Премия Рунета-2020
Воронеж
+4°
Boom metrics
Общество29 января 2017 20:47

Бои за Воронеж: журналисты «КП» помогли освободить город от фашистов

29 января прошла девятая импровизированная битва, посвященная 74-ой годовщине освобождения города [ФОТО, ВИДЕО]
Бои за Воронеж прошли уже в девятый раз.

Бои за Воронеж прошли уже в девятый раз.

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

Если вы не охотитесь, не служите в российской армии и не увлекаетесь ролевыми играми, то вряд ли, вы когда-нибудь наряжались в белый маскировочный халат.

– У меня в машине один остался, пойдем, оденем тебя. Тогда можно будет и в окопе посидеть. Снимешь как раз видео. Только сильно не высовывайся, - обращается ко мне один из организаторов реконструкции Андрей Фомин.

Поясним: для лучшего понимания того, как проходит реконструкция, люди, которые ее организовывают – ВПК «Набат» – разрешили нам поучаствовать в битве. К сожалению, без оружия и обмундирования – не нашли свободного, а у нас в редакции такого не водится. Однако маскхалат я все же получила.

Замаскировавшийся корреспондент "КП" отправился на поле боя.

Замаскировавшийся корреспондент "КП" отправился на поле боя.

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

Перевоплощение из гражданского в военного в моем случае происходит прямо на месте реконструкции. Вскочить в белые, кажется, безразмерные штанишки удается с легкостью. Внизу обе штанины завязываю поверх обуви. Пояс фиксирую также шнуровкой, цепляю ее на ремень пуховика. Разобравшись с низом маскировочного костюма, надеть верхнюю а-ля рубаху или точнее куртку с капюшоном самостоятельно не получается.

– Та-а-к, руки сюда давай. Шапка. Ничего с ней не случится. Ну вот. Все. Нарядили. Теперь пусть подруга тебе красоту наведет и можешь присоединяться к нам, - приговаривает Андрей Фомин, пока помогает мне просунуть руки в рукава. Затем мужчина отправляется по делам, а коллега-фотограф поправляет и завязывает мне капюшон.

Стоит отметить, что маскхалат оказался настолько свободным, что он поместил под собой не только верхнюю одежду, но и мой рабочий рюкзак. Так что на поле боя я отправлялась слегка горбатым бойцом.

.

.

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

БЕССМЕРТНЫЕ РЕКОНСТРУКТОРЫ

В этот момент красноармейцам проводят инструктаж:

- Слушайте все внимательно, когда увидите зеленый сигнал ракетницы – идете в наступление. – Дойдете до «ежей» (противотанковое заграждение, представляющее собой объёмную шестиконечную звезду – ред.) и отступайте, а потом еще раз в наступление.

Интуитивно я останавливаюсь рядом со своими, с ними же я и иду на позиции.

- Игорь, ты умираешь первый. Потом тебя уносят с поля санитары, и во время второго наступления ты снова оживаешь, – смеется реконструктор – командующий. – Держись рядом с нами. Метрах в двух позади. И не волнуйся, все хорошо будет, - обращается уже ко мне.

- Неее, рядом со мной держись. Я – Юрик, - смеется молодой человек, ставший на 40 минут советским солдатом. – Я тебя в обиду не дам. Захочешь, и в ночное наступление возьму, - пытается практиковать армейский юмор слегка захмелевший парень. – А если серьезно: тут нет ничего сложного. Следи за нами и все.

.

.

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

Усевшись в снег на корточки, вместе с бойцами жду сигнала. Когда ты являешь зрителем, то пятиминутная готовность на почти 20-ом морозе кажется вечностью. Внутри событий – этого времени едва хватает закрепить камеру и настроить нужный режим. И вот уже в небе появляется знак, мои товарищи рвутся в бой, и я пытаюсь поспеть за ними.

СЕРЬЕЗНАЯ ИГРА

Шум от выстрелов и дым заполоняют поле. Несмотря на то, что патроны холостые, само тело инстинктивно заставляет тебя приседать и уклоняться. Обернувшись по сторонам вижу: кто-то ползет по снегу, другие преодолевают его шагом, утопая по пояс в белой каше.  Рядом со мной – Алена, она участвует в первый раз. Мы познакомились перед самым началом. Она идет с макетом револьвера.  В то время, как во всю идет пальба, девушка на несколько секунд застывает, а потом выстреливает.

.

.

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

Алена участвует в реконструкции впервые.

