Премия Рунета-2020
Воронеж
+14°
Boom metrics
Общество19 декабря 2017 15:47

Как воронежские чекисты ловили английских шпионов и нигерийских наркоторговцев

Ветераны ФСБ рассказали, с кем им приходилось иметь дело
Владимир Климов.

Владимир Климов.

Фото: Яна КОПЫЛОВА

20 декабря исполняется 100 лет органам государственной безопасности России. В честь этой даты мы пригласили в студию радио «КП» в Воронеже (97.7 FM) людей, для которых поимка шпионов и перестрелки с наркоторговцами - не эпизоды кино, а часть работы. У нас в гостях побывали Владимир Климов и Валерий Анциферов.

Теракт, которого удалось избежать

В конце семидесятых Египет был зоной, где в любой момент могла начаться война. Именно там проходил практику воронежский студент Владимир Климов: он работал переводчиком в советском посольстве.

- Как вы знаете, Египет заключил сепаратный мир с Израилем. За это на республику ополчился весь арабский мир. Советский Союз поддерживал хорошие отношения с Египтом, с одной стороны, и Организацией освобождения Палестины - с другой. Посольство оказалось между двух огней. Против нас постоянно готовились провокации - и со стороны спецслужб других арабских стран, и со стороны самого Египта. Наших граждан задерживали по различным придуманным поводам, приводили в полицию. У нас на глазах переодетые сотрудники спецслужб разгромили посольство Болгарии. Как раз в это время мне предложили помочь в содействии безопасности. Не раздумывая, дал согласие.

7 ноября 1978 года в посольстве был официальный прием по случаю Дня Октябрьской революции. Пришло много иностранных гостей. Переводчики стояли по периметру, помогая им общаться. В какой-то момент через забор перелетел небольшой пластиковый контейнер...

- Как только мы увидели этот сверток, моментально среагировали - по отработанной схеме накрыли специальным чехлом. Внутри контейнера была бомба, - рассказывает Владимир Климов. - Взрыва удалось избежать.

А в начале восьмидесятых Климов был сотрудником контрразведки.

- В то время практически ежегодно по всей стране, в том числе в Воронежской области, задерживали иностранных разведчиков. Посольства и резидентуры других государств активно нащупывали слабые места СССР. Мы регулярно проводили операции по захвату.

Яркий случай, о котором писали все газеты, произошел в 1986 году.

- В Воронеж приехал студент из Великобритании по фамилии Стоббарт. Помимо филологии он проявлял интерес к военным объектам... Заходил на их территорию, фотографировал, собирал данные. 26 марта его задержали с фотоаппаратом при выходе с аэродрома.

«Кодовое имя - Барон»

Валерия Анциферова пригласили работать в органы, когда он был студентом технологического института. Прежде чем дать добро, проверяли несколько лет. Первое предложение поступило летом 1981 года, но лишь в 1984-м Валерия Николаевича зачислили в КГБ. Вскоре его направили в Туркмению - республику, где уровень употребления наркотиков был существенно выше, чем по СССР в целом. Наработанный там опыт по борьбе с наркобизнесом позже пригодился на воронежской земле.

- В марте 1990 года мне предложили работу в подразделении по борьбе с организованной преступностью. Таковые тогда только создавались, - рассказывает Валерий Анциферов. - На волне демократии из щелей вылезла разная мразь. Мелкие хулиганы стали бандитами. Боксеры, борцы организовали группировки, которые занимались рэкетом. Произошел всплеск употребления наркотиков. В Воронеж хлынули экстази, ЛСД, героин, кокаин. Через наш регион прошли маршруты доставки запрещенных веществ.

Валерий Анциферов.

Валерий Анциферов.

Фото: Яна КОПЫЛОВА

Валерий Николаевич был участником первого в современной истории задержания целой группы наркоторговцев - не рядовых продавцов, а тех, кто привозил вещества из-за границы.

- В ноябре 1993 года мы получили сведения, что студент воронежского института - нигериец, которому мы дали условный псевдоним Барон, - ищет возможность продажи героина. Барон сносно говорил по-русски, у него даже была русская любовница. До июня 1994 я контактировал с ним и его сообщниками, представляясь покупателем. Было полтора десятка встреч, на которых мы делали закупки.

По легенде Валерий Анциферов был представителем воронежской криминальной группировки. Потому он старался одеваться соответствующе: носил джинсовый костюм и кобуру под мышкой, как тогдашние «братки», использовал в разговоре уголовный сленг. На встречи с продавцами приезжал на дорогих «Ауди», «БМВ» и «Мерседесах», которые стояли под арестом в милиции.

Спину прикрывали коллеги. Вокруг стояли машины с видеокамерами, в одежде Валерия были спрятаны подслушивающие устройства. Эта предосторожность не была формальностью. В перехваченных личных переговорах наркоторговцев звучали предложения расправиться с покупателем и просто забрать деньги.

Летом 1994-го семерых нигерийцев и одного танзанийца задержали в общежитии московского вуза.

- Когда группа «Альфа» вышибла дверь и ворвалась в жилой блок, главный фигурант решил выбросить в окно наркотики, но по ошибке выбросил деньги. 9200 долларов - 92 купюры - летали в тот вечер над Москвой.

«И тут начался вестерн»

В следующем деле, о котором рассказали наши собеседники, участвовали они оба.

- В бурные девяностые на улицах Воронежа часто раздавалась стрельба. Постоянно находили трупы, оставшиеся после бандитских разборок. Все подразделения, в том числе контрразведку, активизировали на борьбу с организованной преступностью, - делится Владимир Климов.

Сотрудники ФСБ узнали о том, что банда собирается совершить налет на офис, в котором хранились наличные.

- Группировка состояла из шести человек, идеологом был старшина милиции Черепов. Они уже совершили разбойное нападение на офис фонда «Надежда» в гостинице «Брно», забрали крупную сумму. Мы выяснили, что банда Черепова решила напасть на другой офис «Надежды» - в гостинице «Бристоль» на проспекте Революции, - рассказывает Валерий Анциферов. - Со всех сторон организовали засаду. Но в нужный момент подвела техника! Когда налетчики вошли в офис и стали стрелять в потолок, связь пропала на три-пять минут. Бандиты выскочили во двор, нырнули в арку, выбежали на Театральную, где их ждала машина. И тут начался вестерн...

- День, центр города. Много прохожих, автомобилей. И вот несется синяя «шестерка» бандитов, за ней наша оперативная «семерка». Люди в бронежилетах высунулись из окон, идет стрельба... - вспоминает Владимир Климов. - Я был в группе прикрытия. Не думал, что придется применять оружие. Однако мы были настолько хорошо вышколены, что среагировали сразу же, как только увидели, что бандиты уходят. И им это не удалось.