Премия Рунета-2020
Омск
-2°
Boom metrics
Общество12 января 2018 10:09

Советский ракетчик, первым обнаруживший самолет шпиона: Перед вылетом на задание Пауэрсу шепнули – кнопка катапульты взорвет его

Омич Александр Хабаргин, участник уничтожения врага в небе над СССР, рассказал, почему по U-2 ударила лишь одна ракета и как глава сельсовета перехитрил шпиона
Александр Данилович до сих пор помнит день 1 мая 1960 года до мельчайших подробностей.

Александр Данилович до сих пор помнит день 1 мая 1960 года до мельчайших подробностей.

Фото: Личный архив

80-летний Александр Данилович Хабаргин до сих пор считает 1 мая 1960 года самым ярким днем в своей жизни. Даже спустя полвека его события бывший ефрейтор ракетной части под Свердловском помнит в мельчайших деталях. На службу в армию 19-летнего Хабаргина призвали в 1958 году из забайкальского села Петропавловка под Улан-Удэ в Бурятии. Его определили в ракетные войска на Урал.

ЗНАЛ РАКЕТНУЮ УСТАНОВКУ КАК СВОИ ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ

- Времена тогда были непростые – Карибский кризис. Служили по 3 года. Более того, потом вышел приказ министра обороны об отсрочке демобилизации солдат, закончивших свою службу, – вспоминает Хабаргин. – Моя срочная служба продлилась 3 года и 8 месяцев. И это было обычной практикой.

Парню из Забайкалья с семью классами образования пришлось с нуля познавать сложности радарных установок, принципов работы локаторов и прочей радиоаппаратуры.

- Никакого специального образования у меня не было. Но учителя со мной служили хорошие. Их опыт, специальная литература и желание постичь эту науку, чтобы защитить свою родину, помогли во всем разобраться, – делится Александр Данилович.

Через три года про Хабаргина уже говорили, что современную на тот момент старцию разведки целей дальнего обнаружения С-75 (станцию разведки) он знает, как свои пять пальцев. В каждом наряде Александр Данилович совершенствовал познания всех тонкостей зенитного комплекса. И 1 мая 1960 года они ему пригодились.

- В то время готовность №1 для нашей части объявляли довольно часто. По несколько раз в неделю. И вот рано утром по внутренней связи сообщили о готовности №1. Я, конечно, думал: обычные учения. Но потом объявили еще и сигнал тревоги. Это означало, что в небе над Советским Союзом находится вражеский самолет, - объясняет один из главных участников тех событий.

Фото: Википедия

Фото: Википедия

«УВИДЕЛ ТОЧКУ НА РАДАРЕ – СЕРДЕЦ ЕКНУЛО»

Уже через минуту Александр Хабаргин прибул на станцию СРЦ, которая была подготовлена дежурным. Работал вместе с ним сослуживец Виталий Некрасов. Хабаргин с помощью локатора сканировал небо над Уралом в поисках самолета U-2.

- Тут же мне передали сектор поиска «Юг», хотя обычно это был «Восток». А тут стало ясно, что возможно самолет вылетел со стороны Пакистана, Ирана или Афганистана. Там у американцев были военные базы, – рассказывает Александр Данилович.

И тут на экране локатора появилась маленькая точка – тот самый самолет, цель номер два. Тогда советские зенитчики еще не знали, что суперсовременным U-2 управляет американский шпион Фрэнсис Гэри Пауэрс. Он находился в 245 км от места дислокации, где служил Хабаргин.

- Как определяется, свой самолет или чужой? Я через локатор облучаю объект. На каждом борту установлен радио ответчик, который ловит волну и автоматически посылает ответный импульс. Причем принять мы можем только импульс определенного кода, на который настроены все советский самолеты. Тут же ответа от объекта не было. Конечно, после этого сердце екнуло, – вспоминает Александр Данилович.

- Докладываю Воронову: «Цель номер два на запрос "Я свой" положительно не отвечает, товарищ майор»

- Проверь еще! – кричит мне в наушники он. Опознаваение цели номер два проводилось многократно. Цель на запрос не отвечала.

U-2 был обработан специальной краской, которая делает его менее уязвимым для ракетных установок. Высотометр показывал, что судно летит около 20 000 метров над землей. Было ясно, что пилот специально поднялся так высоко, надеясь, что советский ракеты его не достанут.

- У нас сомнений не оставалось: над нами шпионский самолет. Позже наши данные подтвердило и сообщение руководства, полученное нами по внутренней связи.

КНОПКА КАТАПУЛЬТЫ ПАУЭРСА ВЗОРВАЛА БЫ U-2 И ШПИОНА

О ракетчике Хабаргине и его товарищах после этой истории много писали в центральной прессе. ФОТО: "Огонек"

О ракетчике Хабаргине и его товарищах после этой истории много писали в центральной прессе. ФОТО: "Огонек"

Пауэрс действительно был уверен, что его полет останется не замеченным и что для ракет на такой высоте он неуязвим. Эту мысль ему внушили американские военные.

