Сувенирная продукция завода
Фото: Кристина БРАЖНИКОВА
Пасхальную неделю еще называют звонильной, потому что только в эти дни двери всех храмов открыты для желающих позвонить в колокола. Кстати о колоколах: у нас в Воронеже находится уникальный завод, где умеют отливать (и регулярно это делают) и 100-тонных гигантов, и их уменьшенные копии росточком не более десяти сантиметров. Наверное, самый запоминающийся факт "биографии" завода имени Анисимова - изготовление колоколов для Гарвардского университета, но обо всем по порядку.
Сегодня мы хотим показать вам, как из огня, словно феникс, будет рождаться двухтонный колокол для храма в Россоши.
Сплав хорошенько перемешивают в процессе приготовления
Фото: Кристина БРАЖНИКОВА
На фото рабочий в огнеупорном костюме перемешивает металл в специальной печи цилиндрической формы. Температура там - 1300 градусов! Здесь плавятся медь и олово в соотношении 4:1. Собственно, этот сплав называется колокольной бронзой, и только из него издавна на Руси делали колокола. Почему? Да просто опытным путем было установлено, что если, например, добавишь чуть больше олова - "голос" у изделия выйдет более высоким, даже визгливым и - продолжительным. В таком звучании нет глубины, нет тех самых низких вибраций, которые, проникая в наше тело, наполняют его особым чувством. Из-за слишком долгого звука колокола не могут играть в ансамбле: их голоса "сталкиваются" друг с другом, накладываются один на другой, и выходит какофония.
.
Фото: Кристина БРАЖНИКОВА
Из отверстия в печи, откуда впоследствии польется жидкая бронза, вырывается пламя - это горят в процессе плавки олово и медь. Возможно, некоторые спросят, почему бы заводу не закупать готовую бронзу, а не выполнять лишнюю работу по ее приготовлению. Это, опять же, влияет на звук. При вторичной плавке металл получается зернистой структуры, а это мешает распространению звуковых колебаний.
.
Фото: Кристина БРАЖНИКОВА
Вот и настал момент, ради которого мы, наверное, и пришли сюда. Сейчас по бетонному желобу в предварительно разогретую ступу потечет светящаяся изнутри золотая река.
Пожалуй, никакое мастерство фотографа не передаст, насколько красиво это выглядит
Фото: Кристина БРАЖНИКОВА
Цилиндрическая печь наклоняется, и из отверстия, фонтанируя искрами, как бенгальский огонь, в течение минут пяти льется сияющий металл. На расстоянии четырех-пяти метров от печки становится заметно жарко.
Искры сыпались к ногам рабочих и гасли
Фото: Кристина БРАЖНИКОВА
.
Фото: Кристина БРАЖНИКОВА
Струйка начинает иссякать. Все, что мы увидели, похоже на маленькое извержение вулкана.
.
Фото: Кристина БРАЖНИКОВА
На этом фото довольно хорошо видна вся литейная яма и приготовленная в ее дальнем углу форма, куда будут заливать бронзу и где она будет остывать несколько дней, превращаясь в колокол.
.
Фото: Кристина БРАЖНИКОВА
Из бронзы выгребают образовавшийся шлак - побочный продукт плавки, неметеаллические примеси, всплывающие на поверхность. Они представляют собой оксиды. Например, кальция или железа.
.
Фото: Кристина БРАЖНИКОВА
Сплав все еще искрит, как фейерверк
Фото: Кристина БРАЖНИКОВА
Металл льется в форму из огнеупорной керамики. Форма эта создает лицевую часть колокола с надписями и барельефами. Ее надевают на стержень из той же керамики, который определяет внутреннюю часть изделия. И бронзу заливают в получившийся зазор между ними. Вся конструкция скрыта от глаз еще и металлическим панцирем - так называемым "пирогом".
Да гори оно все... зеленым пламенем!
Фото: Кристина БРАЖНИКОВА
Пламя зеленого цвета говорит о наличии большого количества меди.
