2020-06-29T14:21:11+03:00

Как промышленные роботы-манипуляторы меняют бизнес

Роман Парфенов в студии Радио «Комсомольская правда».Роман Парфенов в студии Радио «Комсомольская правда».

Владелец и основатель группы компаний «Тоталкомп» Роман Парфенов объясняет Максиму Коряке, как увеличить эффективность производства с помощью механических помощников

Как промышленные роботы-манипуляторы меняют бизнес

00:00
00:00

М. Коряко:

- Здравствуйте, в эфире программа «Свое дело». Меня зовут Максим Коряко. И сегодня мы вновь будем разговаривать о предметах и темах, которые интересны предпринимателям или тем, кто хочет стать предпринимателем. Сегодня у нас тема будет посвящена увеличению эффективности производства, увеличению эффективности в целом бизнеса, автоматизации, роботизации. У нас в гостях владелец и основатель группы компаний «Тоталкомп» Роман Парфенов. Роман, здравствуйте. Спасибо большое, что пришли к нам в студию. Немножко для наших слушателей сразу поясним, о чем пойдет речь. Вы занимаетесь промышленными роботами.

Р. Парфенов:

- Скажем так, это, наверное, не совсем корректное название. Мы стараемся не использовать слово «робот» применительно к той деятельности, которой мы занимаемся. Потому что в основном люди себе робота представляют как некого терминатора. И правильнее, наверное, говорить о том, что мы занимаемся промышленными манипуляторами. То есть это некая роботизированная рука, у нее есть несколько суставов, и она может двигаться в пространстве.

М. Коряко:

- Чтобы наши слушатели и зрители лучше себе это представили, одна сторона этой руки прибита к полу, а остальная часть (это называется вроде бы шестиосевой робот) вращается в шести разных осях и выполняет различные функции. Это что такое? Это сварка, краска?

Р. Парфенов:

- Да. На самом деле достаточно много существует способов применения манипуляторов. Основные направления это сварка, шлифовка, какая-то механическая обработка поверхностей. Это может быть перекладывание каких-то заготовок, это может быть отслеживание качества поверхности. То есть вешается камера, и робот в сложной геометрии может отследить, что происходит. Это окраска, нанесение покрытий.

М. Коряко:

- Вы занимаетесь всем этим сразу или у вас какая-то отдельно взятая область?

Р. Парфенов:

- Вы знаете, мы решили сосредоточиться на сварочных технологиях. Для нас это наиболее близко и интересно. Я в принципе сам закончил МИСиС, очень люблю все, что связано с металлами и с их взаимодействием – сплавы. И плюс ко всему исторически так сложилось, что в компании есть партнер, который занимается сварочным оборудованием. И решили объединить это всё вместе, и пробуем сейчас вовсю развивать сварочное направление.

М. Коряко:

- Вы сказали, что пробуете. А сколько лет существует ваша компания? И можно ли чуть-чуть подробнее о том, как она у вас появилась, почему вы решили создать именно компанию, занимающуюся промышленными манипуляторами?

Р. Парфенов:

- Группе на сегодняшний день уже больше 10 лет. В прошлом году мы отмечали неформальное 10-летие. С самого начала это был маленький сервисный центр по ремонту компьютерной техники. Мы занимались авторизованным ремонтом. Аккредитованы производителями - Lenovo, HP, Dell на проведение гарантийных ремонтов их оборудования. Потом начали заниматься дополнительными направлениями, которые были близки именно к IT, то есть то, что было интересно в этой части. Доросли до уровня в принципе уже интегратора, когда мы могли помогать нашим потенциальным заказчикам не просто ремонтировать разбитую матрицу, например, а полноценно разрабатывать всю инфраструктуру офиса или склада. А потом в какой-то момент я понял, что компании нужно все-таки расти дальше и принципиально менять, наверное, направленность. Мне показалось, что в производстве у нас не так все замечательно, как хотелось бы.

М. Коряко:

- А что имеется в виду – не так замечательно? Не так автоматизирован?

Р. Парфенов:

- Скажем так. Есть у нас такая ассоциация – НАУРР (Национальная ассоциация участников рынка робототехники). По исследованиям этой компании, доля автоматизации и роботизации российских производств составляет 2-3%.

М. Коряко:

- А остальные 97-98% - это что такое, ручной труд?

Р. Парфенов:

- Ручной труд, совершенно верно.

М. Коряко:

- Соответственно, вот он, объем потенциального роста этого рынка.

Р. Парфенов:

- Да. Дело в том, что рынок потенциально растет, наблюдается достаточно устойчивый тренд. И мы решили, что на фоне этого роста мы можем в принципе сейчас попробовать зайти. То есть не пытаться конкурировать с …. долей через 5-10 лет, а все-таки на старте заявить о себе.

М. Коряко:

- Какие шаги вам пришлось осуществить? И какие сложности были на начальном этапе, где брали оборудование, с кем договаривались, как его выбирали? С чем столкнулись, когда выбирали именно это направление деятельности?

Р. Парфенов:

- Сложности, в общем-то, как и в любом бизнесе. Когда начинаешь, совершенно непонятно, что делать. Начали мы с самого простого. Конкретно я сходил на различные тематические выставки, форумы, познакомился с Алисой Конюховской из НАУРР, пообщался с представителями виндоров(???), кто производит промышленное оборудование.