Алена участвует в реконструкции впервые.

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

После того, как мы достигаем условленной отметки – возвращаемся назад, отступаем. Те, кому надо было умереть, сделали это. Свои же тащат их к кромке импровизированного поля боя, чтобы они могли незаметно воскреснуть и вновь пойти в наступление. А кто-то так и остается в снегу. Проползая мимо одного «мертвеца» спрашиваю: «А вам не холодно так?»

- Нет, все в порядке, - не открывая глаз и сохраняя спокойное выражение лица, отвечает погибший солдат.

Большинство относятся к реконструкции как к игре. Однако играют убедительно. Все остаются серьезными. Командир пробегает по полю, хватает солдат за ворот их формы и приказывает наступать. После нескольких минут затишья Красная армия снова идет в наступление. Мне нужно двигаться вместе с ними, но неожиданно замерзшие ноги начинают слегка подводить. Потонув в снегу, я пытаюсь скоординироваться. В руках держу камеру, прикладываю усилия, чтобы полностью не завалиться в снег и не угробить аппаратуру. Кое-как справляюсь с собой. И тут раздается несколько громких залпов. На поле выехала любимица зрителей «Катюша». Наши уже бросают оружие и начинают бороться с немцами в рукопашную. Оборачиваюсь – десятки людей греют ледяную землю своими телами. Чувство потерянности незащищенности возникает при этой картине. Исторические реалии не могут не наслаиваться на игру. Минутное смятение сменяет радость от раскатистого «ура!» и выстрелов в честь победы. Мы дошли. Мы победили.

.

.

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

Безусловно, большая часть реконструкторов – мужчины.  Однако, наш корреспондент, разумеется, был не единственным представителем прекрасной половины человечества на поле боя.

Хельферен Маша.

Хельферен Маша.

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

Например, жительница Воронежа Мария Новикова играла сегодня роль хельферен - сотрудницы службы связи СС, а в обычной жизни занимается антиквариатом.

-  Конечно, это для меня игра. Некое развлечение. Занимаюсь реконструкцией уже семь лет, правда, принимаю участие только в боях Второй мировой войны. Одежду, как правило, шью на заказ.  На это уходит около 15 рабочих дней.  Полное обмундирование немецкого солдата обходится примерно в 50 тысяч.

Мирные жители.

Мирные жители.

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

Вместе с Натальей реконструкцией занимаются еще несколько членов ее семьи.

Вместе с Натальей реконструкцией занимаются еще несколько членов ее семьи.

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

Наталья Сафонова увлекается реконструкцией 15 лет, друзья втянули. Рассказывает, что за эти годы чаще всего приходилось быть медсестрой. Сегодня Наталья играет простого мирного жителя. А в мирной жизни она массажист.

- В реконструкции Великой Отечественной войны я уже пять лет. Сейчас восемь человек из моей семьи (муж, сын, брат, брат мужа и т.д.) увлекаются этим. Обмундирование в основном шьем сами. Заказываем из деревень что сохранилось. Ищем на барахолках и блошиных рынках. Иногда знакомые привозят какие-то старинные предметы. И это здорово, что люди про нас узнают и присоединяются к нам. Я считаю, что чем больше людей будет заниматься реконструкцией, тем больше шансов, что подрастающее поколение будет знать историю.

Таня всегда мечтала служить Родине.

Таня всегда мечтала служить Родине.

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

Таня Григорьева в роли военного живет практически круглосуточно. Девушка служит в  Воронеже в радиотехнических войсках планшетистом.

- Служить – было моей мечтой с детства. Поэтому я с папой и ходила на реконструкции. Очень втянулась. Участвую практически с 10 лет (сейчас девушке 24 – ред.). Для меня это больше, чем игра. Мой прадед воевал. На мой взгляд, реконструкцией мы отдаем дань памяти всем, кто пожертвовал собой ради нас. Тем, кто защитил наш город.

.

.

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

СПРАВКА «КП»:

В 2017 году реконструкция боев за Воронеж прошла уже в девятый раз. Ее приурочили к 74-й годовщине освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. Понаблюдать за зрелищем, развернувшимся на площадке у Музея-диорамы 29 января, собралось около трех тысяч человек. В битве приняли участие порядка 300 человек из 12 городов России. В этом году в сценарий реконструкции добавили подвиг Александра Матросова и других бойцов, которые так же, как и он, грудью закрыли амбразуру.

.

.

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

.

.

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

.

.

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

.

.

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

.

.

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА