Премия Рунета-2020
Москва
+12°
Boom metrics
Общество17 апреля 2017 22:00

Москву-реку надо вернуть городу

Теплоход «Валерий Брюсов» собираются убрать с Крымской набережной. А может быть, наоборот, на его примере попытаться понять, как встроить реку в городское пространство?
За четверть века «Валерий Брюсов» стал такой же неотъемлемой частью речного пейзажа, как Петр I. И корабль москвичи успели искренне полюбить.

За четверть века «Валерий Брюсов» стал такой же неотъемлемой частью речного пейзажа, как Петр I. И корабль москвичи успели искренне полюбить.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Если говорить о гармонии мироздания, то теплоходы должны ходить по рекам и морям, заводы - производить продукцию, а люди - жить и радоваться. Но жизнь мегаполиса часто вносит коррективы в привычные схемы. Заводы в центре города перепрофилируют в кафе, лофты и прочие общественные и частные пространства. Как случилось с Винзаводом, «Красным Октябрем», «Флаконом» и прочими бывшими промпредприятиями. И это нормально, потому что заводы должны работать в промзонах, а в центре города должны царить красота и уют.

С теплоходами сложнее, но они вписываются в ту же логику: как удобно, так и правильно. Поэтому в 90-е многие теплоходы превратились в гостиницы на воде: туризм почти заглох, а проблема с гостиничными местами в Москве существовала всегда.

Так, почти четверть века назад трехпалубный теплоход «Валерий Брюсов» встал на прикол на Крымской набережной. Он стал элементом городского пейзажа. Выросло целое поколение людей, не представляющих московский пейзаж другим.

ПЯТЬ КРУИЗНЫХ ТЕПЛОХОДОВ

В 1984 - 1986 годах на австрийской верфи Österreichische Schiffswerften AG специально для Советского Союза была разработана и построена серия из пяти туристических круизных теплоходов проекта Q-065 класса «Сергей Есенин».

«Сергеем Есениным» назвали и первый, головной, теплоход проекта. Сейчас, так же, как «Валерий Брюсов», он находится в собственности АО «Московский туристический флот» и прекрасно ходит по рекам и озерам (например, Ладожскому и Онежскому) нашей страны. Круизы, кстати, совсем недешевые - цена за место в самой простой, двухместной, каюте - от 50 000 рублей.

Два других теплохода - «Михаил Светлов» и «Демьян Бедный» - ходят по Лене, радуя туристов северными красотами.

Интересна судьба другого теплохода из этой пятерки, который называется «Александр Блок». Совершив всего несколько рейсов, в 1987 году он встал на прикол на Краснопресненской набережной. Да так и простоял 24 года, выполняя функцию плавучего отеля «Совинцентра». Но в 2011 году судовладелец решил: большому кораблю - большое плавание. Сделал реконструкцию, капремонт и пустил теплоход по водным просторам нашей Родины под новым названием - «Александр Грин».

А судьба пятого, «Валерия Брюсова», решается как раз сейчас.

ПОЛНОЦЕННОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО

«Валерий Брюсов» - это, по сути, памятник тем самым 90-м, которые кто-то называет лихими, кто-то - прекрасными. Он встал на прикол на Крымской набережной в 1993-м. До туризма ли было тогда, когда всей стране надо было выживать?

К тому же теплоход в качестве гостиницы и площадки для ресторанов работает круглогодично, а навигация длится всего несколько месяцев. И если в 90-х это было злачное место для людей в красных пиджаках, то с лета 2014 года «Брюсов» - полноценное общественное пространство с магазинами, лекториями, кинозалами, коворкингами и прочими институтами, вписанное в окружающую реальность вроде парка «Музеон». Грубо говоря, он перестал раздражать гигантской вывеской «Караоке» на капитанской рубке и стал органичной частью Крымской набережной - вместе с одноименным мостом и окружающим пространством в целом. Считается, что это первый и самый удачный в мире пример такого использования стоячего судна. Не в последнюю очередь благодаря этому проект переустройства «Валерия Брюсова» 2014 года получил одобрение и поддержку властей Москвы.

НЕ ЗАЧИЩАТЬ, А ВКЛЮЧАТЬ

Но не прошло и трех лет, как сообщается, что по решению суда, принятому по обращению транспортной прокуратуры, «Валерий Брюсов» должен покинуть Крымскую набережную, поскольку нарушает Водный кодекс РФ. То есть представления о прекрасном правительства Москвы вступили в противоречия с представлением о законном транспортной прокуратуры. В тот самый момент - не раньше, - когда «Валерий Брюсов» перестал уродовать городское пространство, а начал, наоборот, его дополнять.

Тут надо сделать еще одну оговорку. Любая река, даже на территории города, - это не территория города, а предмет ведения федеральный властей. Ставки аренды на воде в десятки, а то и в сотни раз ниже, чем на суше, - вот почему в свое время на Москве-реке было не протолкнуться от дебаркадеров и разных плавучих посудин, стоящих на приколе. При этом городские инженерные сети на них совершенно не рассчитаны. Куда они, например, сливали канализацию? Да понятно куда. Поэтому абсолютно правильно, что с беспределом на Москве-реке почти покончено.

Но это совершенно не значит, что Москву-реку не надо включать в городскую жизнь! Надо, обязательно надо! Все, кто бывал в Париже, обращают внимание на дебаркадеры на Сене - на одном из таких, говорят, живет Пьер Ришар.

Надо не зачищать городское пространство, а органично включать в него то, что в принципе поддается включению. «Валерий Брюсов» за четверть века прижился на московской земле, в смысле, воде. Тут бы всем заинтересованным сторонам - правительству Москвы, транспортной прокуратуре, министерству водного хозяйства - сесть и поговорить о том, как полноценно включить реки в городскую жизнь. Рано или поздно это все равно придется делать - возвращать Москве-городу Москву-реку.