В результате начал потихонечку понимать, с какой стороны вообще начинать. Дальше сложность возникла просто в выборе партнера, то есть компании-производителя. Точно так же, по аналогии с сервисным центром, когда мы были аккредитованы HP, Lenovo, я начал запросы направлять в различные компании, кто производит роботов, и смотреть, ответ какой-то есть или нет. Сначала мне казалось, что самый простой способ зайти на этот рынок – начать работать с коллаборативными роботами так называемыми. Мы очень активно общались с этой компанией, которая выходит на рынок. И в принципе на сегодняшний день они заняли, мне кажется, неплохой сегмент. Но у нас не получилось с ними такого хорошего сотрудничества. Сам по себе коллаборативный робот это все-таки не промышленный манипулятор. Строить на его базе какой-то полноценный РТК сложновато. И мы решили все-таки двигаться по линии промышленных манипуляторов.

М. Коряко:

- Как выглядят ваши клиенты, с кем вы работаете, кто в основном приобретает ваши услуги и вашу автоматизацию?

Р. Парфенов:

- Мы уже начали про это говорить. В принципе рынок в нашей стране достаточно большой сейчас, но, к сожалению, клиент, он, по сути, в моем случае, я думаю, один. Это небольшие промышленные металлообрабатывающие производства. Зачастую большие госзаказчики, они уже имеют каких-то партнеров, с которыми давно работают. В этого клиента мы, скорее всего, в ближайшие 2-3 года не зайдем, а вот относительно небольшой бизнес, который действительно нуждается в какой-то автоматизации, я думаю, что мы с ним сможем найти общий язык.

М. Коряко:

- Роман, я в ходе нашего диалога сейчас понял, что у внедрения промышленных роботов (или промышленных манипуляторов) есть еще один очень большой плюс. Даже если отбросить на задний план очевидные факты, такие как увеличение производительности, однозначно увеличение качества, есть еще и упрощение такого элемента, как контроль. Потому что робот всегда делает одно и то же, и не надо проверять, как он это делает, он всегда делает это правильно. А вот если у тебя 20 человек работает вместо этого робота, человек может заболеть, не дай бог, уволиться, его надо обучить, взять на работу другого человека, оформить ему трудовую книжку. А с роботом такого нет.

Р. Парфенов:

- Да. И здесь еще мы приходим к одному интересному моменту. Когда на предприятии большой объем сотрудников-сварщиков, неизбежно возникает как раз это пресловутое управление кадрами. Хорошо, если завод большой, и там действительно работает 20 человек. Возьмем вариант, когда завод маленький, 3-5 человек сварщиков. Вот здесь как раз, если, не дай бог, кто заболел или решил, что он отработал, пошел на поиски большей зарплаты, технолог или производственник сталкивается с проблемой быстро найти такого человека. И хорошо, если объем, который делается, по срокам они успевают уложиться.

М. Коряко:

- Вы же не один работаете на этом рынке, у вас масса конкурентов сейчас. Много конкурентов?

Р. Парфенов:

- Да, конкурентов, конечно же, хватает, как и на любом рынке. Мы их можем разделить на две основных категории. Все-таки первая категория – это интеграторы большие, крупные, со стажем, которые работают больше 10 лет. У них, как правило, уже наработанная база клиентов, они, как правило, сформировали хороший инженерный штат, технический персонал. Они, как правило, уже достаточно крупные, и работать с небольшими заказчиками им просто бывает нецелесообразно либо у них это достаточно долго происходит. Это первый сегмент конкурентов.

Второй сегмент – это компании, которые занимаются в основном продажами. То есть они нацелены на какую-то агрессивную рекламу, маркетинг, и у них не остается сил и средств (да и времени, в общем-то) на формирование того самого инженерного штата. То есть, как говорится, давайте сначала всё продадим, а потом будем думать, как это все обслуживать, настраивать и интегрировать, главное – продать. Я же считаю, что действительно серьезную, хорошую команду и вообще компанию можно построить, только если глубоко вкладываться в инженерную часть.

М. Коряко:

- А почему ваши клиенты должны обращаться к вам, фактически в молодую компанию, а не делать выбор в пользу вот этих гигантов огромных, которые десятками лет уже, возможно, существуют? Чем ваша компания выгодно отличается от этих больших компаний – ваших конкурентов?

Р. Парфенов:

- Скажем так. Тем, что мы более гибкие, тем, что мы в принципе очень много нового можем сразу взять и собрать вместе. Зачастую даже большие компании не всегда знают, где и что новое появляется, мы же на волне.

М. Коряко:

- Какие услуги вы предоставляете, что они включают в себя, и чем они отличаются друг от друга? Ну, ваша номенклатура, топ-5 ваших основных услуг.

Р. Парфенов:

- Гарантийный, постгарантийный ремонт в принципе любой компьютерной техники. Второй момент – это, конечно же, аутсорсинг рабочих мест пользователей, инфраструктуры. Следующая часть, которую мы тоже делаем, как я уже ранее говорил, это создание инфраструктуры предприятия с нуля и то, чем сейчас начинаем заниматься очень активно, это промышленная автоматизация на базе роботов.

М. Коряко:

- Какое ваше главное конкурентное преимущество перед теми конкурентами, на одном рынке с которыми вам приходится работать?

Р. Парфенов:

- Техническая экспертиза, наработка инженерных компетенций и сервисный подход. Это наши три кита.

М. Коряко:

- Что бы вы посоветовали тем предпринимателям, которые сейчас нас слушают?

Р. Парфенов:

- Короткой дороги не будет. Будет сложно, но если пробовать, то все получится.

М. Коряко:

- Роман, большое спасибо, что пришли к нам в студию.

Р. Парфенов:

- Спасибо вам тоже.

Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Яндекс.Подкастах, Apple Podcasts и Google Podcasts, пишите отзывы, ставьте оценки и слушайте, когда удобно!

Слушайте также

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Московская студия 8-800-200-97-02
+7 (967) 200-97-02 +7 (967) 200-97-02
Региональная студия +7 (473) 261-11 56+7 (910) 04-02-733
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