Премия Рунета-2020
Воронеж
+12°
Boom metrics
Звезды13 апреля 2022 10:22

Владелец воронежского кинотеатра "Спартак": В кинопрокате наступил апокалипсис – ситуация хуже, чем в пандемию!

Михаил Носырев считает, что без поддержки властей кинотеатры могут не дожить до подхода новых российских фильмов
.

.

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

Из-за санкций голливудские студии перестали поставлять фильмы в Россию. Это ввергло кинотеатры, не успевшие оправиться после пандемии, в очередной кризис. В Воронеже приостановил деятельность кинотеатр «Пролетарий», в сети Star&Mlad работает лишь половина залов. Как выходит из положения кинотеатр «Спартак», рассказал его владелец Михаил Носырев.

ХОРОШЕЕ КИНО ЗАНЯЛО НИШУ БЛОКБАСТЕРОВ, НО ОНО НЕ СОБИРАЕТ КАССУ

- То, что в кинопрокате апокалипсис - не преувеличение. Продукция Голливуда составляла 75%. На оставшиеся 25% приходилось все – не только наши хиты типа «Движения вверх», «Легенды №17», «Холопа» или «Турецкого гамбита», который мы крутили четыре месяца, но и артхаус (а это до 15 фестивалей в год), спектакли в кино, трансляции. То есть за счет тех отвалившихся сейчас 75%, той финансовой подушки, мы могли жить - тратить деньги на имиджевые проекты. Ведь фестивали не приносят прибыли – там на сеансах 10-20 человек. А Стоимость театральных трансляций за семь лет выросла в 10 раз, - сказал Михаил Носырев.

Владелец «Спартака» отмечает, что кинопрокат серьезно изменился. Положительный момент в этом есть. Хорошее по художественным достоинствам, а не по количеству и мощи спецэффектов кино заняло нишу блокбастеров: теперь интеллектуальные фильмы можно посмотреть в праймтайм, а не в неудобные сеансы – ранним утром или поздним вечером.

- Можно сказать, их звездный час пробил. Но плохая новость – они не собирают и 10% того, что собирал Голливуд. Да, Индия, Мексика, Китай много снимают. В мире снимают миллионы фильмов. Но есть менталитет восприятия, взрощенный десятилетиями походов на блокбастеры, этаким творческим фастфудом. Сейчас на любой фильм приходит 10 человек. Это катастрофа.

Владелец кинотеатра "Спартак" Михаил Носырев.

Владелец кинотеатра "Спартак" Михаил Носырев.

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

НУЖНО БРАТЬ ПРИМЕР С КИТАЯ

По мнению киноблогера Анатолия Сушко, надо менять кинопривычки, воспитывать зрителя, увеличивать обороты кинопроизводства и установить киноцензуру, как в Китае, чтобы защитить свою киноиндустрию.

- Нужна вынужденная перестройка киноиндустрии. В 2021 году в кнотеатрах показали 525 фильмов, из них российских было 153. Из наших картин окупилось всего пять! Понятно, что без поддержи государства кинобизнес встанет. В этом году из федерального бюджета на создание фильмов выделяют 11,5 млрд рублей. Добавим корейское и европейское кино, по 5-7 фильмов в неделю получится крутить. Но нужно всерьез подумать и о будущем. И взять за пример Китай, - уверен блогер. - У них образцово показательный кинорынок. Они и сами снимают. И у них сейчас кинотеатров больше, чем в США. И они дают американцам квоту - 10 фильмов за год. И типа «бейтесь за прокат на наших условиях». 30% проката. Часть съемок должна пройти на их территории, хотя бы один китаец должен быть в серьезной, не второстепенной роли. Цензура действует. И американцы переделывают под них. Принимают условия, потому что хотят заработать на большом китайском рынке. И китайцы могут себе позволить манипулировать. В общем, если выстраивать свою систему, надо брать за основу китайскую схему.

Киноблогер Анатолий Сушко

Киноблогер Анатолий Сушко

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

КИНОТЕАТРЫ МОГУТ НЕ ДОЖИТЬ ДО ПОДХОДА СВЕЖИХ РУССКИХ ФИЛЬМОВ

В свое время Голливуд помог выкарабкаться Америке из Великой депрессии. И нам сейчас нужно хорошее кино. Государство уже поддерживает производство фильмов. Но этого недостаточно. От момента съемок до выхода на экран картины проходит в среднем два года. Пока отечественные фильмы поступят, может оказаться так, что их негде будет крутить.

- Российские блокбастеры вполне могут быть не хуже, а при размещении в правильное время и при массированной рекламе они вполне могут собирать кассы. Но чтобы дождаться этого через два года, надо спасти то, что есть сейчас – систему кинотеатров. Мы в 90-х это уже проходили, физически рухнул кнопрокат. Закрытый кинотеатр надо содержать, топить, платить налоги. Начинается перепрофилирование – в каток, офис, ресторан. А обратно - большой вопрос. Знаю, что в стране уже закрылись 10-15 % кинозалов. Все в той или иной степени закрытия. Кинозалы на грани выживания. Сможем ли мы платить зарплату, проценты по кредитам, коммуналку, налоги по имуществу? Мы пока платим. Но это просто из любви к искусству. Вопрос в размере помощи. Нас устраивает любая – хоть по МРОТу на работающего, хотя бы до Нового года, - считает Михаил Носырев. – Нам было тяжело в пандемию. Когда начала ситуация нормализовываться, мы стали шутить, что уж раз ее пережили, то не знаем, чего не сможем пережить. И вот «оно» пришло. Сейчас ситуация хуже, чем в пандемию.

Владелец «Спартака», тем не менее, отмечает, что надежда есть. На сеансах фильмов Тарковского было до 80 человек. Российские фильмы будут показывать с радостью. Продолжат успешный альтернативный проект - театральные трансляции (с ним пытаются войти в программу федерального финансирования). Но пока нужны меры поддержки.