Премия Рунета-2020
Красноярск
+9°
Boom metrics
Наука8 декабря 2018 13:43

Эвакуацию самолета Douglas C-47 из таймырской тундры в Красноярск назвали лучшей экспедицией Русского географического общества

Она продолжалась два года
Эвакуацию самолета Douglas C-47 из таймырской тундры в Красноярск назвали лучшей экспедицией Русского географического общества. Фото: РГО

Эвакуацию самолета Douglas C-47 из таймырской тундры в Красноярск назвали лучшей экспедицией Русского географического общества. Фото: РГО

Эвакуация самолета Douglas C-47 из таймырской тундры в Красноярск, которая продолжалась два года – в 2016 и 2017 годах – была признана победительницей в номинации «Экспедиция по России». Такой награды Красноярское краевое отделение Русского географического общества удостоено впервые.

Отметим, что это ключевая награда в области национальной географии, экологии, сохранения и популяризации природного и историко-культурного наследия России. Премия была учреждена в 2014 году и присуждается раз в два года. И тем почетнее получить ее, учитывая, что на соискание поступило более 540 заявок из 76 регионов страны и иностранных государств.

Самолет 70 лет провел в тундре и прекрасно сохранился. Фото: Русское географическое общество

Самолет 70 лет провел в тундре и прекрасно сохранился. Фото: Русское географическое общество

Название проекта звучит так: «Борт Тюрикова. Возвращение». За ним стоит история длиной более чем в 70 лет. Когда-то американский самолет был доставлен в СССР из США по договору ленд-лиза и участвовал в военных действиях. После войны ему нашли мирное применение. Он летал в заполярье, перевозил грузы и пассажиров.

23 апреля 1947 года самолет совершил аварийную посадку в сложнейших условиях в 180 километрах севернее поселка Волочанка на Таймыре. Командир воздушного судна Максим Тюриков сумел приземлиться так, что борт остался целым и никто из экипажа и 26 пассажиров не пострадал. Сам командир и несколько человек отправились искать подмогу и пропали. А 22 человека дождались помощи и вернулись на большую землю.

В 2007 году снимки самолета из тундры попали в руки заинтересованных лиц. 9 лет длилась подготовка. Было понятно, что целиком поднять и перенести Douglas в Красноярск не получится. Только по частям. В 2016 году доставили корпус самолета, а летом 2017 года – крылья. Руководил операцией председатель Красноярского краевого отделения РГО Игорь Спириденко. Ключевую помощь оказали правительство Красноярского края, министерство транспорта края, авиакомпания «АэроГео», а также компании «Норильский никель», «СУЭК» и «Полюс-золото».

Фото с воздуха. Фото: Русское географическое общество

Фото с воздуха. Фото: Русское географическое общество

Сейчас самолет находится в Красноярске. Обсуждаются планы создать на острове Молокова парк-музей освоения Севера. И «Дуглас» станет в нем главным экспонатом.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Крушение Douglas C-47 в тундре: командир самолета дважды спас жизнь пассажиров

Один раз в небе, другой – на земле.

Самолет Douglas C-47 совершил аварийную посадку посреди таймырской тундры 23 апреля 1947 года. В полете у машины один двигатель отказал, а другой перегрелся, но командир корабля, 36-летний Максим Тюриков, смог в сложнейших условиях посадить борт на обледеневшее болото. Это спасло жизнь экипажа и 26 пассажиров (подробнее).

Выжившие пассажиры самолета «Дуглас С-47»: «Осужденные грозили съесть нас, как барашков, когда закончится пища»

«Я внук пассажиров «Дугласа»!» - этот звонок в редакцию «Комсомолки» показался нам чудом. Полустертые фамилии и имена, сделанные на фюзеляже химическим карандашом, - это все, что было известно о тех, кто был на борту самолета, аварийно севшего на севере Красноярского края почти 70 лет назад. (Подробности)