Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Звезды18 февраля 2021 9:51

Ирония судьбы Андрея Мягкова: как актер всю жизнь играл в комедиях самого трагичного героя

Не стало замечательного артиста, которого мы всегда будем помнить по фильмам Эльдара Рязанова и других выдающихся режиссеров
Андрей Мягков вошел в историю кино ролями двух милых, мягких (под стать фамилии актера) мужчин тридцати с чем-то лет: Лукашина в «Иронии судьбы» и Новосельцева в «Служебном романе».

Андрей Мягков вошел в историю кино ролями двух милых, мягких (под стать фамилии актера) мужчин тридцати с чем-то лет: Лукашина в «Иронии судьбы» и Новосельцева в «Служебном романе».

Фото: кадр из фильма

Андрей Мягков вошел в историю кино ролями двух милых, мягких (под стать фамилии актера) мужчин тридцати с чем-то лет: Лукашина в «Иронии судьбы» и Новосельцева в «Служебном романе». Эти всеобщие любимцы как-то заслоняют богатый список ролей, которые он сыграл в кино и в театре. Безусловно, Эльдар Рязанов стал главным режиссером в его жизни - он еще дал ему возможность сыграть немого лаборанта Хвостова в «Гараже» и Карандышева в «Жестоком романсе», - но Мягков мог играть кого угодно и где угодно. Полковника белой гвардии в «Днях Турбиных». Аркадия Гайдара в «Серебряных трубах». Молодого Ленина в «Надежде». Ученого-плагиатчика в «Страхе высоты». Следователя Тихонова в «Гонках по вертикали». Он снимался у Элема Климова, у Марлена Хуциева, у Леонида Гайдая… Последний не жаловал «рязановских» актеров - известно, что он из-за этого поначалу не хотел брать Юрия Яковлева на роль в «Иване Васильевиче», - и с Мягковым встретился только на закате жизни, предложив ему сыграть русского мафиози по кличке Артист в фильме «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». Этот Артист обожал на преступных сходках перевоплощаться в советских вождей: не реализовавшись на сцене в СССР, он перебрался в Америку и стал там заниматься актерским творчеством в жизни, попутно распоряжаясь партиями наркотиков и жизнями неугодных людей. «На Дерибасовской…» - не выдающийся, скажем осторожно, фильм, но к Мягкову, азартно изображающему то Владимира Ильича, то Иосифа Виссарионовича, претензий быть не может.

Мягков в роли Новосельцева в «Служебном романе».

Мягков в роли Новосельцева в «Служебном романе».

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Андрей Васильевич родился в Ленинграде в 1938 году, маленьким вместе с родителями пережил блокаду. Окончив школу, поступил в Ленинградский химико-технологический институт - это было требование отца, который хотел, чтобы сын овладел «нормальной профессией». И Мягков ею овладел, хотя и с некоторым отвращением: он-то всегда хотел быть актером. В институте он посещал театральную мастерскую, играл в любительских спектаклях, и чудесным образом один из них увидел педагог Школы-студии МХАТ. Он и предложил в нее поступить. Мягков отправился на конкурс, с легкостью его прошел. А через несколько лет стал звездой московского «Современника» и начал сниматься в кино. Одной из первых его ролей стал Алеша в «Братьях Карамазовых» - последнем фильме Ивана Пырьева. И довольно быстро Мягков стал у режиссеров нарасхват; при этом в театре, который он любил и считал родным домом, хороших ролей ему доставалось все меньше.

У него был шанс сыграть Нестора Петровича в «Большой перемене» - но Мягков настаивал, что Светлану Афанасьевну должна играть его жена Анастасия Вознесенская, и, когда ее не утвердили, гордо отказался от фильма. Зато он соглашался на серьезные роли - и в начале 70-х в нем все видели драматического артиста. Именно по этой причине Эльдар Рязанов не хотел даже пробовать его на роль Лукашина в «Иронию судьбы» - просто не верил в его «комедийные возможности». Рязанова убедила его ассистентка, причем убедила не сразу. Поначалу Мягкова взяли на репетиции и пробы, чтобы он просто подыгрывал кандидаткам на роль Нади - практически служил мебелью (Рязанов все еще думал, что никогда этого артиста не утвердит). Но в результате претендентки на Надю отсеивались одна за другой, а Мягков оставался. И Рязанов осознал, что Лукашин найден: Мягков обошел Олега Даля, Андрея Миронова, Иннокентия Смоктуновского и Станислава Любшина.

Потом Рязанов писал: «Раздеться, забраться в чужую кровать, да еще хамить при этом хозяйке — нетрудно. А вот быть при этом очаровательным, забавным и вызывать зрительскую любовь, пожалуй, далеко не всякому по плечу». При этом Мягков был фантастически убедителен. По легенде, тогдашний министр кино Филипп Ермаш заявил Рязанову, что утверждать его на роль ни в коем случае нельзя: «Он алкоголик, он у тебя даже на пробах пьяный!»

