Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Политика12 ноября 2017 15:20

Назло москалям отморозить уши? Да пожалуйста

Обозреватель Георгий Бовт размышляет о последних антироссийских инициативах, которые пытаются принять в Киеве
В своем стремлении навредить России Украина себе лучше не делает

В своем стремлении навредить России Украина себе лучше не делает

Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

В последнее время украинские политики начали, похоже, очередной тур соревнования, кто сильнее «лягнет» Россию. Например, представитель президента Украины в Крыму (правда, «представляет» он его из Киева) Борис Бабин призвал прекратить транспортное сообщение с Россией. А в Раде звучат предложения разорвать дипломатические отношения с Россией. Что ж медлят то?

Резкие нападки на Россию, активизировавшиеся по мере того, как в Киеве убедились, что новая администрация США не грозит им уменьшением поддержки (скорее наоборот, шансы на начало поставок «летального оружия» из США Украине как раз увеличились), происходят также во многом потому, что они… остаются безнаказанными со стороны самой России.

Можно объявлять ее «страной агрессором» (записывая то в закон о реинтеграции Донбасса), можно кричать о разрыве дипотношений, игнорировать так называемый «Минский процесс», можно призывать к еще большему ужесточению санкций против Москвы на всех доступных международных площадках. Все сходит с рук. «Великодушная» Россия практически никак на это не реагирует. В частности, фактически отказавшись от оружия, которое против нее применяют «западные партнеры». Называется оно «санкции».

При этом своим «великодушием» Москва фактически поддерживает нынешний киевский режим. Возможно, опасаясь, что, если он рухнет, то ему на смену придут еще большие «невменько». Хотя иной раз, может, лучше уж довести все до «логического конца»? Пусть придут «невменько» и достроят молодую европейскую демократию до полного краха ее экономики. Так что если бравые хлопцы-необандеровцы хотят поставить во главу угла принцип «назло москалям отморозим себе уши» (вместо ушей можно подставить еще что-то), то, мне кажется, надо дать им такую счастливую возможность.

Призывы прекратить транспортное сообщение с Россией звучат на фоне того, что в тот же Крым, несмотря на открытое противодействие украинских властей, по разным оценкам, в этом году приедет до 500 тыс. граждан Украины. Хотя до присоединения приезжало раз в десять больше, все равно это значительная цифра. Пусть вместо Крыма едут отдыхать в Ниццу, благо теперь с ЕС безвизовый режим.

По данным украинской пограничной службы, в этом году всего в Россию из Украины уже выехало почти 6 млн человек. По другим, самым скромным оценкам, украинских гастарбайтеров у нас трудится до 2,5 млн человек. Пусть попробуют найти работу в Польше или, не найдя ее в таком количестве, найдут ее на Майдане, требуя отставки нынешнего президента.

По данным ООН, за время кризиса в Россию насовсем уехали полмиллиона украинских граждан. Ежегодный объем денежных переводов на Украину из России только легальными путями (а нелегальные, в том числе «кэшем» точно определить невозможно) составил в прошлом году, до введения ограничений Москвой на переводы посредством иностранных небанковских платежных систем, не менее 600 млн долларов. Это сопоставимо с объемами помощи от МВФ, притом, что эти деньги идут напрямую семьям в бедной стране, а не разворовываются. Разорвав и эти связи, Киев «выстрелит себе в ногу». Почему бы ему не помочь с нашей стороны?

Еще смешнее то, что призывы к разрыву всяческих отношений с Москвой идут на фоне… растущего товарооборота между Россией и Украиной в этом году. Экономика Украины выросла в этом году уже на 2,4%. Рост – больше, чем у нас. Отчасти за счет активизации связей с Европой (импорт и экспорт из ЕС выросли примерно на четверть), но отчасти – и за наш счет. Экспорт из Украины в Россию увеличился за истекший период 2017 года на 26%. При этом - готовых продуктов животноводства, не находящих сбыта в таком объеме в ЕС, на 50%. Значительно больше поставлялось в Россию продуктов неорганической химии, черных металлов, котлов и машин. Не сдерживаем ли мы тем самым свои программы импортозамещения?

Хотя до восстановления объемов взаимного товарооборота уровня 2014 года (27,8 млрд долл.) ее далеко, однако показатель за первые полгода – 5,63 млрд – больше прошлогоднего. То есть, спад прекращен и начался рост. В целом импорт из России – в основном нефти и нефтепродуктов (тут рост вообще на 80%) – увеличился в текущем году уже более чем на 40%. В том числе мы «помогаем» Киеву держать экономическую блокаду Донбасса, поставляя украинским предприятиям крайне необходимый им антрацитный уголь вместо донецкого.

Даже если это «теневой» реэкспорт, то не очень понятен политический смысл такой тонкой комбинации. Что мы имеем взамен за свою «добродушную снисходительность»? Снижение градуса антироссийской риторики? Сотрудничество в плане претворения в жизнь Минского процесса? Прекращение враждебных действий против Москвы по всему фронту международных отношений? Нет, ничего этого мы не имеем. Тогда зачем мы всему этом косвенно потворствуем?