Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Экономика24 мая 2018 22:00

Путь через Северный океан открыт

Российское побережье Арктики – кратчайший морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком. По Северному морскому пути от Санкт-Петербурга до Владивостока – 14 000 км. Через Суэцкий канал – 23 000 км
Юлия СМИРНОВА
Потепление в арктической зоне в целом благоприятно для морской хозяйственной деятельности, включая судоходство и добычу углеводородов на шельфе. Более доступными для круглогодичного плавания станут высокоширотные трассы

Потепление в арктической зоне в целом благоприятно для морской хозяйственной деятельности, включая судоходство и добычу углеводородов на шельфе. Более доступными для круглогодичного плавания станут высокоширотные трассы

Чтобы понять, почему Северный морской путь стратегически важен для России, достаточно посмотреть на карту. Это кратчайшая морская трасса между Европой и Азией, в том числе между европейской частью России и Дальним Востоком. В 2017 году на форуме «Арктика – территория диалога» в Архангельске президент РФ поручил создать структуру, ответственную за комплексное развитие Северного морского пути и прилегающих территорий.

– Северный морской путь имеет для России чрезвычайное значение. О его важности говорил еще наш земляк Михаил Васильевич Ломоносов: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигнет до главных поселений европейских в Азии и в Америке», – напоминает Елена Кудряшова, ректор Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова. – Севморпуть важен и как международная магистраль, и как артерия для обеспечения объектов обороны, опорных точек промышленного потенциала российской Арктики.

Положительную динамику для перспектив этого глобального проекта дает решение о едином операторе Севморпути. Основные полномочия лягут на госкорпорацию «Росатом». Архангельская область с ее современным промышленно-логистическим потенциалом выступает одним из ключевых субъектов реализации арктических проектов.

«Российская Арктика – один из самых богатых энергоресурсами регионов мира. В Приобье добывается 90% всего российского газа. В Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах сосредоточены и основные запасы нефти. Отсюда начинается система транспортировки газа и нефти», – цитата из документа «Оценка макроэкономических последствий изменений климата на территории Российской Федерации до 2030 года и дальнейшую перспективу», подготовленного специалистами Росгидромета.

Сейчас Северный морской путь используют Газпром и «Роснефть», «Новатэк» и «Норникель», другие крупные компании. На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге идут испытания уникального атомного ледокола «Арктика» – головного судна нового арктического российского проекта. Уникальность «Арктики» в том, что ее силовая установка из двух реакторов РИТМ-200 дает мощность в 175 мегаватт при потреблении в сутки нескольких граммов топлива. Самая сильная и безопасная ядерная установка в мире дает возможность круглогодичной навигации огромного корабля размером с футбольное поле. На воду ледокол спустят в 2019 году. В ближайших планах России строительство еще более мощных ледоколов типа «Лидер».

В развитии Севморпути России «помогает» глобальное потепление – в полярных широтах оно идет более быстрыми темпами, чем в целом на планете. За последние 40 – 50 лет продолжительность ледового периода в Северном Ледовитом океане сократилась на 40 дней, средняя толщина льда уменьшилась на 40 процентов, площадь его тоже стала меньше. Вполне вероятно, что после 2030 года Арктика каждый сезон будет полностью освобождаться от льда.

«Потепление в арктической зоне в целом благоприятно для морской хозяйственной деятельности, включая судоходство и добычу углеводородов на шельфе. Более доступными для плавания станут высокоширотные трассы, на которых появится возможность круглогодичной навигации», – говорится в докладе Росгидромета об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации.

В 2017 году по Севморпути перевезли 10 миллионов тонн грузов – это рекорд. По оценкам «Росатомфлота» и Объединенной судостроительной корпорации, после 2020 года грузопоток вырастет до 40 миллионов тонн, а к 2030 году – до 70 – 80 миллионов тонн.