Харитон Матвеев несколько лет назад продал машину и пересел на такси - так выгоднее.
Фото: Павел КЛОКОВ
Сразу вспоминается знаменитая фраза из фильма «Берегись автомобиля» о том, что каждый водитель мечтает продать свою машину, а тот, у кого ее нет, мечтает, наоборот, купить. Житель Москвы, а также сооснователь онлайн-школы английского языка Skyeng Харитон Матвеев пару лет назад продал свою ласточку, а вот покупать новую не торопится.
Оказывается, перемещаться на такси по столице получается дешевле, чем на собственном транспорте. В случае с Харитоном эта разница довольно существенная.
- Я задумал снова купить машину, а потом решил посчитать все свои транспортные расходы за год - на личное авто и такси (см. таблицы), - рассказывает Матвеев.
Количество поездок на такси фиксируется в мобильном приложении, их стоимость тоже. Расходы на личный автомобиль считал по минимуму. Все-таки за год 20 тысяч км пробега - это немного.
- Результат меня удивил, - признается бизнесмен. - На такси я трачу за год почти на 110 тысяч рублей меньше, чем на свой транспорт. И я решил, что новую машину покупать не буду. Я занимаюсь бизнесом, и в моем графике очень много поездок и встреч. При этом поездки в основном короткие. И такси получается выгодней. Но самое главное даже не деньги, а время. Нажал на кнопку в приложении, и машина через три минуты под офисом. По приезде не надо искать, куда припарковаться.
Получается - машина с возу, водителю легче.
- Я долго размышлял над тем, почему люди так стремятся иметь свой автомобиль, - продолжает Харитон. - И вот какой вывод сделал. Во-первых, кроме понятных практических целей нами до сих пор управляет культура собственника. «Я хочу, чтобы эта машина была моей». Во-вторых, никто не отменял понты - купить дорогую иномарку и щеголять ею перед своими знакомыми. В-третьих, для многих важны эмоции. Просто нравится управлять машиной, и все тут. В-четвертых, мощное соци- альное ожидание. Мол, если ты успешный мужик, значит, должен быть на машине. Несусветная глупость.
По словам Матвеева, если ему хочется испытать эмоции и почувствовать себя водителем дорогого и мощного авто, он просто идет в прокат. В Москве сейчас можно взять на время и «Феррари», и «Порше», и «Гелендваген». Если надо ехать на дачу (100 км от столицы), Харитон берет машину в службе каршеринга за 2600 рублей в сутки (ехать на дачу на такси будет дороже). Если надо попасть из одного района Москвы в соседний, Матвеев вообще берет электросамокат и не парится.
Стоимость личного авто
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ТАКСИ
+ не надо кружить по району в поисках парковки
+ не надо стоять в очереди на заправке
+ зимой не нужно откапывать автомобиль из сугроба и прогревать
+ не страшны пробки (на такси можно ездить по выделенкам)
- бывает, что не работают ремни безопасности
- водитель может работать сутки напролет и уснуть за рулем
- водитель далеко не всегда хорошо говорит по-русски
Стоимость такси и аренда
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЦИОМ
- 20% автолюбителей готовы частично ограничить использование личного авто и во время пробок спускаться в метро
- 5% готовы полностью отказаться от собственной машины
- в качестве главной альтернативы личному транспорту автолюбители рассматривают такси (27%), наземный общественный транспорт - автобус, троллейбус или трамвай (23%) и метро (21%)
[опрос ВЦИОМ проводили в десяти городах-миллионниках - Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Краснодар, Нижний Новгород, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Челябинск и Пермь]
ВОПРОС ДНЯ
А вы для себя нашли оптимальный способ передвижения по Москве?
Дмитрий ЧУГУНОВ, организатор движения «СтопХам»:
- Я хожу пешком, езжу на метро. Покупаю годовую карту для поездок - 17 тысяч рублей на год выходит. Но лучше ходить пешком. Во-первых, так быстрее - пробки не люблю. Во-вторых, так полезнее. В подземку спускаюсь, когда нужно проехать больше 3 - 4 станций.
Леонид ОЛЬШАНСКИЙ, адвокат:
- Если кто-то привык ездить на машине, он на ней будет ездить и в прачечную. Но в городе есть платные парковки, которые не по карману даже владельцам «мерсов». И автомобилисты закрывают номера тряпками или картонками, чтобы избежать штрафа.
Максим КАЦ, муниципальный депутат района Щукино:
- На электросамокате. Купил его за 50 тысяч рублей три года назад. Заряжается от розетки. По счетчику за месяц набегают копейки. Сейчас в Москве открыли еще аренду таких самокатов. Удобно.
Виталий МИЛОНОВ, депутат Госдумы:
- Думаю себе купить мопед, чтобы на нем ездить на работу. В Петербурге я езжу на мотоцикле. Надоело стоять в пробках, ждать водителя. А так ты ни от кого не зависишь. Надел шлем - и мчишь в Думу.
Владислав ДЕЖНЕВ, маркетолог:
- В Москве набирает обороты каршеринг. Я свою машину продал. Неудобно было по утрам бодаться в пробках, и парковочного места не найти. А если надо бросить авто в центре, это обходилось в кругленькую сумму. Скачал на мобильник приложение и стал кататься на арендованных машинах - дешевле, чем на такси! С юга на север города доехал за 400 рублей с копейками. Такси показывало ценник в тысячу рублей.
Максим САФРОНОВ, таксист:
- У меня есть постоянный клиент, утром вожу на работу, а вечером - домой. Ему так выгоднее. Подсчитал, что в месяц он на такси тратит около 8 тысяч рублей. Но мы договорились о более-менее фиксированной ставке за поездку, плюс работает он недалеко от дома. Но в такси сейчас много приезжих из Азии работают: дороги не знают, по-русски не понимают, еще и обмануть пытаются.