Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Общество26 августа 2017 19:11

«Кира» Серебренников как зеркало русского раздрая

Все спорят - можно арестовывать известного режиссера или нет. И никого уже не интересует — крал он государственные миллионы или не крал
Домашний арест известного режиссера Кирилла Серебренникова вызвал нешуточные страсти

Домашний арест известного режиссера Кирилла Серебренникова вызвал нешуточные страсти

Фото: REUTERS

Домашний арест известного режиссера Кирилла Серебренникова вызвал нешуточные страсти и споры в формате «стенка на стенку». Спор идет даже не столько о том, виновен или невиновен он в растрате бюджетных средств в размере 68 млн рублей, как утверждает следствие, а по принципу «свой-чужой».

«Охранители» радостно улюлюкают – мол, наконец-то достанется «по заслугам» тому, что «очерняет» Родину-мать и злоупотребляет показом «голых жоп» и фаллосов на сцене. Это улюлюканье – почти неприкрытое, до неприличия (хотя бы потому, что не по-христиански это – «падающего – да толкни»). Хотя, конечно, делается всякий раз оговорка: мол, все равны перед законом, неприкасаемых, в том числе среди «выдающихся либералов» или тех, кого эти ненавистные либералы считают своей иконой, быть не может.

С противоположного лагеря, напротив, градус оборонительной полемики достиг того уровня, когда, мол, уже «отступать некуда, позади Москва». Арест Серебренникова приравнивается к «убийству Мейерхольда», без него театральная Москва уже никогда не будет прежней. Да и вся страна тоже. Это, мол, вообще «акт запугивания» творческой интеллигенции. Хотя уж кто-кто, а вот это сословие у нас «запугано» исторически. Настолько, что только свистни – прильнет к власти и станет руку лизать. Особенно – руку, дающую госфинансирование.

О госфинансировании – отдельный «баттл», как теперь модно говорить. Охранители настаивают: не должно государство поддерживать деньгами такое «паскудство», которое являет на сцене Серебренников. Причем, разумеется, практически никто из возмущающихся «паскудство» самолично на сцене ни разу не видел. Но принцип «Пастернака не читал, но осуждаю» у нас никто не отменял.

Либералы отвечают: не государству судить, что есть хорошо, а что плохо в искусстве, судить должен зритель, а государство должно поддерживать многообразие как таковое, ибо это и есть жизнь. А цензуру мы уже проходили. Наиболее же оголтелые либералы призывают вообще «у этого государства» не брать в знак протеста ни копейки. И вообще с ним никак не сотрудничать. Ну-ну, как говорится. Сколь долго продлится сей «бойкот»? Минут десять?

Встрял даже маститый мастер Никита Михалков. Он про деньги, разумеется. Мол, если Серебренникову собрали и были готовы дать 68 миллионов на залог для освобождения от ареста, то пусть и на спектакли его собирают. На что Никите Сергеевичу тут же припомнили эпизод времен премьерства Виктора Черномырдина, когда он любезно просил дать ему в кредит 10 миллионов долларов на съемки фильм «Сибирский цирюльник» (мне фильм понравился, хотя хулители Михалкова из либерального лагеря его хаяли). Под отдачу. Денег тогда дали. Смета съемок разрослась раза в три-четыре против плановой. Фильм «отбил» в прокате лишь около 11 миллионов долларов (четверть затраченного на съемки). Деньги Михалков не вернул, но «нецелевые траты» в те вегетарианские времена никто, разумеется, не расследовал. Ибо Никита Сергеевич уже тогда был «памятник, кто ж его посадит».

Вот что и противно: врут и передергивают все. В объективность и именно беспристрастность обвинения и следствия не верит никто. Никто также никого не слушает и аргументы «противной стороны» на дух не воспринимает. Никто также при этом не алчет истины. Еще печальней то, что, похоже, и само дело, и последующий суд (а в том, что дело дойдет до суда, у меня сомнений мало) будут проходить в таком же примерно духе. Не в поисках истины и беспристрастной справедливости, а в оглядке на то, кому выгодно то или иное решение.

ЧИТАЙТЕ РЕПОРТАЖ ИЗ ЗАЛА СУДА

Серебренников - судье: «Мы ничего не воровали, я честный человек»

Самые нетерпеливые из группы поддержки начали собираться у здания суда на Каланчевской улице часов в девять утра. Уже к 10:00 приехали «камеры» и пишущие журналисты. Подтянулись актеры «Гоголь-центра» и представители театральной общественности. Неудивительно, что к полудню — на это время было назначено заседание - подъезды к Казанскому вокзалу, что рядом с Басманным судом, были перекрыты. Толпа остановила уличное движение. Полиция пыталась навести порядок, выстроившись цепочкой. Но напрасно. Машины встали. Народ, догадываясь, что всех в зал суда не пропустят, старался занять места в «партере». Актер Артур Смольянинов залез на капот чьего-то внедорожника (подробности)