Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Политика3 апреля 2016 16:55

Последние слова «русского Рэмбо»: Командир, я окружен, запрашиваю атаку с воздуха на себя

Блогеры опубликовали «расшифровку радиообмена» спецназовца, погибшего под Пальмирой. «КП» разобралась в ее подлинности
В соцсетях появился "текст расшифровки последних слов российского спецназовца Александра Прохоренко"

В соцсетях появился "текст расшифровки последних слов российского спецназовца Александра Прохоренко"

Фото: REUTERS

История о том, как отважный российский спецназовец, заброшенный под Пальмиру с одиночным заданием по выявлению координат боевиков ИГ (запрещенная в РФ группировка. - ред.), героически погиб, - оказавшись в окружении террористов, он вызывал огонь на себя, - не может не взволновать. О подвиге заговорили не только в России, но и за рубежом. На западе его даже назвали «русский Рэмбо». Хотя реальный подвиг российского офицера с киношными выдумками американского супермена не имеет ничего общего. Обложки журналов и газет с фотографиями 25-летнего офицера Александра Прохоренко вышли во многих странах. Геройский поступок офицера подтвердили на российской базе "Хмеймим" в Сирии:

- Военнослужащий в течении недели выявлял важнейшие объекты ИГ и выдавал точные координаты для нанесения ударов, - сообщили прессе военные. - Когда его окружили террористы, он принял бой и вызвал авиаудар на себя.

И вот в соцсетях появился "текст расшифровки последних слов российского спецназовца Александра Прохоренко". Причем, первоначально он начал хождение по западным интернет-ресурсам, а затем его принялись распространять и российские блогеры. Мы приводим этот текст без изменений:

Офицер: Командир, я в ловушке, я в ловушке снова.

Командир: Пожалуйста, повторите и подтвердите.

Офицер: Они видели меня. Здесь вокруг перестрелка, я застрял. Я требую немедленной эвакуации.

Командир: Запрашиваю эвакуацию.

Офицер: Пожалуйста, поторопитесь, у меня осталось мало патронов. Они лезут отовсюду, я не продержусь долго, пожалуйста, поторопитесь.

Командир: Подтверждена эвакуация. Удерживайте их, продолжайте вести ответный огонь. Перейдите в безопасное место, поддержка с воздуха уже в пути. Дайте вашу контактную информацию.

Офицер: <дает координаты>.

Командир: <повторил координаты>. Подтвердить.

Офицер: Подтверждена. Пожалуйста, поторопитесь, у меня осталось мало боеприпасов. Они окружают меня, гады.

Командир: Двенадцать минут до эвакуации, вернитесь в укрытие. Повторяю, вернуться в укрытие.

Офицер: Они близко. Я окружен. Может быть, уже поздно. Передайте моей семье, что я люблю их.

Командир: Вернитесь к зеленой линии, держите огонь, помощь в пути. Ждите поддержки с воздуха.

Офицер: Не могу, я окружен, здесь очень много этих ублюдков.

Командир: Через десять минут, возвращайтесь к зеленой линии.

Офицер: Я не могу. Они окружили меня, они уже близко. Пожалуйста, поторопитесь.

Командир: Перейти к зеленой линии, снова перейти к зеленой линии.

Офицер: Они здесь. Запрашиваю атаку с воздуха. Пожалуйста. Спешите, это конец. Передайте моей семье - я люблю их и умираю, сражаясь за свою Родину.

Командир: Ответ отрицательный, возвращайтесь к зеленой линии.

Офицер: Я не могу. Командир, я окружен. Они здесь. Я не хочу, чтобы они взяли меня и утащили в плен. Запрашиваю атаку с воздуха. Они будут издеваться надо мной и над униформой (России – прим.ред.). Я хочу умереть с достоинством, хочу, чтобы все эти ублюдки погибли вместе со мной. Пожалуйста, исполните мою последнюю волю – запросите атаку с воздуха. В любом случае, они убьют меня.

Командир: Пожалуйста, подтвердите свой запрос.

