Премия Рунета-2020
Воронеж
+19°
Boom metrics
Происшествия28 ноября 2016 12:38

В суде отказались вновь заводить дело против полицейских начальников, избивших подчиненного

Его закрывали уже два раза
Принтскрин видео

Принтскрин видео

В понедельник, 28 ноября, Ленинский райсуд рассмотрел жалобу на прекращение уголовного дела против двух полицейских начальников, которые под камерами избили участкового. Его закрывали уже два раза, несмотря на веские доказательства - показания девяти свидетелей конфликта, видео избиения и судмедэкспертизу, которая зафиксировала полученные травмы. Апофеозом стал момент, когда начальники вернулись на работу в тот же самый отдел полиции. В результате у них в подчинении оказались люди, которые свидетельствовали против них во время следствия. А в День сотрудника органов внутренних дел одного из стражей порядка еще и наградили медалью «За безупречную службу»...

Перепетии дела

Избитый участковый Тимур Боймуродов был настолько уверен в своей правоте, что решил не нанимать адвокатов для суда: молодой человек с юридическим образованием посчитал, что сам сможет защитить себя. Но чтобы выиграть дело, этого оказалось мало.

После того, как ролик с избиением попал в СМИ, следователи возбудили дело по статье о "превышении должностных полномочий с применением насилия" (ст. 286 УК РФ). В сентябре 2014 года дело отдали в суд. Там защита полицейских из конторы "Баев и партнеры" заявила, что видео смонтировано. Адвокаты добились того, что суд признал недопустимыми целый ряд важных доказательств (в том числе судмедэкспертизу и видеотехническую экспертизу). В результате дело вернули на доследование. В конце 2015-го его передали в первый отдел по расследованию особо важных дел регионального СУ СКР. Правоохранители уже собирались отдавать дело в суд повторно, но препятствия неожиданно возникли со стороны прокуратуры. Она утвердила обвинительное заключение, но не о превышении должностных полномочий, а по гораздо более легкой статье - "Побои" (ст. 116 УК РФ).

Начальники против девяти подчиненных

- Основанием стали слова самих обвиняемых. Сначала они не сотрудничали со следствием, а потом дали показания. В них полицейские заявили, что действительно применили силу, но из-за личных неприязненных отношений, - рассказывает адвокат избитого Екатерина Никонова. - Хотя до этого девять свидетелей, находившихся тогда в актовом зале, говорили о рабочем конфликте.

- В Уголовном кодексе есть четкое определение личной неприязни, и она не может возникнуть на службе по рабочим моментам, - возмущается Тимур Боймуродов. - Я понимаю, если бы мы поехали в лес на шашлыки, напились там и подрались. Но здесь претензии ко мне возникли именно из-за службы.

Интересно, что показания девяти свидетелей в деле почти одинаковы. Все они говорят о том, что никаких личных отношений между спорящими не было.

- Претензии возникли, потому что Боймуродов не отработал адреса по операции "резиновые квартиры", а также не отвечал на сотовый телефон. Каких-либо личных конфликтов между ним и начальниками, насколько я знаю, не было, - отвечает один из коллег избитого участкового на вопрос следователя.

Однако силовики почему-то поверили не девяти свидетелям потасовки, а словам полицейских начальников. В результате из-за изменений в Уголовном кодексе 2 сентября 2016-го дело прекратили: теперь побои декриминализировали. То есть уголовную ответственность за них заменили административной. Интересно, что прокуратура вынесла заключение о том, что закрытие дела абсолютно законно.

Тимур Боймуродов вместе с адвокатом подал жалобу на закрытие дела. Однако Ленинский райсуд оставил постановление следователей в силе, а жалобу без удовлетворения.

Работа за 280 километров

- Мои начальники все это время продолжали работать в отделе, просто на время следствия их отстранили от руководства участковыми, - рассказывает Тимур Боймуродов. - Со 2 сентября они вернулись к своим обязанностям. Я не понимаю, почему они вообще имеют право работать. Даже если закрыли дело о "превышении должностных полномочий", то все равно остаются претензии по побоям. Почему в районе области замначальника отдела увольняют за то, что он помочился в клумбу, а здесь люди после избиения продолжают работать?

После того инцидента самого Тимура вынудили уйти из органов внутренних дел. Молодой человек работал там с 2007 года. В 2011 году у него обнаружили заболевание, военно-врачебная комиссия вынесла ему четвертую группу предназначения. С ней можно было работать, например, в штабе. Но после уголовного дела неожиданно выяснилось, что для парня есть только две вакансии - за 280 километров от дома. Тимур не захотел переезжать и уволился.

- Я очень прикипел к этой работе за семь лет. Она очень интересная. Но сейчас я прекрасно понимаю, что меня никто больше не восстановит. Но я собираюсь идти до конца и добиваться справедливости и для себя, и для коллег, - рассказывает Тимур.

Как это было

Напомним, 16 апреля 2014 года примерно в 9.20 в актовом зале одного из отделов проходило совещание. Непосредственные начальники участкового Тимура Боймуродова стали обвинять его в том, что около семи часов утра он не отвечал на телефонные звонки. Руководители звонили ему, чтобы он принял участие в оперативно-профилактических мероприятиях. Участковому предложили написать объяснительную записку о причинах такого поведения. На это молодой человек ответил, что был в душе, поэтому не слышал телефон, и отказался что-либо писать. (Кстати, его адвокат говорит, что с точки зрения закона он поступил абсолютно правильно. Если у руководства есть претензии к подчиненному, надо назначать служебную проверку). Во время спора участковый держал в руках мобильник. Начальникам показалось, что подчиненный записывает конфликт на видео. Вдвоем они начали хватать полицейского за форму, отобрали у него телефон и избили прямо на совещании. Все это записала камера видеонаблюдения, ролик попал в СМИ. В результате Тимур получил закрытую черепно-мозговую травму и ссадины на шее и руках.

"Куда мы денем факт избиения?"

Юрист и правозащитник Роман Хабаров знаком с этой ситуацией, так как сам раньше работал в полиции и у него осталось там много знакомых. Он был очень удивлен, когда начальников участковых вернули на работу в тот же самый отдел.

- Неужели ни у одного руководителя не возникла мысль, что это неправильно и создаст узел напряжения в отделе? Люди 2,5 года ходили под следствием, а теперь вернулись к службе. Я считаю, что надо было перевести в другой отдел или их, или всех свидетелей, дававших показания по делу, - говорит Роман Хабаров. - Если суд все же признает полицейских виновными, официально это даст основания для их увольнения. Но ведь есть же еще дисциплинарный устав органов внутренних дел. И по нему не надо ждать завершения расследования, чтобы уволить человека в таком случае. Пусть в деле даже сказано, что они избили подчиненного по личным, а не служебным мотивам. Пусть сейчас эта статья декриминализована. Но куда мы денем сам факт избиения?