Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Общество21 августа 2017 9:50

В России 30 тысяч судей! А скорого и справедливого суда нет

Почему судебную реформу в стране больше нельзя откладывать
Реформа судебной системы с тем, чтобы удовлетворить главный – традиционный исторически – запрос русской нации на справедливость, на самом деле, важнейшая задача власти.

Реформа судебной системы с тем, чтобы удовлетворить главный – традиционный исторически – запрос русской нации на справедливость, на самом деле, важнейшая задача власти.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

СКАНДАЛОВ МНОГО, ДОВЕРИЯ МАЛО

Недавно страна обсуждала, как в Иркутской области уволили сотрудника ДПС за то, что он… составил протокол на пьяного судью. Официально – за то, что не оказал ему, пострадавшему на тот момент, помощь. Ранее другого судью в том же Иркутске полицейские застукали за… сексом с мальчиком 15 лет. Потом, правда, служители местной Фемиды сообщили, что сей персонаж уже в отставке. Из других судейских историй этого лета: показавшаяся всей стране не по средствам и не по приличиям свадьба краснодарской судьи. В Ростовской области Следственный комитет заинтересовался, как работала «связка» арбитражного судьи и мужа-предпринимателя по «отжиму» земельных участков.

В том числе из-за таких случаев словосочетание (особенно из уст какого-нибудь самоуверенного в своем самодурстве чиновника) «идите в суд жаловаться» давно уже бОльшей частью населения воспринимается как отправление по другому известному адресу из трех букв. Уровень доверия россиян к судебной власти – самый низкий по сравнению с другими институтами. Так, если уровень доверия президенту (а точнее - лично Путину) колеблется между 75% и 86%, Думу и Совет Федерации «жалуют» более 50% населения, то доверие к судебной власти испытывают лишь 39-44%. К примеру, уровень доверия к судебной власти в США в прошлом году составил 61%, тогда как к Конгрессу – 31%.

СИСТЕМА ЗАЩИЩАЕТ «СВОИХ»

Публикации в прессе чаще работают против образа судьи, чем воспитывают уважение к этому институту защиты государственных интересов. Подчас – субъективно. Не может же такого быть чтобы все поголовно судьи России – а их около 30 тысяч – брали взятки, разъезжали пьяными и насиловали мальчиков. Отчасти это происходит оттого, что суды не особо утруждаются разъяснять свои, прежде всего, вызывающие сомнения в обществе решения. Зато случаи лишения судей полномочий широко и скандально освещается. Число таких случаев в год составляет не более десятка. Что, опять же, не значит, что все остальные – сплошь достойнейшие и благороднейшие люди. Можно, допустить (причем легко), что Система стоит на защите «своих», если те не нарушают правила корпоративной солидарности и круговой поруки. Так, в Краснодарском крае коллеги судьи Хахалевой (той, что устроила звездную свадьбу дочери) не дали даже этической оценки такому поведению.

Или тот же случай в Иркутске с уволенным гаишником. Судья там управлял не «Ладой-Калина», а «Хаммером». Однако почему-то не слышно о публичном разбирательстве на тему, на какие шиши сей «Хаммер» (даже приличный подержанный стоит около 3 миллионов) был приобретен. Зарплата судьи его уровня - максимум 150 тысяч рублей в месяц. Формально с такой суммой судья, конечно, не подпадает под закон для госслужащих, предписывающий предоставлять справку (помимо ежегодных деклараций об имуществе), объясняющей происхождение средств, на которые произведена крупная покупка (отчет требуется, если сумма покупки превышает доход семьи госслужащего за 3 года). Однако разве все россияне, имеющие зарплату в 150 тысяч, ездят на «Хаммерах» и подобных «крутых тачках»? Для справки: доход мировых судей в среднем - 70 тысяч рублей в месяц, судей районных судов - 100 тысяч рублей, судей областного уровня — 120-150 тысяч. Руководители областных судов имеют до 400 тысяч рублей, а судьи Верховного суда - до 600 тысяч. Хотелось бы, конечно, провести исследование на тему судейского автопарка по стране. Что-то подсказывает, что автопарк это весьма достойный. По средствам ли? Однако случаев лишения судьей полномочий по причине несоответствия их доходов и расходов, в последние годы не слышно.

РУССКАЯ НАЦИЯ ПРОСИТ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Реформа судебной системы с тем, чтобы удовлетворить главный – традиционный исторически – запрос русской нации на справедливость, на самом деле, важнейшая задача власти. Российский суд массовый обыватель должен перестать воспринимать как «басманное правосудие», как часть коррумпированной репрессивной системы, а начать воспринимать как защитника справедливости. Решение этих двух задач там и должно, наконец, сойтись.

