В новом правительстве Министерство образования и науки разделят на два ведомства. ФОТО Михаил Терещенко/ТАСС
Наука в России как падчерица. Никак своего постоянного пристанища не найдет.
До 2004 года ею руководили из министерства промышленности, науки и технологий (было у нас такое ведомство). Потом ее «перебросили к образованию» - получилось Минобрнауки – которое, уже если честно, конечно, больше внимания уделяло «родной дочери» - образованию.
И вот теперь глава правительства Дмитрий Медведев предложил новую конфигурацию – разделить министерство образования и науки на два ведомства: министерство просвещения и министерство науки и высшего образования.
Но развод снова получается не совсем по любви – наука прихватила себе высшую школу (хотя, ощущение, что скорее наоборот – вузы получают под свое крыло науку). А Минпросу отходят детские сады, школы, среднее профобразование, сироты, молодежная политика и много чего другого. Для пытливых напомним – министерство народного просвещения появилось в России еще в 1802 году, а потом возродилось примерно под таким же названием (хотя и без слова «народного») уже после Великой Отечественной – в 1946 году.
Накануне выпускных…
Как будут координировать свою работу два ведомства пока не очень понятно – ведь все равно работать им придется, толкая друг друга локтями. По крайней мере в том, что касается поступления выпускников школ в вузы через Единый госэкзамен, олимпиады и прочие ухищрения вроде целевого набора. Посмотрим. Пока нам остается надеяться, что чиновничья чехарда, которая неизменно случается в период административных преобразований, не скажется на судьбе выпускников и абитуриентов-2018.
Так что оставим на время российское образование, которое явно ждет еще немало перемен в этом году, а поговорим про науку-падчерицу. Ее роль в новой конфигурации заметно вырастет. Причем, теперь явно делается ставка не только и не столько на науку академическую, сколько на науку вузовскую. И это-то как раз самое интересное.
Пока власть бодалась с Российской академией наук, пытаясь сделать научные исследования эффективными и взять под контроль собственность институтов (а она немаленькая), стала активно развиваться наука в вузах. Кстати, Федеральное агентство научных организаций, которое управляло имуществом институтов, войдет в состав нового министерства.
Динамика основных показателей исследований и разработок в секторе высшего образования.
Университеты перехватили инициативу
В недавнем докладе Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ приводятся поучительные данные. В 2016 году 75,6% высших учебных заведений России занимались научными исследованиями и разработками. Хотя в 2000 году доля таких вузов составляла всего 40,4%.
- Вузовская наука в течение последнего десятилетия растет быстрее по сравнению с другими секторами и по численности кадров, и по объему финансирования, - объясняет первый проректор Высшей школы экономики Леонид Гохберг. – Хотя в вузах занято 45 тысяч исследователей. А это всего 12 % от общей численности ученых в стране.
Зато в научных исследованиях в вузах задействованы около 87 тысяч профессоров и преподавателей. То есть студентов все чаще учат не чистые теоретики, а те, кто кроме чтения лекций и ведения семинаров, занимаются собственными изысканиями. Еще интересно и то, что сейчас две трети публикаций в международных научных журналах приходятся на исследователей, работающих в российских вузах.
Удельный вес высшего образования в основных показателях российской науки.
- Академические институты на два бюджетных рубля зарабатывают один рубль. А вузы на один бюджетный рубль зарабатывают - семь рублей, - рассказывает ректор Вышки Ярослав Кузьминов. - Значит исследования, которые проводят в высшей школе, востребованы. Задача на следующий президентский срок – восстановить нормальное состояние наших университетов в отношении исследований. И не важно - это университеты, специализирующиеся на легкой промышленности, авиации, физике или на гуманитарных исследованиях.
Сегодня научные коллективы, которые не уступают академическим институтам, сложились в МГУ, СПбГУ, в национальных исследовательских университетах: МФТИ, МИФИ, ВШЭ,ИТМО, МИСиС, Питерском политехе, Новосибирском, Нижегородском, Томском университетах, Томском политехе, Самарском аэрокосмическом университете.
Но остается много вузов, в которых большинство предметов преподают люди, не имеющие ни одной научной работы по своим дисциплинам. И это серьезная проблема.
Мы явно постепенно переходим от советской системы науки, когда была Академия, и распределявшая деньги, и оценивавшая проведенные исследования, к системе, давно прижившейся на Западе и активно развивающейся в Азии: центры научных исследований – университеты. Здесь ведется и научная работа, и обучение, «прокачка» студентов, отбор молодых ученых.
Как такая система может прижиться у нас? Ректор Вышки Ярослав Кузьминов приводит пример собственного университета:
- Высшая школа экономики и Российская академия наук в прошлом году начали эксперимент. Шесть ведущих физических институтов РАН основали у нас факультет физики. Сейчас мы ведем переговоры с химическими и с биологическими институтами о такого же рода формате. Мы лишь предоставляем площадку - приходите, рулите. Но, выходит, начиная с бакалавриата, даже с лицея, академики, профессора из РАН работают с будущими учеными, со своей сменой.
Структура исследователей в секторе высшего образования по возрастным группам.
Центры инноваций
В ближайшие годы правительство продолжит делать ставку на университеты. Причем, не только как учебных и научных организаций. В новых майских указах Президент Путин поручил «организовать не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе». Это как раз про основные цели нового министерства.
Речь идет о том, чтобы вузы – причем в основном в провинции – стали центром образовательной, научной, инновационной жизни. А где еще ей возникать, как не в университете, где «водятся» продвинутая и амбициозная молодежь? Университеты должны стать «толкачом» развития региона или отрасли.
Видимо, будет расширена программа «5-100». На первом этапе она требовала, чтобы не менее 5 российских вузов оказались в первых сотнях международных рейтингов университетов. Теперь задача сложнее – подтянуть за будущие 6 лет в верхние строчки не менее 20 вузов. Причем, включить в программу ведущие отраслевые университеты - сельскохозяйственные, транспортные, медицинские, вузы культуры.
Именно вузам во многом предстоит совершить тот прорыв, о котором так часто стали говорить руководители страны. Понятно, что вместе с академической наукой (если ее перестанут лихорадить очередными нововведениями). И в этом смысле, похоже, новое Минвузнауки (или как там его будут сокращенно называть) становится ключевым ведомством.
Ну и, конечно, многое будет зависеть от того, кто возглавит новую структуру. А это мы узнаем в конце недели.
* ИР - исследования и разработки
Инфорграфика предоставлена ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, 2018.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Путин и Медведев обсудили новую структуру правительства
Премьер Дмитрий Медведев во вторник вечером на встрече с Владимиром Путиным в Сочи предложил реформировать структуру правительства, представив на рассмотрение президента соответствующий проект указа.
- Каких-то масштабных изменений не будет. Но есть ряд важных предложений, направленных на оптимизацию органов исполнительной власти, - сказал Медведев (подробности)
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
На новые майские указы потратят 20 триллионов рублей: В приоритете - дороги, демография и медицина
На 13 национальных проектов планируется израсходовать от 20 до 25 триллионов руб. в ближайшие шесть лет. Точная сумма пока неизвестна. В Минфине понимают, откуда возьмут 18 трлн, а остальные деньги еще придется где-то найти (подробности)