В снятом несколько лет спустя «Жестоком романсе» Рязанову больше всего запомнились съемки одной сцены. Где Мягков-Карандышев, нанимает лодку и плывет на ней к «Ласточке», а на фоне лодочки идет массивный колесный буксир.

В снятом несколько лет спустя «Жестоком романсе» Рязанову больше всего запомнились съемки одной сцены. Где Мягков-Карандышев, нанимает лодку и плывет на ней к «Ласточке», а на фоне лодочки идет массивный колесный буксир.

Фото: кадр из фильма

В «Служебном романе», Мягков сразу стал главным претендентом на роль «замурзанного, опустившегося клерка с мерзкими усиками» (это слова самого Рязанова). Две эти картины, «Ирония» и «Роман», до сих пор остаются вершинами творчества режиссера, который за свою долгую карьеру добирался и до неба, и до днища. Люди в фейсбуке до сих пор ведут мучительные споры, какой из этих фильмов лучше (любопытно, что сам Рязанов однозначно отдавал предпочтение «Роману», считая, что в нем «меньше режиссерских и актерских огрехов», а оглушительный успех «Иронии» объяснял тем, что «в подобной стилистике этот фильм был снят первым»).

В снятом несколько лет спустя «Жестоком романсе» Рязанову больше всего запомнились съемки одной сцены. Где Мягков-Карандышев, нанимает лодку и плывет на ней к «Ласточке», а на фоне лодочки идет массивный колесный буксир. Эльдар Александрович велел Мягкову подгрести к пароходному колесу поближе; чего он не учел - что его огромные чугунные вращающиеся лопасти образуют в воде нечто вроде воронки. И лодочку с Мягковым в эту воронку немедленно затянуло. Через несколько секунд на поверхности воды появилась лодка, буквально размолотая колесом в щепки. Съемочная группа, стоявшая на берегу, потеряла дар речи. Никто не сомневался, что Мягков погиб. Однако же минуту спустя он выплыл невредимым - только парик смыло с головы. Рязанова весь вечер колотил озноб. Они со съемочной группой и Мягковым крепко выпили за его волшебное спасение, но даже алкоголь не смог унять у режиссера дрожь. Сам же Мягков счел, что его спас Бог: как раз перед съемкой он долго гулял по Ипатьевскому монастырю, предаваясь благочестивым раздумьям.

Со временем Мягков снимался в кино все реже. В 80-е он сыграл в пятнадцати фильмах. В 90-е фильмов было пять, в 2000-е - тоже пять. А за последние десять лет - ноль.

Прощанием Андрея Васильевича с кинематографом можно считать фильм 2007 года «Ирония судьбы. Продолжение», где он вновь сыграл Женю Лукашина.

Прощанием Андрея Васильевича с кинематографом можно считать фильм 2007 года «Ирония судьбы. Продолжение», где он вновь сыграл Женю Лукашина.

Фото: кадр из фильма

Прощанием Андрея Васильевича с кинематографом можно считать фильм 2007 года «Ирония судьбы. Продолжение», где он вновь сыграл Женю Лукашина. В одном из очень редких интервью он рассказывал, что сам стал инициатором съемок этой картины, даже написал сценарий, где главным героем был Лукашин-младший, обратился с этим сценарием к Рязанову (тот ответил «дважды в одну реку войти невозможно»), потом к Карену Шахназарову, потом к Константину Эрнсту… Все тянулось годами, в результате сюжет изменился до неузнаваемости, от сценария Мягкова ничего не осталось, и он не хотел сниматься в фильме Тимура Бекмамбетова - его едва уговорили.

Потом Мягков много ворчал по поводу этого фильма. Да и по поводу оригинальной «Иронии судьбы»: он явно не считал роль Лукашина самой выдающейся в своей карьере, и его раздражало, что картину бесконечно показывают по телевизору. Но ни «артистом одной роли», ни «артистом одного режиссера» он точно не остался.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Звезда "Иронии судьбы" Андрей Мягков умер на руках у жены

82-летний актер скончался в своей квартире в центре Москвы (подробности).

Андрей Мягков чудом выжил на съемках "Жестокого романса" и играл влюбленного Ленина

Замечательный актер умер на 83-м году жизни (подробности).

Андрей Мягков: «Я бы запретил показывать «Иронию судьбы...» в течение 40 лет

Знаменитый актер умер от острой сердечной недостаточности на 83-м году жизни (подробности).

«Он ушел под воду, потом вынырнул и крикнул - я потерял парик!»: Андрей Мягков едва не погиб на съемках «Жестокого романса»

Оператор киноленты вспомнил, как артист из-за любви к профессии чуть не погиб под пароходом (подробности).