Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество27 мая 2018 22:01

Полеты Руста и просчеты русских

28 мая 1987 года на Красной площади в Москве приземлился иностранный самолет
Самолет Руста остановился у храма Василия Блаженного: пока Матиас (справа) спокойно ждет, военные и сотрудники КГБ обсуждают, что делать дальше. Фото: avia.pro

Самолет Руста остановился у храма Василия Блаженного: пока Матиас (справа) спокойно ждет, военные и сотрудники КГБ обсуждают, что делать дальше. Фото: avia.pro

Мог бы и я стать свидетелем этого безобразия – буквально в паре шагов в тот день и час находился – работал на Международном конгрессе здравоохранения, проходившем в стенах «советского постоялого двора» - гостиницы «Россия», однако, не стал: окна помещений, где заседал и вел прочую работу конгресс, выходили на другую сторону. А вот одному моему доброму знакомому повезло несказанно. Его глазами я увидел все главное из того, что в тот день произошло.

Подполковник КГБ Валерий Поляков к концу дня почувствовал себя весьма утомленным: он тоже работал на том конгрессе и только что обошел посты вверенных ему людей, бдительно несущих в зале заседаний и в кулуарах охрану жизни и безопасности советских людей, а также и государственной границы, поскольку в день пограничника она и здесь проходила. Поляков непринужденно обошел замаскированных чекистов, убедился, что те неусыпно бдят и, поскольку заседания к тому времени завершились, позволил себе немного расслабиться. Он подошел к высокому окну, выходящему на Красную площадь и при виде родного, умиротворяющего пейзажа кремлевских башен и стен ощутил благодатное отдохновение. Очень хорошо на душе сделалось ему в те минуты.

И вдруг вздрогнул, не веря своим глазам: от Москворецкого моста, в тот час весьма оживленного, на высоте всего-то метров пяти-шести, летел маленький белый самолетик! «Сейчас в Василия Блаженного врежется…» - не мог не подумать чекист. А самолетик пролетел меж Спасской башней и храмом, над площадью резко взметнулся, развернулся над Историческим музеем и полетел в обратном направлении, уже на высоте около двухсот метров. Этого вздорного зрелища Поляков вынести не смог и ринулся звонить своему секретному начальству: происходит очевидное безобразие – самолет без опознавательных знаков летает на недопустимой высоте над Красной площадью, угрожая безопасности советских граждан и смущая иностранных гостей столицы. Начальство, однако, обладая железной выдержкой и стальными нервами, ответствовало таким образом, чтобы до бдительного Полякова сразу дошло: занимайся своими делами и прекрати водку пьянствовать. Поляков пренебрег приказом и стал названивать в другие отделы своего ведомства: «Говорю вам, что с опасностью для жизни летает неопознанный самолет над «Россией» и Красной площадью!» А ему в прежнем тоне ответствуют: «Раз летает, значит, Генштаб разрешил». А самолетик, меж тем, уже три круга сделал и на четвертый стал заходить! Поляков счел, что сделал все возможное, от него зависящее и с вполне объяснимым интересом стал наблюдать за дальнейшим развитием безобразия.

Самолетик снизился и вполне уверенно приземлился в аккурат на осевую линию моста, пропуская встречные машины у себя под крылом и на хорошей скорости покатился вниз, к Васильевскому спуску. Тут он остановился и развернулся в сторону «России», как бы приветствуя главную гостиницу СССР. Боковая дверца машины откинулась, и из кабины вылез высокий, очень худощавый юноша в костюме, похожем на одеяние летчика, в куртке с нагрудными карманами. Его немедленно окружили очумевшие от любопытства люди, образовалась толпа. Молодой человек с радостной, полной очарования улыбкой принялся раздавать автографы. Тут же подкатили несколько машин ГАИ, и сноровистые милиционеры соорудили вокруг самолетика легкое ограждение. Вскоре подрулили черные «Волги», откуда-то взявшиеся «Татры» и летчика, непринужденно усадив в одну из машин, умыкнули. Самолетик же оставался на месте до двух часов ночи, и только потом его прицепили к машине и увезли на собственных колесах в неизвестном направлении.

И что это было?

Хорошо помню, как всех нас ошеломило это событие. В газетах толком – ничего, кроме самого факта происшествия – никаких версий, ответственные люди отмалчивались. Сообщили лишь, что иностранного пилота-любителя зовут Матиас Руст, ему всего восемнадцать лет и прилетел он из Германии. Но как таковое могло случиться?! Почему разрешили вольно летать над самым центром Москвы, когда и всякие-то любые полеты над нею категорически были запрещены, и почему ему позволили приземлиться буквально на Красной площади – что за цирк у нас на глазах сотворился?!

В ходе расследования и суда над бесшабашным летуном стало известно, что молодой немец надумал примирить натянувшиеся отношения Между СССР и Западом: переговоры между советским и американским правительствами в Рейкьявике уткнулись в глухую стену откровенного тупика и мир как бы замер в ожидании самых невероятных последствий. Тут Русту и пришло в голову самоходом прилететь в Москву и показать, как легко установить мост дружбы между двумя великими странами. Любительские права на управление легкомоторным самолетом у него были, самолет – «Цессна-172Б Скайхок» тоже искать не пришлось, благо отец Матиаса торговал в Европе самолетами именно этой марки, маршрут полета бесхитростно проложен – и 27 мая Руст вылетел из Гамбурга, приземлился в Хельсинки для дозаправки, где и сообщил, что направляется в Стокгольм.

