Премия Рунета-2020
Воронеж
+14°
Boom metrics
Общество12 апреля 2024 9:27

Американцы охотились за рекордным по экономичности воронежским ракетным двигателем

Заместитель главного инженера КБХА Сергей Петренко рассказал о перспективных проектах воронежского космического предприятия
Огневые испытания двигателя.

Огневые испытания двигателя.

Фото: предоставлено пресс-службой КБХА.

63-ю годовщину полета первого человека в космос (наверное, все знают, что это был гражданин Советского Союза Юрий Гагарин) воронежские разработчики двигателей отметили первым пуском с космодрома «Восточный» в Амурской области ракеты «Ангара-А5». О воронежском двигателе, запустившем ее на орбиту, рассказал заместитель главного инженера КБХА Сергей Петренко:

- В «Ангаре», стартовавшей с «Восточного», наш не один только двигатель. На первой и второй ступенях использовались камеры сгорания воронежского производства. Они являются составной частью мощных двигателей разработки и производства нашего головного предприятия – «НПО Энергомаш имени академика Глушко». В составе баков ракеты отработали воронежские шар-баллоны, необходимые для наддува. На третьей ступени – тоже наш кислородно-керосиновый двигатель. Разгонный блок также оснащен двигателем воронежского производства. По сути, Воронеж работал от старта и до вывода полезной нагрузки на орбиту.

Отдельно хотелось бы сказать о двигателе, который использовали на третьей ступени «Ангары». Его отличительная особенность –экономичность. Топлива расходует мало, а тягу выдает 30 тонн. Это значит, что бак с топливом можно сделать меньше, а полезный груз на ракету поставить больше. На целую тонну.

Работа на космическом производстве требует особой квалификации.

Работа на космическом производстве требует особой квалификации.

Фото: предоставлено пресс-службой КБХА.

У этого двигателя, кстати, есть и своя «политическая» история. Сергей Петренко вспоминает, как за ним охотились американцы:

- В начале 2000-х годов представители США хотели купить его у нас. Тогда вышестоящие руководители не разрешило продавать. Мы даже жалели, что не получили выгодный контракт в долларах. А сейчас, после начала СВО и лавины санкций со стороны Запада, понимаем, что все было к лучшему. Все наши заказчики по основной тематике сейчас внутри России, мы работаем на свою страну и не зависим от западных денег. В части приобретения дорогостоящего оборудования, станков после начала СВО где-то приходится переориентироваться на другие рынки, доступные нашей стране. Кстати, мы на предприятии сейчас активно работаем по импортозамещению. В частности, изготавливаем и поставляем оборудование для крупнейших газодобывающих компаний России. Наши специалисты участвуют в его монтаже на разных месторождениях. В том числе в арктической зоне и на сибирских месторождениях, ориентированных на азиатское направление. Я думаю, это производственное направление у нас будет только расширяться.

На КБХА сейчас занимаются сразу несколькими перспективными проектами. Сергей Петренко отметил, что у каждого из них свои сложности, которые надо преодолеть:

- КБХА – единственное в стране предприятие отрасли, которое создает новые двигатели для перспективных ракет сразу на трех разных видах топлива. Сейчас в разработке три новых проекта. Это керосиновый двигатель для ракеты «Союз-5», новый водородный двигатель для разгонного блока тяжелой ракеты «Ангара». Также делаем первые экземпляры метанового двигателя, который нужен для отечественной многоразовой космической системы «Союз-СПГ».

В каждом есть свои сложности. Из керосина надо выжать максимум эффективности, и параметры двигателя – 60 тонн тяги – непривычные для нас. Все агрегаты крупногабаритные, что накладывает свои особенности на производство. Водородный двигатель другой. Тяга небольшая – до 10 тонн, но горючее - водород (-253 градуса Цельсия). Крайне сложен в применении, потому что делает более хрупкими все металлы. Метан вообще для нас новое горючее. Он идеально подходит для многоразового применения, но тоже имеет свою специфику. В каждом из направлений нужно набираться опыта, изучать новые технологии, подходы. У нас на предприятии молодежь сейчас может не просто «на кошках тренироваться», а проверять любые свои научные, технические решения по сути в боевых условиях – на реальном «железе». Кстати, вопреки устоявшемуся мнению сейчас у нас кадровый состав сильно помолодел. Многим начальникам цехов по 30-40 лет.

На производстве сейчас работает много молодых людей.

На производстве сейчас работает много молодых людей.

Фото: предоставлено пресс-службой КБХА.

В День космонавтики, конечно, нельзя было не вспомнить о вкладе наших земляков в первый пуск человека в космос.

- Воронежцы сделали свой первый космический двигатель с нуля за семь месяцев, - с гордостью говорит Сергей Петренко. - Причем делали не какие-то академики, а зачастую крестьянские дети даже без высшего образования. У основателя КБХА Косберга отец был простым кузнецом. Эти люди с Королевым совершили первые полеты к Луне, открыли пилотируемую эру, полетели к Венере и Марсу. Наш коллектив вообще никогда не боялся браться за самую сложную работу. Когда появилась возможность взяться за создание ядерного двигателя, мы брались, позже появилась лазерная тематика, опять воронежцы в деле. Вся пилотируемая программа, начиная с Гагарина до настоящего времени, идет с использованием наших двигателей. Их, успешно выводивших на орбиту ракеты, уже более 20 тысяч.