Звезды8 апреля 2016 8:00

Выставки VI Платоновфеста: поставангардисты из Пушкинского музея, Эйзенштейн и видео-инсталляции совриска

Форум искусств объявил воронежцам

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

7 апреля худрук Платоновского фестиваля Михаил Бычков рассказал, какие экспозиции покажет воронежцам шестой фестиваль искусств, который пройдет со 2 по 14 июня.

- В визуальной программе мы выдерживаем два направления - творчество платоновской эпохи и современное искусство, созвучное платоновским времени и стилю, - сообщил "Комсомолке" Михаил Владимирович. - Главным событием фестиваля станет выставка нон-конформистов из Пушкинского музея. Еще зрителей ждет интересный проект известного художника Владимира Дубосарского, выставка Бахрушинского музея о театре Таирова, кино-фото-реконструкция незавершенного фильма Эйзенштейна. А также впервые наш фестиваль представит видео-инсталляции.

НОН-КОНФОРМИСТЫ 50-Х

Со 2 июня по 31 июля в музее имени Крамского

Сотрудничество с Русским музеем в этом году у Платоновского фестиваля не срослось: работы Малевича и его сподвижников не приедут в Воронеж. Но замену петровскому авангарду фестиваль искусств придумал достойную. В этом году большую выставку живописи и графики впервые привезет на "гастроли" в Воронеж Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина.

- Вниманию зрителей Платоновского фестиваля будет представлена выставка «Живу и вижу», в которую войдут произведения художников-нонконформистов из коллекции поэта и художественного критика, одного из лидеров Второго русского авангарда Всеволода Некрасова. Это около 100 произведений живописи, графики и фотографии художников Лианозовской группы, ставшей одним из самых значительных очагов русского «неофициального искусства» периода «оттепели»: Евгения Кропивницкого, Ольги Потаповой, Лидии Мастерковой, Оскара Рабина, Владимира Немухина, Олега Васильева, Эрика Булатова, Франциско Инфанте и других.

«КОГДА Я ВЫРАСТУ»

С 4 июня по 10 июля на 3-м этаже музея имени Крамского

Это персональная выставка Владимира Дубосарского, известного художника, патриарха совриска, чьи работы находятся в собраниях знаменитых музеев и продаются за огромные деньги на престижных аукционах современного искусства.

Название выставке дала серия работ, основанных на иллюстрациях советского художника Владимира Конашевича, одна из которых и называется «Когда я вырасту». Владимир Дубосарский «оживляет» эти черно-белые рисунки цветом и делает из своей детской книжки экскурс в историю.

В экспозиции собраны как ранние работы художника (конца 80-х), так и новые (2013-2015 годов). Выставка созвучна творчеству Андрея Платонова – особенно ранние работы, выполненные на закате Советского Союза - в этаком «суровом» стиле, напоминающем платоновский колорит.

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

ТЕАТР ТАИРОВА И КООНЕН

Со 2 по 30 июня в выставочном зале на Кирова, 8, вход свободный

Постоянный партнер Платоновского фестиваля театральный музее имени Бахрушина в этот раз привезет воронежцам "прошлое" Московского Камерного театра. Театра, признанного за рубежом ярчайшим явлением XX века. Театра, которым восхищались Бернард Шоу, Бертольд Брехт и Юджин О’Нил. Имя его основателя и главного режиссера Александра Таирова – стоит в одном ряду с именами Станиславского, Мейерхольда и Вахтангова. Реформатор сцены стремился к созданию «синтетического театра», воспитанию актеров виртуозного драматического мастерства, музыкальных и владеющих пантомимой.

Выставка представит более 70 подлинных предметов из коллекции Бахрушинского музея – макеты декораций, куклы, реконструкции костюмов, а также эскизы сценографии и костюмов. В том числе работы к знаковым спектаклям Камерного – «Сакунтала» (1914), «Саломея» (1917), «Федра» (1922), «Оптимистическая трагедия» (1933), «Мадам Бовари» (1940), к спектаклю, повлекшему трагические последствия для Камерного театра, опере-фарсу на музыку Бородина «Богатыри» (1936). В главной роли в этих постановках блистала главная артистка Камерного – муза и жена Таирова Алиса Коонен.