Это стала бы одной из самых ожидаемых «народных реформ». Ведь в год российские суды принимают около 30 миллионов решений, они затрагивают большинство семей страны. В судебных присутствиях лично бывают около 11 миллионов человек в год (некоторые, правда, не раз), 13 миллионов заочно получают результаты судебных решений или действий судебных приставов - списания штрафов с банковского счета, например. Это больше, чем население Москвы!

Пока про нашу судебную систему говорят в основном как об «обвинительной». Оправдательных приговоров в наших судах – менее 1%. Примерно, как в Китае. Кстати, около 40% таких приговоров отменяются вышестоящими судами. Каждый такой «эксцесс гуманизма» - это ЧП для председателей региональных судов, давшего слабину судью замучают проверками. Поэтому судье «проще» скопировать обвинительное заключение прокуратуры в судебный приговор. А то премии лишат.

Защитники сегодняшней судебной системы говорят, что, мол, 90% подсудимых признают свою вину. Это напоминает времена сталинского прокурора Вышинского и его формулу «признание вины – царица доказательств». Кроме того, часто следовали запугивают обвиняемых, - мол, признайся, а то хуже будет, а суд тебя российский все равно «закатает», справедливости там не найдешь.

Играет роль и запредельная загруженность судей. Им некогда вникать в суть дела, кто там прав, а кто виноват, - и снова проще довериться следствию и обвинению. В среднем в год российский судья (не мировой) рассматривает примерно 500 дел, минимум по 3-4 заседания за день.

Для сравнения, в США (притом что там тоже большинство дел рассматривается в особом порядке), доля оправдательных приговоров по разным штатам составляет от 17 до 25%. В Европе средний процент те же 20-25%. В отдельных европейских странах доля оправданий доходит до половины. Кстати, после судебной реформы Александра Второго доля оправдательных приговоров тоже составляла от 25 до 40%. Вот по какому признаку мы точно тогда были «европейской страной».

ОТ АЛЕКСАНДРА ВТОРОГО ДО КУДРИНА

Не случайно судебная реформа Александра Второго, наряду с отменой крепостничества, дала колоссальный толчок экономическому развитию страны. Без судебной реформы и теперь мы вперед не двинемся. Бизнес зашуган силовиками и административным гнетом, права собственности не защищено, инвестиционный климат в стране, где «закон что дышло, куда повернешь – туда и вышло» - специфический. Даже в арбитражных судах - и то крен именно «обвинительный»: почти в 70% случаях они удовлетворяют требования заявителя. В других странах это случается намного реже, так как именно на истце лежит бремя доказывания.

Примечательно, что сразу два «реформатора-лоялиста» - Алексей Кудрин (Центр стратегических разработок») и Борис Титов (бизнес-омбудсмен, «Столыпинский клуб» и «Стратегия роста») – в рамках своих сугубо экономических предложений Путину непременной частью включили судебную реформу. Они расходятся в деталях.

Так, Титов предлагает «разбавить» судейский корпус, пополняемый нынче за счет работников самих судов и силовиков, за счет привлечения представителей адвокатуры (до половины состава), а также ввести выборность председателей судов, ротируя их каждые 2 года.

А Кудрин выступает за то, чтобы однажды назначенный судья получил право работать в судах того же уровня без прохождения заново проверок. Однако оба – за повышение независимости судей от председателей судов, за качественное улучшение кадрового состава судейского корпуса, за сокращение нагрузки на судей.

ТОВАРИЩ СААХОВ, БУДЬТЕ СЕРЬЕЗНЕЙ

Звучат, правда, и более решительные предложения – со стороны «революционеров». Например, люстрировать все 30 тысяч судей, что «запятнали себя» работой на «режим». Предложение «бодрое», но где взять в таком случае «запасной судейский корпус»? И почему те, кто придет на смену уволенным, будут заведомо лучше? Важнее – создать новую систему, которая будет работать независимо от того, потенциально склонен человек к мздоимству или нет.

Кроме того, в интересах самих же нынешних элит России обеспечить справедливость и защиту частной собственности в стране не только сейчас, но и на будущее. Период первоначального накопления капиталов не может длиться вечно. Невозможно все время «перераспределять потоки и активы». Надо, как говорится, и о стабильности, о детях подумать. Чтобы то, что «нажито непосильным трудом», было защищено законом и беспристрастным судом. Не «басманным правосудием» и не судом «шемякиным». Вот интересно, что такие уничижительные определения в адрес отечественно суда есть, а искренне добрых – нет. Ну разве что в «Кавказской пленнице» подсудимый Саахов восклицает: «Да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире». Но это ж была комедия.