Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Политика18 ноября 2017 18:50

Почему Макаревичу можно, а Райкину нельзя?

Украинские националисты сорвали спектакль руководителя московского театра «Сатирикон» Константина Райкина в Одессе. Можно артисту посочувствовать. Но что-то мешает сделать это в полной мере
Константин Райкин. Фото: Владимир Гердо/ТАСС

Константин Райкин. Фото: Владимир Гердо/ТАСС

Билеты на спектакль «Над балаганом небо…», который должен был пройти в Одесском театре 17 ноября, стоили от 500 до 1550 гривен (625 – 1937 рублей). Народ собрался. Но спектакль не начался: его сорвали люди в балаклавах. Они ворвались в зал, выкрикивая в лица зрителей свой «главный вопрос»: «Чей Крым?» Райкин ответ на него со сцены не дал, а ретировался за кулисы.

Полиция на Украине, как водится, с нео-бандеровцами не совладала. Хотя зрители вроде Райкина морально поддержали – мол, артист хороший, а «русские агрессоры» тут не при чем.

Хотя, собственно, почему не при чем? И могут ли гастроли российских артистов на Украине, власти которой не скрывают враждебности к нашей стране, быть «вне политики»?

Вопрос непростой. Кто-то скажет, мол, и Путин говорит, что к народу Украины у нас отношение хорошее. Хорошее, да. Но если кто-то из известных в России людей собирается на Украину пусть даже с культурной миссией, которую про себя называет «бабла срубить», то он должен быть готов к этому сакраментальному: «Крым – чей?» Можно даже заранее прописывать условие в контракте: если спросят про Крым, то я, мол, Константин Райкин, ранее говорил, что он – наш. Прошу учесть.

А еще лучше на Украину, если ты в России зовешься «деятель культуры», вообще не ездить. Таков, увы, политический момент. Иначе некрасиво получается. Особенно если ты творишь во многом на бюджетные деньги.

В этом смысле позиция, скажем, Андрея Макаревича, чьи гастроли на Украине должны скоро пройти, куда более непротиворечивая и отличная от Райкина (да и деньги из бюджета РФ он не получает). Кстати, в Днепропетровске (переименованном в Днепр) Райкину в концертах отказали – и именно по политическим причинам. Позиция хотя бы последовательная.

Но ведь Райкин в нашей стране позиционирует себя еще и как общественный деятель. Опять вступил в спор с Министерством культуры о свободе творчества. А чиновники в ответ: мол, у вас конфликтик небольшой интересов выискался. Вроде мы вам аренду компенсируем, а вы ее платите фирме, где сами же изволите быть учредителями. Нехорошо-с. Для справки: госфинансирование «Сатирикона» составило в прошлом году 235 миллионов рублей, в этом году - почти столько же.

Я лично против того, чтобы дотации театрам (если уж у нас так устроено содержание культуры, и театры, притом все, никак не решаются отпустить в свободное плавание) были обусловлены диктатом чиновников по части репертуара. Достаточно нам было советской цензуры. Не стоит в это возвращаться. Я также против того, чтобы «тыкать этими деньгами», когда художник отклоняется от непонятной ему «линии партии».

Однако мне кажется при этом не этичным и даже, извините за пафос, не патриотичным, гастролировать по враждебно настроенной к нам стране, если ты открыто вроде стоишь за «КрымНАШ».

Еще одна «странность» мне видится в том, что наши мастера культуры, которые за «КрымНАШ», не проявляют солидарности с теми, кто включен нео-бандеровцами в список «Миротворец» и кому на Украину въезд запрещен. С тех, кто за «КрамНЕнаш», – с них какой спрос. Это их точка зрения, пусть они с ней живут и гастролируют. Впрочем, и тут нет никакой странности, если принять это как обычную политическую проституцию. Или ладно уж - не политическую. Творческую.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Марк Захаров о гастролях Райкина на Украине: Это необоснованный риск. Я бы сейчас туда не поехал

Художественный руководитель театра «Ленком», коллега Константина Аркадьевича, одесский концерт которого был сорван националистами, прокомментировал ситуацию с поездками в незалежную (подробности)