Без них представление о водохранилище будет неполным
Огромным водным лезвием водохранилище разрезает город на два берега. А соединяют их мосты-артерии, на которые приходится львиная доля автомобильных и железнодорожных перевозок.
Железнодорожные мосты в Отрожке
Все, кто хотя бы раз в жизни ездил на электричке или на поездах, знают, что до Отрожки состав громыхает по двум железнодорожным мостам, под которыми раскинулась водная гладь.
Между ними находится небольшой островок - здесь в братской могиле похоронены защитники Воронежа. В память о советских воинах-чекистах, не пропустивших врага, в 1965 году на островке установили памятник. К сожалению, сегодня мы мало знаем об обороне Воронежа. Историки говорят, что здесь на подступах к столице Черноземья пролито не меньше крови, чем при обороне Сталинграда.
Северный мост
Соединяет Центральный и Железнодорожный районы. Этот мост - самый молодой. Его построили в 1986 году. Длина переправы - чуть меньше двух км (1,8 тыс. метров), ее крайние точки - улица Остужева с одной стороны и Центральный парк - с другой.
Интересно, что мост строили с перспективой создания в городе скоростного рельсового транспорта (легкого метрополитена или скоростного трамвая). Но что-то, как говорят, не срослось: трамвай ходил по второму ярусу моста с декабря 1985-го по январь 2008-го. В последние годы в связи с разработками легкорельсвого транспорта региональное правительство заявляло, что по верхнему ярусу Северного моста вновь могут открыть движение, но уже не городского трамвая, которого давно нет, а легкорельсового метро. Последнего - пока нет. Поживем-увидим…
Чернавский мост
Соединяет Центральный и Левобережный районы. Чернавский - полная противоположность Северному. Это старейшая переправа города, его символ. Длина современного моста составляет всего 364 метра. А упоминание о нем краеведы находят уже в документах от 1768 года. Тогда он был деревянным. Кто знает, возможно, мост уже стоял при Петре I: в последний раз император побывал в Воронеже в декабре 1722 года.
В бетоне мост перестроили в 1909-м. Во время обороны Воронежа в 1942-м переправа оказалась полностью разрушена. Ее удалось заново отстроить лишь в 1959 году.
Последняя реконструкция длилась 19 лет - движение по обновленному мосту открыли 24 октября 2009 года.
Вогрэсовский мост
Соединяет Ленинский и Левобережный районы. Одна из особенностей этого моста в том, что его построили заключенные в 1954 году. Длина - около 500 метров. Свое не очень благозвучное название он получил благодаря находящейся рядом Воронежской ГРЭС.
Другую особенность могут вспомнить, наверное, уже не все горожане: до 2002 года по мосту ходили трамваи. К началу двухтысячных подвижной рельсовый состав был настолько изношен, что вагоны уже не могли забраться на горку на ул. 20-летия Октября. Поэтому сначала убрали трамваи, а затем и рельсы.
Мост через водосброс - Шиловская плотина
Шиловскую плотину, которая соединяет Шилово с поселками Масловка, Таврово и Семилукские выселки, и вовсе знают немногие. А между тем, она имеет первую категорию опасности: это сложный гидротехнический объект. Ее длина - 211 метров. Элементы плотины - шлюзы - могут существенно поднять уровень воды в водохранилище. Если вдруг плотину прорвет - город «высохнет».
Построили ее в 1972 году. И все эти годы ни разу капитально не ремонтировали.
В августе 2019-го плотину наконец-то закрыли на капремонт. Планируется обновить все несущие конструкции строения. Работы продлятся 11 месяцев. Проезд по мосту до их окончания будет запрещен.
Висячий мост
На Левом берегу, в районе ул. Димитрова, в укромном уголке среди зарослей скрывается самое романтичное место - единственный в городе подвесной мост. Он соединяет левый берег с Придаченской дамбой водохранилища. Длина сооружения - 83 метра. Здесь любят фотографироваться прекрасные барышни и счастливые молодожены. Особенно его любят женихи: нести невесту через подвесной мост гораздо легче, чем через Северный или даже Чернавский.
Побывать на необитаемом острове может каждый
Всего в акватории водохранилища больше десяти таких живописных уголков.
Петровский остров
Самый крупный и самый интересный. Расположен в 80 м от правого берега водохранилища напротив Адмиралтейской площади. Сегодня в это трудно поверить, но Петровский остров в свое время сыграл большую историческую роль.
В конце XVII века Петр Великий создал здесь первое российское адмиралтейство. В непосредственной близости от него находилась воронежская верфь, на которой строились первые военные корабли для второго азовского похода императора. Позже на острове располагался петровский яхт-клуб.
После октябрьской революции здание цейхгауза (военного склада) оставалось целым и было разрушено в 1943 году во время Великой Отечественной.
В 1972-м при создании и наполнении Воронежского водохранилища Петровский остров затопило. Ныне существующий уже намыли на месте прежнего.
Придаченская дамба
Насыпь, защищающую левый берег от речных разливов, построили в 1786 году. Контроль над уровнем реки позволил городу развиваться и в той части, где раньше находились придаченские слободы.
Сегодня дамба фактически превратилась в остров благодаря появлению водохранилища. Попасть на нее можно по висячему мосту, а также со стороны Чернавского моста, где завершается строительство Центра гребли на байдарках и каноэ.
Необитаемая романтика
А если уж очень сильно хочется романтики и ради нее готовы горы свернуть, то можно добраться вплавь до небольших островков, которых на воронежском водохранилище около десятка. Чего стоят только их названия: Остров Любви, Рыбачий остров, Остров Максима Горького, Багратионовские острова. Эх, какие наши годы…
Концепция: Максим Горохов. Текст: Виктор Левшаков, Татьяна Мистюкова, Анна Пополитова, Елена Федяшева, Станислав Шевченко. Фото и видео: «Сверху виднее - Воронеж», Максим Горохов, Татьяна Мистюкова, Елена Федяшева, Алексей Власов, Олег Воротников, Олег Шабуня. Верстка: Юлия Беляева, Игорь Бугаев, Сергей Черных, Станислав Шевченко.