2018-04-16T10:36:59+03:00

"Трудных парней отвлекали от наркотиков мотоциклами"

За воспитание молодежи на БАМе воронежцу выдали почетный знак
Михаил ГвоздьМихаил ГвоздьФото: Елена ФЕДЯШЕВА
Изменить размер текста:

В этом году ВЛКСМ отметит столетие со дня своего образования. Комсомол – памятный период в жизни каждого россиянина от 50 и старше. А для современной молодежи – неизвестная страница истории. «Комсомолка» собирает ее фрагменты в воспоминаниях бывших комсомольцев. Сегодня о славном комсомольском прошлом вспоминает БАМовский «Макаренко» Михаил Гвоздь.

- В 1986 году я работал заместителем директора профессионально-технического училища №7 города Тында. В СССР было обязательным получение среднего образования. Но многие подростки идти в 9 класс не хотели. У них был выбор – продолжить обучение в ПТУ.

Документы комсомольской эпохи Михаил Карпович бережно хранит в "БАмовском" чемоданчике Фото: Елена ФЕДЯШЕВА

Документы комсомольской эпохи Михаил Карпович бережно хранит в "БАмовском" чемоданчикеФото: Елена ФЕДЯШЕВА

В задачу заместителя директора ПТУ входило воспитание учащихся, забота об их моральном облике. Причем учащихся приходилось буквально силой затаскивать за парту.

- Вместе с комиссией по делам несовершеннолетних собирали их на магистрали и направляли их в училище, где давали строительные профессии, - вспоминает Михаил Карпович. - Отрывать такую молодежь от улицы было нелегко. Их сразу делили на две категории: тех, которые могут овладеть сложными строительными профессиями (крановщик-механик, водитель, газоэлектросварщик, машинист башенного крана ), и тех, кому по способностям простые строительные профессии (каменщик, плотник, штукатур-маляр).

Для получения сложной профессии от учащегося требовалось знание точных наук, физики, математики. И уровень ответственности у специалистов, например, работающих со сложными и опасными механизмами, гораздо выше. Наряду со строительными специальностями в ГПТУ Тынды готовили поваров, но на эту профессию уже в те годы был приличный конкурс.

Сложные подростки уже в конце 80-х «катали колеса» и «пыхали»

- Уже в те годы молодежь глотала колеса, пыхала (нюхали клей), курили марихуану, - продолжает Гвоздь. - Наша задача была, пресечь каналы поставок этих веществ. Их было всего три: железная дорога, автодорога и аэропорт. Через аэропорт это практически не проходило даже в то время. Остальные направления контролировали с помощью милиции.

Выступая на пленуме обкома Компартии в конце 80-х годов, Михаил Гвоздь попытался привлечь внимание к проблемам воспитания молодежи. Рискнул с трибуны заговорить о сексе, наркотиках…

- Секретарь остановил меня словами «У нас молодежь не такая». На что я ответил, что мы говорим не об облике молодежи, а о проблемах, которые назревают в ее среде. Тогда руководство закрывало глаза на негатив. А мы, вращаясь в этой среде, хорошо знали, чем дышат подростки, - говорит Михаил Карпович.

Комсомольцы в 80-е годы были очень наивными людьми и безоглядно верили в курс перестройки Горбачева. В свои 36 лет Гвоздь уже был членом партии и секретарем парторганизации в ПТУ.

- Мы искали новые методы работы с трудными подростками. Чтобы привлечь ребят в училище, организовали байк - клуб. Нужны были мотоциклы. Мы нашли байки через милицию на штраф-площадках, где их бросали возвращающиеся домой строители. Нам отдали восемь мотоциклов. Наши мастера-механики своими силами отремонтировали их, из восьми получилось шесть, рабочих. Еще один новый Иж-спорт мы купили на средства, выделяемые училищу на развитие культуры.

Знак "За участие в сооружении БАМа" Фото: Елена ФЕДЯШЕВА

Знак "За участие в сооружении БАМа"Фото: Елена ФЕДЯШЕВА

Из-за большого количества учащихся в группе их трудно было организовать, но инициатива Гвоздя поделить группы не нашла отклика у начальства. А лучшим стимулом встать на путь исправления для трудных парней становилась зарплата за практику.

- Как только они получали деньги, а сумма по тем временам получалась приличная, ребята понимали, что улица уже не для них, - говорит Гвоздь.

Старания БАМовского «Макаренко» Михаила Гвоздя заметило комсомольское руководство и в 1986 году наградило замдиректора ПТУ почетным знаком ЦК ВЛКСМ «За участие в сооружении Байкало-Амурской магистрали».

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также