Средняя цена литра 92-го бензина на АЗС страны сейчас: 42 руб. В прошлом году литр стоил 37,7 руб.
Фото: Юлия ПЫХАЛОВА
С законодательной инициативой выступил депутат Валерий Рашкин - подписанный им законопроект о контроле властей за стоимостью топлива уже висит на сайте Думы.
Дословная цитата из предложенного закона: «С 1 января 2019 года вводится государственное регулирование цен на бензин автомобильный (всех видов) и на дизельное топливо».
По мнению депутата, таким образом удастся защитить рядовых автомобилистов. "А то правительство создало такие условия, что нефтяным компаниям выгоднее экспортировать углеводороды, а не продавать внутри страны" - обоснование в пояснительной записке. Объяснение странное - чтоб было выгодно продавать внутри страны, цены наоборот надо поднять.
Эксперты уже раскритиковали идею Рашкина.
- Любые ограничения цен приводят к дефициту, - рассказал "КП" начальник управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин. – В Казахстане попробовали ввести лимит стоимости топлива. В итоге, нефтепереработка стала нерентабельной, инвестиции снизились, России несколько раз приходилось ввозить в страну горючее, чтобы спасти соседа от топливного кризиса. Итог: Казахстан только сейчас начал переходить на бензин пятого экологического класса.
- Цены на бензин в России перестали расти после соглашения между правительством и нефтяниками. Сколько оно еще продержится?
- Сейчас сети АЗС работают с достаточной прибылью. Оптовые цены на топливо опустились до уровня прошлого года. Розничные цены как поднялись, так уже и не упали. Я бы сказал, осенью можно будет поговорить о возможности снижения цен на топливо.
И правда, в апреле 2018 года, когда бензин дорожал быстрее всего, тонна Аи-92 стоила 50 тыс. руб. Сейчас тонна стоит 43,9 тыс. руб.! То есть, оптовая цена топлива опустилась на 12,2%, а розничная нет. Скорее всего, просто еще не успели.
По мнению ФАС, принудительный лимит цены устанавливать нельзя. Это не рыночный механизм. Но если топливо подорожало из-за объективных причин, то оно должно подешеветь. Если эти объективные причины изменились в лучшую сторону.
ВОПРОС ДНЯ
Что еще надо подрегулировать и надо ли?
Никита ИСАЕВ, директор Института актуальной экономики:
- Я устроил путешествие по России: еду из Москвы на Сахалин. Смотрю, как живет русская глубинка, какие проблемы у людей, все записываю в свой дневник на сайте kp.ru. Могу сказать, что законом у нас отрегулировано все. Только законы не исполняются.
Владимир ПЕТРОВ, депутат Заксобрания Ленинградской области:
- Интернет. Нельзя судить людей за репосты по уголовным статьям, по которым наказывают реальных преступников. Нужно ввести интернет-кодекс. Например, чтобы детей в соцсетях не было вообще.
Александр ТРЕГУБЕНКО, врач:
- Я как простой житель понимаю, что любая регуляция цен со стороны - это красиво. Но понимаю и то, что, как только начнут авторитарно регулировать цены, мы опять узнаем, что такое дефицит. Я жил в СССР, я знаю.
Виталий ТРЕТЬЯКОВ, декан Высшей школы телевидения МГУ:
- По-моему, в России столько законов, что ни один человек в них не может толком разобраться. Надо поставить для Госдумы лимит на количество принимаемых законов. Например, ограничиться десятью законопроектами в год. Исключения - чрезвычайные ситуации. Поверьте, этого вполне хватит.
Виктор БЕРЕЖНОЙ, программист:
- Давно читаю, как принимают массу законов. Но ни разу не читал, чтобы законы отменяли, потому что они дурацкие или мертворожденные. Может, установить какой-то срок, скажем, несколько лет. Не работает - выкинуть. Правда, придется включать здравый смысл, а это нынче в законотворчестве трудновато...
А тех, кто самые дурацкие законы инициировал, - наказывать. Почему нет? Кстати, в Древней Греции, в Афинах, был обычай: кто вносил закон на общественном собрании, приходил на обсуждение с веревкой на шее. Если закон не принимали... В общем, понятно?
Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ
Сергей МАРКОВ, директор Института политических исследований:
- Решить проблему братского народа Украины. Ведь у него на шее сидит террористический режим. И необходимо помочь приобрести законный статус в нашей стране гражданам из Донецкой и Луганской народных республик.
Алена, читательница сайта KP.RU:
- Ремонт дорог. Чтобы подрядчик головой отвечал за развалившийся асфальт. На это уходят огромные деньги. А кругом ямы!
Антон, слушатель Радио «Комсомольская правда» (97,2 FM):
- Жизнь многодетных семей. Если у мамы больше 3 детей, государство должно платить ей зарплату за каждого ребенка. Иначе женщина оказывается безработной нахлебницей - ей приходится оставить работу и следить за своим семейством.