Премия Рунета-2020
Воронеж
+7°
Boom metrics
Интересное5 мая 2016 9:01

Плавили, знаем!

Корреспонденты "Комсомолки" побывали на воронежском заводе, где отливают гигантские колокола
Сувенирная продукция завода

Сувенирная продукция завода

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

Пасхальную неделю еще называют звонильной, потому что только в эти дни двери всех храмов открыты для желающих позвонить в колокола. Кстати о колоколах: у нас в Воронеже находится уникальный завод, где умеют отливать (и регулярно это делают) и 100-тонных гигантов, и их уменьшенные копии росточком не более десяти сантиметров. Наверное, самый запоминающийся факт "биографии" завода имени Анисимова - изготовление колоколов для Гарвардского университета, но обо всем по порядку.

Сегодня мы хотим показать вам, как из огня, словно феникс, будет рождаться двухтонный колокол для храма в Россоши.

Сплав хорошенько перемешивают в процессе приготовления

Сплав хорошенько перемешивают в процессе приготовления

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

На фото рабочий в огнеупорном костюме перемешивает металл в специальной печи цилиндрической формы. Температура там - 1300 градусов! Здесь плавятся медь и олово в соотношении 4:1. Собственно, этот сплав называется колокольной бронзой, и только из него издавна на Руси делали колокола. Почему? Да просто опытным путем было установлено, что если, например, добавишь чуть больше олова - "голос" у изделия выйдет более высоким, даже визгливым и - продолжительным. В таком звучании нет глубины, нет тех самых низких вибраций, которые, проникая в наше тело, наполняют его особым чувством. Из-за слишком долгого звука колокола не могут играть в ансамбле: их голоса "сталкиваются" друг с другом, накладываются один на другой, и выходит какофония.

.

.

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

Из отверстия в печи, откуда впоследствии польется жидкая бронза, вырывается пламя - это горят в процессе плавки олово и медь. Возможно, некоторые спросят, почему бы заводу не закупать готовую бронзу, а не выполнять лишнюю работу по ее приготовлению. Это, опять же, влияет на звук. При вторичной плавке металл получается зернистой структуры, а это мешает распространению звуковых колебаний.

.

.

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

Вот и настал момент, ради которого мы, наверное, и пришли сюда. Сейчас по бетонному желобу в предварительно разогретую ступу потечет светящаяся изнутри золотая река.

Пожалуй, никакое мастерство фотографа не передаст, насколько красиво это выглядит

Пожалуй, никакое мастерство фотографа не передаст, насколько красиво это выглядит

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

Цилиндрическая печь наклоняется, и из отверстия, фонтанируя искрами, как бенгальский огонь, в течение минут пяти льется сияющий металл. На расстоянии четырех-пяти метров от печки становится заметно жарко.

Искры сыпались к ногам рабочих и гасли

Искры сыпались к ногам рабочих и гасли

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

.

.

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

Струйка начинает иссякать. Все, что мы увидели, похоже на маленькое извержение вулкана.

.

.

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

На этом фото довольно хорошо видна вся литейная яма и приготовленная в ее дальнем углу форма, куда будут заливать бронзу и где она будет остывать несколько дней, превращаясь в колокол.

.

.

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

Из бронзы выгребают образовавшийся шлак - побочный продукт плавки, неметеаллические примеси, всплывающие на поверхность. Они представляют собой оксиды. Например, кальция или железа.

.

.

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

Сплав все еще искрит, как фейерверк

Сплав все еще искрит, как фейерверк

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

Металл льется в форму из огнеупорной керамики. Форма эта создает лицевую часть колокола с надписями и барельефами. Ее надевают на стержень из той же керамики, который определяет внутреннюю часть изделия. И бронзу заливают в получившийся зазор между ними. Вся конструкция скрыта от глаз еще и металлическим панцирем - так называемым "пирогом".

Да гори оно все... зеленым пламенем!

Да гори оно все... зеленым пламенем!

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

Пламя зеленого цвета говорит о наличии большого количества меди.

Расплавленный металл продолжает гореть

Расплавленный металл продолжает гореть

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

.

.

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

"Бульк-бульк-бульк-бульк!" - форма уже почти полна.

.