- Мы вычислили координаты вражеского U-2. Он приближался к Свердловску со скоростью 13 км в минуту. Цифры сообщили уже зенитчикам, которые должны были ударить по самолету ракетами. Кнопку пуска нажал старший лейтенант Эдуард Фельдблюм, – рассказывает Хабаргин. – Все, кстати, пишут, что по Пауэрсу пустили 5 ракет. Это неправда - только одну. И она достигла своей цели.

Ракета разорвала хвостовой отсек U-2. Объятый пламенем он начал стремительно падать. Шпиону Пауэрсу ничего не оставалось, как просто открыть кабину и выпрыгнуть из машины с парашютом.

- Еще одна историческая ошибка это сообщения о том, что Пауэрс катапультировался. Не мог он этого сделать. Перед самым вылетом доброжелатели предупредили его: кнопка катапульты активирует взрывчатку под U-2. От Пауэрса бы ничего не осталось, а он хотел жить. Американцы очень не хотели, чтобы их самолет или шпион попали в руки врагов, - объясняет Александр Хабаргин.

Копия грамоты Александру Даниловичу от Хрущева. ФОТО: Личный архив.

Копия грамоты Александру Даниловичу от Хрущева. ФОТО: Личный архив.

Американец приземлился на колхозные поля села Косулино под Свердловском. Там его обнаружили и местные. Они не сразу поняли, что перед ними иностранный шпион. Однако подъехавшие машины КГБ все расставили по своим местам.

- Пауэрса в первые минуты привезли в здание сельсовета. Ему задавали вопросы на русском, немецком, английском. Но он делал вид, что ничего не понимает. Все это время по кабинету ходил председатель сельсовета и крутил в руках папиросу «Казбек» и пачку из-под них. Он заметил, что шпион смотрит на нее и явно хочет покурить. Тогда председатель пошел на хитрость: обошел его со спины и положил на стол за ним всю пачку. А потом так тихо сказал: «Если хотите закурить, папиросы сзади вас на столе». И Пауэрс через секунду повернулся и взял ее. Тем самым он себя выдал. Стало ясно, что шпион понимает русский, - улыбается Александр Данилович.

О том, что вражеский самолет U-2 сбит, Хабаргин с товарищами узнал примерно через 30 минут. После этой истории омича наградили правительственной грамотой от Никиты Сергеевича Хрущева. Руководство части поощряло его неоднократными отпусками домой. А центральная пресса несколько лет потом писала хвалебные материалы о ракетчиках ефрейторах Хабаргине, Некрасове, сержанте Ягушкине и их товарищах.

ОЧЕНЬ ЛИЧНОЕ

Писали девушки со всего союза, но полюбил сестру сослуживца

После истории со сбитым U-2 Хабаргину как секретарю комсомола писали письма девушки со всего Союза. Он остался на сверхсрочную службу и прослужил в армии в общей сложности более 7 лет. Демобилизовался только в 1965-м. Молодой парень к славе относился спокойно. Он редко кому отвечал, и до 28 лет оставался холост. Пока не увидел фото сестры своего сослуживца Юрия Дольника. Девушка на снимке очень понравилась Александру Даниловичу.

- Познакомь! – только и вымолвил он.

У Хабаргина завязалась переписка с 18-летней сестрой солдата Людмилой из Омска. Правда, лично им удалось познакомиться лишь через год. Александр получил очередной отпуск. В Омске он провел полторы недели и уехал с четким желанием жениться на красавице Людмиле, что и сделал, вновь вернувшись в Сибирь через полгода после армии.

- Во время первой встречи я поцеловал руку Людмиле Ефимовне. Я помню этот момент также ярко, как тогда. Мы прожили в браке 39 лет. К сожалению, в 2004 году после операции моей жены не стало, – глаза ракетчика Хабаргина наливаются слезами. – Когда ко мне вынесли гроб с телом Людмилы, я, как и в тот первый день знакомства, на прощание поцеловал ей руку. И она мне не показалась холодной.

СПРАВКА «КП»

1 мая 1960 года государственную границу СССР в небе над Уралом нарушил вражеский самолет. Сверхсовременным U-2 управлял американский шпион Фрэнсис Гэри Пауэрс. Судно быстро было обнаружено советскими зенитчиками, которые сбили вражескую машину. Пауэрс сумел выжить: выпрыгнул из горящей кабины, и на парашюте приземлился на поля колхоза под Свердловском. Позже его арестовали. Омич Александр Хабаргин, проходивший в те годы службу в ракетных войсках, первым смог засечь U-2 шпиона Пауэрса.

ТТХ

Американский самолет Lockheed U-2

Начало эксплуатации: 1958 год;

Длина: 15 м.;

Вес: 5300 кг;

Максимальная скорость: 800 км/ч;

Максимальная высота: 24 000 м.;

Размах крыла: 24 м.;

Дальность полета: 3500 км.