Расплавленный металл продолжает гореть
Фото: Кристина БРАЖНИКОВА
.
Фото: Кристина БРАЖНИКОВА
"Бульк-бульк-бульк-бульк!" - форма уже почти полна.
.
Фото: Леся КОРЖИНСКАЯ
Мы понаблюдали за тем, чем занимается в своей мастерской художник. Говорят, чтобы работать здесь, не обязательно брать благословение и соблюдать строгие правила, как, скажем, иконописцам.
Художник крепит на гипсовую болванку восковые барельефы. Потом при помощи этой заготовки сделают форму из огнеупорной керамики
Фото: Кристина БРАЖНИКОВА
А вот как делают керамическую штуковину, при помощи которой отливают колокол и по форме которой застывает объемный узор на его поверхности. Парадокс, но чтобы изготовить эту заготовку для колокола, нужно сначала сделать заготовку для заготовки. Художник крепит на цилиндр из воска (это вы и видите на фотографии), точно повторяющий все изгибы и габариты будущего великана, элементы оформления - тоже из воска. Получившуюся восковую болванку накрывают металлическим колпаком и заливают в оставшееся между ними пространство смесь. Уже через полчаса смесь застывает и превращается в огнеупорную керамику.
Здесь царит вот такой творческий беспорядок, пахнет деревом и пчелиным воском
Фото: Кристина БРАЖНИКОВА
Мастерская художников
Материал с сайта завода Анисимова
Но начинается работа над заказом с главного - с подбора звучания. Тон и тембр зависят от массы, формы, толщины стенок. К примеру, чем они тоньше - тем, как ни странно, ниже и протяжнее извлекаемый звук. Мастер рассчитывает профиль колокола, подгоняя его под сложившиеся исторически пропорции.
На картинке выше объясняется, как различаются по форме колокола в русской, французской и немецкой традиции.
Тут хранятся изделия до отправки заказчикам. Некоторые колокола оставили здесь просто на память, они никому не будут проданы. В будущем руководства завода хочет открыть на его территории музей
Фото: Кристина БРАЖНИКОВА
Менее габаритные изделия на складе завода. Месяца три назад тут изготовили колокол для трапезной самого патриарха. Его Святейшеству не понравился звук старого колокола, и он заказал новый на воронежском заводе. Вручал его патриарху основатель предприятия Валерий Анисимов. Кстати, самый внушительный по размерам "персонаж" на этом фото, который вы можете видеть на заднем плане, снимался в кино. И сделан он по заказу Мосфильма не из металла, а из гипса. А внешне и не отличишь, правда?
Еще на этом снимке вы можете видеть памятник Вайцеховскому. За историю своего существования завод трижды изготавливал памятники.
21 мая Владимиру Колокольцеву исполнится 55
Фото: Кристина БРАЖНИКОВА
А этот колокол скоро вручат министру внутренних дел Владимиру Колокольцеву (символично, правда?) в честь дня его рождения.
Вывеска при входе на территорию завода
Фото: Кристина БРАЖНИКОВА
Чем же знаменит Воронежский завод? Здесь, например, отливали 35-тонного исполина для Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде и 14-тонного - для звонницы в Гарварде. Дело в том, что в 2007 году из США решили вернуть на родину в Свято-Данилов монастырь 18 колоколов весом от 14 тонн до 10 килограммов. В 30-е годы монастырь закрыли советские власти, а колокола решили переплавить. Но сотрудник Гарвардского университета Томас Виттемор захотел спасти их как историческую ценность, и организовал колоколам "поездку за океан". Долгие годы они венчали башню на здании студенческого общежития. Но почти десять лет назад их обменяли на точные копии, которые как раз изготовили в Воронеже.
На карте отмечены города, куда завод имени Анисимова отправлял свои колокола
Оказывается, продукцию этого завода можно встретить не только в российских храмах и на территории СНГ, но и в Польше, Канаде, Японии, Греции, Финляндии, Корее, США, Англии, Черногории, Сербии. Как доказательство - карта объектов с сайта предприятия.