Отец Иоаким и матушка Маргарита духом старообрядчества прониклись в Уганде еще лет 20 назад и сейчас, в свой третий приезд в Россию, чувствуют себя почти как дома.
Фото: Игорь ЕМЕЛЬЯНОВ
АФРИКАНЕЦ НА ТАГАНКЕ
По солнечной октябрьской Таганке отец Иоаким с матушкой Маргаритой огибали церковь Святого Николая. Они поспешали на Всемирный старообрядческий форум. В Третий Рим приехали русские люди старой веры со всего мира - от Америки до Австралии. Лишь Уганда да Пакистан делегировали батюшек из местных. Смуглые старообрядцы в своих странах - первопроходцы.
Отца Иоакима преследовали чужие ароматы огромного города. Справа вкусно пекли хлеб бездрожжевой - в Уганде такой не пекут. Слева варили кофе бразильский - в Уганде такой не пьют.
Иерей Иоаким Валусимби служит в полуторамиллионной Кампале (6200 км от Москвы) на берегу озера Виктория. Ему 40 лет. Старообрядчеством проникся лет 20 назад. Благодаря миссии РПСЦ (см. «Справку «КП») в Уганде. Услышал, как проповедует его предшественник в старообрядческом храме - и проникся сам, стал здесь частым гостем. Учил молитвы на английском. Служит пятый год - после освобождения из суданского плена (бандиты с севера то и дело захватывают угандийцев как рабсилу). И третий раз приезжает в Россию.
Его проводник в русский мир - иерей Никола Бобков. Сам отец Никола, настоятель Покровско-Успенского храма, еще и руководит миссией Русской православной старообрядческой церкви в Уганде. Старообрядцы, рассеянные по планете, как правило, потомки эмигрантов из России. Они - русские по крови и по духу. Отец Иоаким - похоже, единственный чернокожий старообрядческий священник в мире.
ПОД ГРУСТНОЕ МЫЧАНИЕ
- На чем вы добираетесь на службу в церковь в Кампале?
- Был у меня когда-то мотоцикл , - грустно улыбается отец Иоаким. - Но однажды мой путь к храму преградила корова. А я витал мыслями в небесах и не успел свернуть...(высказался он не таким высоким штилем, но суть передана верно. - Ред.).
Встреча закончилась печально и для парнокопытного, и для механического друга главного старообрядца Африки.
Чтобы выжить в 40-миллионной Уганде, самой молодой и одной из самых бедных стран Африки, старообрядцам надо не только усердно молиться, но и напряженно работать от зари до зари.
Отцу Иоакиму всем миром помогли построить птицеферму. На ней пока пищат 400 птенцов, а должны стать на крыло несколько тысяч. И тогда к выращиванию лимонов и помидоров, кукурузы и кофе семья Валусимби добавит и доход от куриного мяса и яиц. Без этого старообрядцу в Африке просто не прожить.
- Когда у вас пост, чем вы питаетесь?
- Ну что там можно есть... Наступает пост - едим кормовой банан, несладкий, на пару готовится. Еще батат - сладкую картошку. Ну и рис.
Вот соседи-баптисты в Уганде привлекают своих прихожан бесплатной едой. А старообрядцы все по старинке - только верой.
ЯЗЫК МОЙ - ДРУГ МОЙ
«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» - это отец Иоаким произносит почти без запинки. Он знает несколько молитв на церковнославянском. Но, надо признать, длинные молитвы даются пока с трудом. На родине, в Кампале, он служит на английском. Это государственный язык страны наравне с местным - луганда.
Собственно, во многом благодаря отцу Иоакиму впервые со времен раскола в Москве служение старообрядцев прошло на ином языке, чем церковнославянском.
В главном московском храме старообрядцев, в Покровском соборе на Рогожской, на воскресную службу подходил и подходил народ. Снаружи храм не кажется великим, а внутри он, как уверяют местные священники, поболе храма Христа Спасителя будет. Или это вера так расширяет пространство?
Голос у отец Иоакима не сказать чтобы сильный, но когда поет - не фальшивит. И было видно, что молодые прихожане обращали на него особое внимание.
В середине октября он вернулся в родную Уганду.
- Что повезете в подарок детям? - спросил я напоследок.
- Нам очень понравилось в России птичье молоко. И очень вкусный зефир. Их и привезем.
А еще в их багаже будут русские детские книги и русские фильмы.
«Не ходите дети в Африку гулять» - когда маленькие Валусимби прочтут это в далекой Кампале в книге Корнея Чуковского, они удивятся.
Почему же не ходить? Надо идти - нести верное слово и правую веру.
КСТАТИ
А вот у другого «нерусского» старообрядца - отца Кирилла из Пакистана, улетавшего в один день с отцом Иоакимом из Москвы, своих прихожан - около тысячи. И в мусульманской стране старообрядческому священнику приходится ох как непросто. Храма своего у них нет. И молятся они фактически полуподпольно. Впрочем, это уже совсем другая история...
СПРАВКА «КП»
Отец Иоаким принадлежит к одной из самых крупных ветвей староверов - Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ), или к так называемому Белокриницкому согласию. РПСЦ считает себя продолжением исторической Русской православной церкви, которая существовала до реформ патриарха Никона. РПСЦ объединяет около 1 миллиона верующих и имеет 367 приходов, 13 епархий и 5 монастырей.
Духовный центр церкви - Покровский собор на Рогожском кладбище в Москве. Предстоятелем этой конфессии является митрополит Корнилий (Титов). 16 марта 2017 года прошла историческая встреча Корнилия с Президентом России
Владимиром Путиным в его резиденции, а 31 мая президент нанес ответный визит в резиденцию митрополита в Рогожской слободе.