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

НЕЗАВЕРШЕННЫЙ ЭЙЗЕНШТЕЙН

Со 2 по 14 июня в арт-центре «Коммуна», вход свободный

Это стендовая реконструкция незаконченного фильма великого режиссера «Да здравствует Мексика!», созданная специально для Платоновского фестиваля историком кино Наумом Клейманом. Она включает 300 кадров картины (1930-1932 годов), 40 фотографий рабочих моментов фильма, 40 напечатанных копий мексиканских рисунков Сергея Эйзенштейна и 16 «сопровождающих кадры» рисунков.

История фильма такова: в 1929 году режиссер Сергей Эйзенштейн, оператор Эдуард Тиссэ и режиссер Григорий Александров отправилась в Мексику на съемки фильма. Однако в самом разгаре процесса Иосиф Сталин отозвал группу, а весь отснятый материал остался в Америке, поскольку права на него принадлежали кинокомпании.

Пленка попала в Советский Союз почти полвека спустя, когда Эйзенштейна и Тиссэ уже не было в живых. В 1979 году Григорий Александров завершил фильм «Да здравствует Мексика!», восстановив ход съемок и предполагаемый авторский монтаж по написанному в 30-х годах либретто. Существует и вторая версия фильма – «Сергей Эйзенштейн. Мексиканская фантазия», созданная в 1998 году сценаристом, режиссером и историком кино Олегом Коваловым.

Обе версии, а также ретроспектива фильмов Эйзенштейна, документальный фильм о нем «Дом мастера» и картины других режиссеров эпохи раннего звукового кино будут также показаны в арт-центре «Коммуна».

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

ПРАКТИКИ ВЗРОСЛЕНИЯ

Со 2 по 14 июня в арт-центре «Коммуна», вход свободный

Известный художник, лауреат театральной премии имени Станиславского, многократный лауреат премии «Золотая маска» Александр Шишкин-Хокусай представит масштабную инсталляцию «Практики взросления» - множество фигур, сделанных из фанеры и расписанных вручную. Впервые автор показал ее на выставке «Вспомни завтра» в Музее стрит-арта в Санкт-Петербурге в 2015 году. В зависимости от специфики здания и освещения он каждый раз адаптирует инсталляцию под новую площадку. Сюжет арт-объекта показывает ритуальность передачи знаний: урок как месса.

Александр Шишкин – постоянный соавтор режиссеров Андрея Могучего и Юрия Бутусова. Работал в Александринском театре, БДТ имени Товстоногова, Театре имени Ленсовета, МХТ имени Чехова, РАМТе, «Сатириконе» и других театрах. На Платоновском фестивале будет показан спектакль Андрея Могучего «Пьяные», который оформлял Александр Шишкин.

Хокусай - псевдоним художника, которым он пользуется в своей нетеатральной деятельности. Он занимается живописью, создает инсталляции и перфомансы, в которых, как и в театре, он причудливым образом заселяет любое пространство. Номинировался на премию Кандинского. Его выставки проходили в России, Ирландии, Франции, Финляндии и других странах.

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

INVERSO MUNDUS / ПЕРЕВЕРНУТЫЙ МИР

Со 2 по 14 июня в арт-центре «Коммуна»

Видео-инсталляция арт-группы AES+F – это обращение художников Татьяны Арзамасовой, Льва Евзовичп, Евгения Святского и Владимира Фридкеса к абсурдной идее «мира наизнанку» (Inverso Mundus - «перевернутый мир» в переводе с латыни), популярной в период позднего Средневековья и эпохи Возрождения. К этой теме в свое время обращались и великие художники: мотивы «перевернутого мира» можно проследить в работах Иеронима Босха, Питера Брейгеля-старшего и Франсиско Гойи.

В интерпретации AES+F абсурдные сюжеты ушедших эпох разворачиваются в современной обыденности, история повторяется: мир снова трансформируется, а устоявшиеся ценности подвергаются сомнению. Художники AES+F используют в своих работах фотографию, видео и новые технологии, но также постоянно обращаются и к традиционным техникам – живописи и скульптуре.

Первый показ видео-инсталляции Inverso Mundus состоялся в рамках параллельной программы 56-й Венецианской биеннале в мае 2015 года. Российская премьера проекта прошла в рамках специальной программы 6-й Московской биеннале современного искусства.

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