В Швецию он, однако, не прилетел – исчез с радаров финской диспетчерской службы. Мальчишку бросились искать и, если еще не поздно, - спасать. Вскоре в море нашли большое масляное пятно и решили, что Руст потерпел крушение. Сообщили отцу, тот не поверил, неведомо почему – и оказался прав, потому что сынишка вторгся в пределы СССР, пролетел над Эстонией и по линии железной дороги Ленинград-Москва устремился в столицу.

Самое интересное, что его отнюдь не прозевал, а знали о его появлении с самого начала нарушения границы. Уже над нашей территорией в районе Ленинградской области с аэродрома Тапа по тревоге подняли два истребителя – они сразу же засекли нарушителя, однако, никаких дальнейших приказов не получили и вернулись на свой аэродром. С двух других военных аэродромов также поднимались истребители, но приказа посадить самолет-нарушитель не получали: теперь-то понятно почему: не так давно, в 1984 году, советский перехватчик сбил южнокорейский «Боинг», вторгшийся в пределы СССР, отказавшийся подчиниться приказу следовать на советский аэродром, - слишком близко было это трагическое событие, и с тех пор открывать огонь по гражданским и военным самолетам у нас было запрещено. Вот Руст и летел безнаказанно. Когда он проходил над Псковом, местный авиаполк проводил учебные полеты и самолет-иноземец там затерялся – его приняли за своего. Ну а дальше он вновь попал в поле зрения нашей ПВО. Никто сбивать его и не собирался. Но и что с ним далее делать – тоже не знали.

Неудавшегося миротворца, вроде бы ничего дурного не замышлявшего, судили за хулиганство и незаконное пересечение границы, за что виновник судебного торжества был приговорен к четырем годам лишения свободы. Отсидел он, однако, 432 дня, поскольку председатель президиума Верховного Совета СССР Андрей Громыко, понятно, что не единоличным решением, подписал указ об амнистии. Посерьезневший, как будто бы, молодой человек вернулся в Германию, где его немедленно лишили прав пилотирования как человека, «психически неуравновешенного».

О том, что произошло после того вопиющего эпизода, у нас долго ходили противоречивые слухи и домыслы, то дополняющие друг друга, а то и опровергающие, но последствия воздушного вторжения оказались сокрушительными. Хотя во многом и ожидаемые: не могло же случиться так, чтобы виноватых в вопиющей халатности не оказалось! На все выложились некие объективные причины. Поговаривали, что на самом деле полет Руста был организован и тщательно подготовлен западными спецслужбами. Если так, то великолепно нагло все провернули. Об этом, кстати, впрямую говорил генерал армии Петр Дейнекин, главнокомандующий ВВС России в более поздние годы: «И, что самое важное, - проведена она была с согласия и ведома отдельных лиц из тогдашнего руководства Советского Союза». Спустя двадцать лет после того события, стали говорить о том, что для осуществления проекта, целью которого было подорвать и скомпрометировать советскую ПВО, в частности, и армию в целом, - для этого западным спецслужбам удалось привлечь влиятельных людей из ближайшего окружения Михаила Горбачева. На все были готовы, дабы подставить нас в невыгодно падающем свете на международной арене…

Разрушения в той «перестройке» оказались подобны жесткому землетрясению: снят главком ВВС, дважды Герой Советского Союза Павел Колдунов. Был снят министр обороны Сергей Соколов, снят маршал, главком ВВС Александр Ефремов, а также командующий Московским военным округом ПВО Анатолий Константинов и еще множество офицеров, руководивших и работавших в системе ПВО Советского Союза. Вот и думай теперь, что это – действительно далеко просчитанная акция наших «заокеанских партнеров» или некто освобождался от неугодных генералов, своих политических противников…

Руст же продолжал чудить. В 1994 году приехал в видимо полюбившуюся Россию, посетил детский дом, пожертвовал на него некие деньги, потом на какое-то время исчез из поля зрения. Поговаривали, будто бы у него в России появилась любимая женщина, другие утверждали, будто бы он торговал в обувном магазине, что, впрочем, одно другому не противоречит.

Потом он снова попал в газеты. На родине угодил за решетку – за то, что, работая медбратом в больнице, набросился на молодую сослуживицу с ножом из-за того, что та отказалась встречаться с ним. Отсидел, но в 2001 году снова попал под суд - за кражу свитера в магазине. Странный, однако, молодой человек…

Спрашивал я Дмитрия Тимофеевича Язова, назначенного сразу после тех событий министром обороны СССР: «Что же на самом деле произошло тогда?» Ответил не сразу: «Об этом рано еще говорить». Свою книгу с автографом подарил, но о злополучном Русте я не нашел там ни слова. Впрочем, в книге говорилось о событиях куда как более важных.