Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Экономика27 ноября 2017 16:20

Куда «уплывает» российская рыба?

В Совфеде обсудили проблемы рыболовной отрасли
Людмила Талабаева, руководитель совещания, Сенатор от Приморского края.

Людмила Талабаева, руководитель совещания, Сенатор от Приморского края.

На совещание в Совете федерации приехали рыбаки со всей страны, но основная масса участников совещания была с Дальнего Востока. Людей, которые хотели бы поговорить о наболевших проблемах отрасли, оказалось так много, что в зале на всех сразу не хватило стульев, пришлось из соседних помещений брать.

ЛОВЛЯ С ПРЕПЯТСТВИЯМИ

В первую очередь моряки пожаловались на излишний административный контроль.

- Излишний административный контроль при ведении промысла — одна из главных наших бед, - пожаловался президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Герман Зверев. - Проверки пограничников и таможенников сильно тормозят работу. И еще бывают сложности с доставкой улова потребителям. Составы для рыбы, которые нам дает РЖД, не способны обеспечить должное качество груза при перевозке. Российским рыбакам трудно конкурировать с азиатскими коллегами. Китай и Тайвань за год тратят 2 млрд. долларов на субсидирование трат на горючее для своих плавбаз, которые ловят сайру. Наши плавбазы никакой поддержки не получают. Наоборот, им приходится преодолевать бюрократические барьеры.

- На берегу ситуация не лучше, - говорит замначальника Росрыболовства Сахалинской области Андрей Горничных. - У нас за 47 промысловых дней на 12 судах было 427 проверок. Рыболовы жалуются, что так работать просто невозможно.

«Доброфлот» - крупнейшая дальневосточная компания, обладающая собственными плавбазами (кораблями-заводами, которые делают консервы прямо в море из свежей рыбы). Организацию обвиняют в том, что она покупает у зарубежных рыбаков сайру, делает из нее продукты, а потом ввозит консервы на территорию России. Пошлину за импорт иностранной рыбы не платит.

Правоохранители так обижены на «Доброфлот», что один раз спецназ даже брал плавбазу штурмом. Зачем — не понятно. Корабль через две недели и так должен был вернуться в порт. В общем, различные «маски-шоу», проверки и штрафы сильно мешают работе.

Совещание в Совете Федерации на тему проблемы рыболовной отрасли в России.

Совещание в Совете Федерации на тему проблемы рыболовной отрасли в России.

ПУСТИТЕ КОНСЕРВЫ В РЕЕСТР

И это, кстати, еще не все. У отечественных плавбаз, вообще, юридическое положение какое-то несчастливое. Вот еще пример: морские заводы по документам относятся и к рыбопромысловым судам, и к судам специального назначения. Двойственный статус приводит к тому, что владелец вынужден выполнять все требования, предусмотренные многочисленными международными конвенциями для судов международного мореплавания и морской перевозки грузов. Освидетельствование любой плавбазы на класс обходится собственнику в полмиллиона долларов, при этом он вынужден держать в штате компании дополнительных специалистов.

Рыбаки просят, чтобы плавбазы включили в Российский международный реестр судов. Это позволит изготовителям консервов экономить массу средств. А то, что же получается. Наши коммерсанты покупают у моряков рыбу и делают из нее отличный продукт (лучшие консервы те, что изготовлены прямо в море). Не продают сырье за границу, как делает большинство. Но власти сами же усложняют ведение бизнеса. А на каждой плавбазе работает по 500-600 человек. И их благосостояние напрямую связано с судьбой компании.

НА СЕВЕРЕ НЕ ХВАТАЕТ МОРОЗА

Холодильники — еще одна проблема российской рыбной отрасли. Основной лов у нас идет либо на Крайнем Севере, либо на Дальнем Востоке. А большая часть едоков живет далеко от побережья. Так что, улов до покупателя можно довезти исключительно в замороженном виде.

Тут-то и начинаются сложности. Во-первых, в самих портах мало холодильников.

- Вместимость морозильников порта в Мурманске: 39 тысяч тонн, - рассказал председатель Союза рыбопромышленников Севера Владимир Григорьев. - А квота на вылов мойвы — промысел которой идет около двух месяцев — составляет 82 тысячи тонн. Куда рыбаки будут девать весь тот улов, который ожидаемо не влезет в морозильники?

Ладно бы, нашей единственной проблемой были порты. С вагонами-рефрижераторами все еще хуже. В 1993 году производство железнодорожных морозильников в России прекратилось. Больше оно не возобновлялось.

Сейчас средний возраст рефрижераторов: 25-28 лет. К 2020 году 95% всего парка вагонов-морозильников, на которых сейчас возят рыбу, должно быть выведено из строя. Тогда улов придется возить на грузовиках-холодильниках. Но это дороже и дольше, чем на поезде. Так что дешевой рыбы нам ждать не стоит.

Герман Зверев, президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров.

Герман Зверев, президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров.

НОЛЬ ФУТОВ ПОД КИЛЕМ

У российских рыбных портов есть проблемы с пропускной способностью и глубинами.

К примеру, в рыбном порту Мурманска всего шесть точек разгрузки. За сутки они в лучшем случае смогут принять полторы тысячи тонн рыбы. Это один среднетоннажный сейнер. Остальным кораблям приходится стоять на рейде и ждать своей очереди.

Нет ничего странного, что улов везут в другие страны. Там-то рыбу готовы принять сразу же, как судно придет в порт.

Что касается глубин. Чтобы груженое крупнотоннажное судно могло зайти в порт, глубина должна быть не меньше 9,5 метров. А глубина большинства портов на Дальнем Востоке, в Мурманске, Архангельске — дай бог 8 метров.

Это привело к совершенно идиотскому положению. Большим кораблям в море приходится перегружать улов на маленькие транспортники, чтобы уже они подвозили груз к причалу. Технология на грани фантастики.

- На самом деле, все не так страшно, - уверен пресс-секретарь Мурманского морского рыбного порта Алексей Бакуменко. - В этом сезоне наши портовые рабочие несколько раз перегружали больше 2,5 тысяч тонн груза за сутки. Это больше, чем говорилось на совещании. Еще: хоть средняя глубина у причалов рыбного порта и составляет 8,3 метра, это не помешало нам за 10 месяцев этого года принять 169 крупнотоннажных судов. Инцидент, когда судам пришлось ждать на рейде очереди на выгрузку, был всего один раз за последние два года – в разгар путины в июне 2016-го. И вызвало его отсутствие заблаговременного информирования о своем приходе в порт со стороны рыбаков. Теперь о мойве. Да, вместимость наших холодильных терминалов: 39 тысяч тонн. Это в два раза меньше российской квоты на мойву. Караул? Нет. Пока рыбопромысловые компании подтвердили поставку мойвы в Мурманск только на 20 тысяч тонн. С такой партией порт справится без проблем. К примеру, сейчас наши холодильные мощности загружены только наполовину.

ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ?

Хорошо, что проблемы рыбаков обсуждают не только на совещаниях в Совете Федерации, но и на уровне правительства. В России принята официальная стратегия развития рыбной отрасли до 2030 года.

Бюджет пока определен до 2025 года. До этого времени будет потрачено 26,5 млрд. рублей. В первую очередь, деньги пойдут на совершенствование портов. Будут строиться новые холодильники, точки разгрузки, логистические центры. Власти заинтересованы в том, чтобы улов российских рыбаков попадал на наши прилавки, а не уходил в Европу или Азию.