Требовалось сделать так, чтобы огромные корабли могли проходить от города до Дона не только во время половодья. Англичанин взялся за работу в 1704 году. Сооружение появилось в районе нынешнего Вогрэсовского моста. Перри писал:
Шлюзы были 43 футов (более 13 м. - Ред.) ширины, и настолько глубоки, чтоб возможно было посредством их поднять воду для прохода восьмидесятипушечных кораблей. Дамбы, устроенные мною, столь прочны и тверды, что не терпят никакого ущерба от весенних потоков, и не подвергнутся опасности быть разорванными ими, доколе существует мир.
Нужда в этих шлюзах быстро отпала: строительство кораблей перенесли в Таврово. Зато спустя два века остатки сооружений преподнесли городу неожиданную проблему. В статье «Река Воронеж: ее прошлое, настоящее и будущее» Андрей Платонов сообщал:
На так называемом шлюзе сохранились еще остатки (основания) плотин, эти плотины, образуя подпор для реки, замедляют водоток... благодаря чему твердые частицы опускаются на дно, и происходит... обмеление. Но расход реки (количество воды, утекающей в единицу времени) остается прежний, а дно вместе с годами поднимается – река уже не вмещает своей влаги в своем русле и размещает ее по своей пойме, образуя болото, развилки, рукава и пр., где и нашел себе прочную обитель малярийный комар.
Платонов выдвигал те же предложения по оздоровлению реки, что звучат сегодня по отношению к водохранилищу: заняться углублением.

Любопытно, что в середине 20-х на месте шлюзов хотели построить ГЭС. Андрей Платонов в статье «Воронежская гидроэлектрическая станция» пишет: «Она будет создана, горизонт воды в реке будет урегулирован, постылого мелководья на реке, где нарождался флот, больше не будет».

Станцию в итоге не возвели. Однако, как пишет географ Виталий Мишон, на заре электрификации две небольшие турбинные гидросиловые установки на реке все же работали. Одна - у села Кузьминки, вторая - у Чижовки.
Главная метаморфоза
Почему создание водохранилища обрадовало не всех горожан
В 30-х росли промышленные предприятия, а вместе с ними - и потребность в воде. Тогда власти пришли к идее создания водохранилища.

Эти планы сорвала война. Но к ним вернулись после восстановления Воронежа, когда развитие промышленности и расширение города истощило подземные источники до предела.

- Подошла и другая беда. Протекли отстойники химических комбинатов: шинного и СК. В 30-х годах считалось, что глины, на которых они расположены, удержат химические отходы. Не удержали... - рассказывает Владимир Елецких, зампредседателя областного совета краеведов, гидрогеолог. - Представьте: буришь скважину, а оттуда вылезает пена. Это те же вещества, которые добавляют в стиральный порошок. Было принято серьезное решение: бурить скважины, выкачивать эту дрянь и переправлять на очистные сооружения.

Перед городом замаячила перспектива дефицита воды.

- Нам повезло. Выше по течению реки затеяли строительство Новолипецкого металлургического комбината, - говорит Елецких. - Этому предприятию тоже потребовались большие объемы воды. Но если бы они начали ее забирать, мы бы вообще без реки остались. Тогда на уровне правительства страны было принято решение строить в Воронеже водохранилище за счет НЛМК. Работу по исследованию его ложа и подсчету подземных вод при перекрытии русла поручили «гидропартии». Мы бурили скважины, считали запасы. Исследовали грунты, породы, которые были под землей. Днем и ночью замеряли, сколько сейчас воды. Потом составляли схему и изучали, как повлияет на подземные горизонты создание водохранилища. Работа шла целый год.

В 1971-м возникла серьезная проблема. Правительство подняло цену на строительные материалы. Но смета не предусматривала новых расходов.

- Тогда водохранилище объявили народной стройкой, - вспоминает Елецких. - Воронежские предприятия выделяли рабочих и собирали деньги. Обычно отдавали средства с соцкультбыта. Как раз по этой статье шла очередь на квартиры. Сколько воронежцев не получило тогда долгожданное жилье... Для других создание водохранилища стало счастьем. Дома, которые могло затронуть затопление, разрушали; людей переселяли в новое жилье. На каждого полагалось определенное количество квадратных метров. Но во многих домах были прописаны большие семьи. Помню жилье, в котором было зарегистрировано 18 человек... Не обходилось и без скандалов: не все хотели переезжать.
9 августа 1971 года строители перекрыли русло реки Воронеж, а 31 марта 1972-го началось заполнение водохранилища.

- Весной река широко разливалась: упиралась в Дон, а он не мог пропустить такое количество воды. Воронежцы всегда ходили смотреть на ледоход, - рассказывает Владимир Елецких. - И вот в очередной раз горожане вышли на берег. А вода не уходит!

Краевед вспоминает, что сначала вода подошла вплотную к дороге на Петровской набережной. Потом шлюзы открыли пошире, и она приблизилась к сегодняшнему уровню.
Под угрозой оказалась старейшая сохранившаяся церковь Воронежа - Успенская. Здание и раньше страдало от половодья. Но после затопления водохранилища земля вокруг нее превратилась в болото, и разрушение пошло куда интенсивнее. С годами ситуация не менялась. Одно время инженеры предлагали поднять церковь целиком и передвинуть на рельсах, как это делали с домами в Москве. Но проект отклонили: дорого! В начале 90-х развернулась кампания по спасению церкви. В конце концов, вокруг нее появился бетонный «спасательный круг».
Комсомольская правда в Воронеже
kp.vrn@phkp.ru

Концепция: Максим Горохов.
Текст: Виктор Левшаков, Татьяна Мистюкова, Анна Пополитова, Елена Федяшева, Станислав Шевченко.
Фото и видео: «Сверху виднее - Воронеж», Максим Горохов, Татьяна Мистюкова, Елена Федяшева,
Алексей Власов, Олег Воротников, Олег Шабуня.
Верстка: Юлия Беляева, Игорь Бугаев, Сергей Черных, Станислав Шевченко.
Made on
Tilda