Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Звезды19 октября 2018 22:14

Избиение ксендзов

Самый кассовый и скандальный польский фильм этого года, «Клир», вызвал протесты со стороны католического духовенства
Фильм "Клир" переплетает истории трех краковских священников, однокашников по семинарии

Фильм "Клир" переплетает истории трех краковских священников, однокашников по семинарии

Фото: кадр из фильма

Современному польскому кино, к сожалению, далеко до того малоправдоподобного сейчас состояния, когда оно было одним из главных в Европе, когда одновременно работали Вайда, Кишловский и, пусть и за рубежом, Поланский и Сколимовский. Совсем свежее польское кино - такое, как показанный в главном конкурсе Варшавского фестиваля фильм «7 эмоций» Марека Котерского, - способно, к сожалению, вызвать лишь одну эмоцию - уныние. Главный и единственный формальный прием, растянутый на двухчасовой фильм, хотя от него устаешь на пятой минуте, - взрослые и пожилые актеры играют в нем маленьких детей. Со всеми сопутствующими ужимками. Таким образом нам демонстрируют, как главный герой возвращается в детство, чтобы с психологической точки зрения разобраться со своими сегодняшними проблемами.

Фильм «7 эмоций» показали в главном конкурсе Варшавского фестиваля

Фильм «7 эмоций» показали в главном конкурсе Варшавского фестиваля

Фото: кадр из фильма

Далеко до шедевра и самому кассовому польскому фильма этого года, «Клир» Войцеха Смаржовского, но по крайней мере ясно, зачем он снят и почему вызывает такой интерес у польского зрителя. Фильм, как может, переплетает истории трех краковских священников, однокашников по семинарии - все они, как на подбор, не только далеки от высоких моральных требований, возлагаемых на них саном, даже назвать их просто хорошими христианами язык не повернется.

Престарелого архиепископа шантажируют секс-пленкой, на которой он предстает в облике свиньи

Престарелого архиепископа шантажируют секс-пленкой, на которой он предстает в облике свиньи

Один, алкоголик, вопреки целибату, сожительствует с женщиной, требует от нее сделать аборт, берет взятки с прихожан и, кажется, ненароком кого-то задавил, но, разумеется, скрылся с места преступления. Другой, кажется, пользуется незавидным положением прислуживающего у него в церкви мальчика из неблагополучной семьи. Третий мечтает о переводе в Ватикан и ни перед чем не останавливается на своем пути: шантаж, подкуп - для такой благой цели все средства хороши.

Слоган фильма "Ничто человеческое им не чуждо"

Слоган фильма "Ничто человеческое им не чуждо"

Фото: кадр из фильма

Каждый из священников, конечно, прошел школу унижения и сексуального насилия в своем католическом детстве, поэтому чего от них еще можно ждать? Разорвать этот порочный круг можно (?) только жертвоприношением, каковое и совершает в финале один из героев, у которого все же взыграла совесть. Смаржовский подходит к актуальной теме со всей прямотой дровосека, из-под его топора только щепки летят. Он не брезгует самыми дешевыми сюжетными ходами (престарелого архиепископа шантажируют секс-пленкой, на которой он предстает в облике свиньи), а в одном из флэшбеков возникает «прогрессивный» священник, стоящий в первых рядах движения «Солидарность», но и про него мы знаем, что он педофил. Возможно, ксендзы так задолбали польское общество (варшавская молодежь, как и везде, совершенно не религиозна), что более «деликатный» подход сегодня здесь никто не оценит, и новый Кишловский с его экзистенциальными сложностями никому сейчас просто не нужен.