.

Фото: Леся КОРЖИНСКАЯ

Мы понаблюдали за тем, чем занимается в своей мастерской художник. Говорят, чтобы работать здесь, не обязательно брать благословение и соблюдать строгие правила, как, скажем, иконописцам.

Художник крепит на гипсовую болванку восковые барельефы. Потом при помощи этой заготовки сделают форму из огнеупорной керамики

Художник крепит на гипсовую болванку восковые барельефы. Потом при помощи этой заготовки сделают форму из огнеупорной керамики

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

А вот как делают керамическую штуковину, при помощи которой отливают колокол и по форме которой застывает объемный узор на его поверхности. Парадокс, но чтобы изготовить эту заготовку для колокола, нужно сначала сделать заготовку для заготовки. Художник крепит на цилиндр из воска (это вы и видите на фотографии), точно повторяющий все изгибы и габариты будущего великана, элементы оформления - тоже из воска. Получившуюся восковую болванку накрывают металлическим колпаком и заливают в оставшееся между ними пространство смесь. Уже через полчаса смесь застывает и превращается в огнеупорную керамику.

Здесь царит вот такой творческий беспорядок, пахнет деревом и пчелиным воском

Здесь царит вот такой творческий беспорядок, пахнет деревом и пчелиным воском

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

Мастерская художников

Материал с сайта завода Анисимова

Материал с сайта завода Анисимова

Но начинается работа над заказом с главного - с подбора звучания. Тон и тембр зависят от массы, формы, толщины стенок. К примеру, чем они тоньше - тем, как ни странно, ниже и протяжнее извлекаемый звук. Мастер рассчитывает профиль колокола, подгоняя его под сложившиеся исторически пропорции.

На картинке выше объясняется, как различаются по форме колокола в русской, французской и немецкой традиции.

Тут хранятся изделия до отправки заказчикам. Некоторые колокола оставили здесь просто на память, они никому не будут проданы. В будущем руководства завода хочет открыть на его территории музей

Тут хранятся изделия до отправки заказчикам. Некоторые колокола оставили здесь просто на память, они никому не будут проданы. В будущем руководства завода хочет открыть на его территории музей

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

Менее габаритные изделия на складе завода. Месяца три назад тут изготовили колокол для трапезной самого патриарха. Его Святейшеству не понравился звук старого колокола, и он заказал новый на воронежском заводе. Вручал его патриарху основатель предприятия Валерий Анисимов. Кстати, самый внушительный по размерам "персонаж" на этом фото, который вы можете видеть на заднем плане, снимался в кино. И сделан он по заказу Мосфильма не из металла, а из гипса. А внешне и не отличишь, правда?

Еще на этом снимке вы можете видеть памятник Вайцеховскому. За историю своего существования завод трижды изготавливал памятники.

21 мая Владимиру Колокольцеву исполнится 55

21 мая Владимиру Колокольцеву исполнится 55

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

А этот колокол скоро вручат министру внутренних дел Владимиру Колокольцеву (символично, правда?) в честь дня его рождения.

Вывеска при входе на территорию завода

Вывеска при входе на территорию завода

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

Чем же знаменит Воронежский завод? Здесь, например, отливали 35-тонного исполина для Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде и 14-тонного - для звонницы в Гарварде. Дело в том, что в 2007 году из США решили вернуть на родину в Свято-Данилов монастырь 18 колоколов весом от 14 тонн до 10 килограммов. В 30-е годы монастырь закрыли советские власти, а колокола решили переплавить. Но сотрудник Гарвардского университета Томас Виттемор захотел спасти их как историческую ценность, и организовал колоколам "поездку за океан". Долгие годы они венчали башню на здании студенческого общежития. Но почти десять лет назад их обменяли на точные копии, которые как раз изготовили в Воронеже.

На карте отмечены города, куда завод имени Анисимова отправлял свои колокола

На карте отмечены города, куда завод имени Анисимова отправлял свои колокола

Оказывается, продукцию этого завода можно встретить не только в российских храмах и на территории СНГ, но и в Польше, Канаде, Японии, Греции, Финляндии, Корее, США, Англии, Черногории, Сербии. Как доказательство - карта объектов  с сайта предприятия.