Офицер: Они здесь. Это конец, товарищ командир, спасибо. Расскажите моей семье и моей стране, которую я люблю. Скажите им, что я был храбр и я сражался, но я не смогу больше ничего сделать. Пожалуйста, позаботьтесь о моей семье, отомстите за мою смерть. Товарищ командир, прощайте. Скажите моей семье – я очень люблю их.

Командир: <нет ответа, следует приказ об авиаударе>

Александр Прохоренко героически погиб, вызвав удар на себя

Александр Прохоренко героически погиб, вызвав удар на себя

Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети

Для начала мы обратились в Минобороны РФ с просьбой подтвердить или опровергнуть подлинность «последних переговоров» «русского Рэмбо». Там от этой расшифровки открестились. Но попросили обратить внимание на источник, откуда она появилась. Им оказался британский сайт для обмена видеофайлами LiveLeak. Именно через него в 2007 году распространили известные кадры казни Саддама Хусейна, а после - скандальные кадры с отрубанием голов террористами в Сирии. Еще этот сайт известен, как стартовая площадка для различных «фейков» (ложных вбросов).

Несмотря на то, что на британском сайте радиобмен «русского Рэмбо» был представлен лишь текстом, многие блогеры приняли его за подлинный, не удосужившись задаться вопросом: а где же звуковая запись? Кто-то перевел его на французский, с него уже сделали перевод на русский. В это время исходник с сайта LiveLeak уже бесследно исчез.

Тем временем некоторые дотошливые блогеры подметили, что даже после перевода с английского на французский и русский языки офицер повторяет в радиоперехвате "спасибо", называет террористов "ублюдками", а командир ему вместо "никак нет" говорит по-американски "ответ отрицательный" и предлагает вернуться на какую-то "зеленую линию", которую авторы текста могли заимствовать из голливудских блокбастеров или компьютерных игр.

Корреспондент "Комсомолки" попросил войскового разведчика Вячеслава Агапова, которому приходилось бывать в похожих спецоперациях Чечне, оценить подлинность «радиообмена русского Рэмбо»:

- Нет там времени на "спасибо". В бою каждое слово имеет свою цену, - сказал мне разведчик. - Должны быть позывные, какие-то координаты. Огонь на себя всегда и во все времена вызывали так, чтобы выйти из окружения, пойти в момент удара на прорыв, а не погибнуть. Для солдата это шанс выжить, а не самоубийство.

Однако комментаторы тут же вспомнили запись радиообмена бойцов, окруженных в 1995 году в Грозном блокпостов с управлением Майкопской бригады.

- Этот радиообмен был не в скоротечном бою, - пояснил Агапов. - Да и средства связи в 1995 году представляли из себя крупногабаритные радиостанции, с которыми особо не побегаешь.

О том, как мог действовать в бою Александр Прохоренко, "Комсомолке" рассказал действующий разведчик, который попросил не называть его имени:

Система связи называется "Комплекс разведки, управления и связи (КРУС) "Стрелец". Фото: Минобороны РФ

Система связи называется "Комплекс разведки, управления и связи (КРУС) "Стрелец". Фото: Минобороны РФ

- Какими системами связи пользуются сегодня наши спецназовцы в Сирии?

- Вы их видели в Крыму. Система связи называется "Комплекс разведки, управления и связи (КРУС) "Стрелец" и входит в современную экипировку "Ратник". Эта разведывательно-ударная система, позволяет подразделению общаться между собой во время боя, наводить авицию на цели и получать приказы от командиров.

- Что она из себе представляет?

- На разгрузочном жилете бойца закреплен коммуникатор, который передает координаты солдата с помощью систем GPS и ГЛОНАСС. Командир всегда видит на мониторе нахождение каждого бойца. На голове воина активные наушники и микрофон, которые позволяют общаться с сослуживцами во время боя.

- Разговоры могут услышать посторонние, записать?

- Конечно, нет, голос шифруется и передаются по защищенному каналу связи. Если такой сигнал перехватить, то можно будет слышать лишь треск.

- Как Прохоренко при помощи "Стрельца" мог наводить на террористов самолеты?

- С помощью лазерного дальномера несколько бойцов замеряют расстояние до цели (они могут находиться на расстоянии до 5 километров). Командир, зная, где его бойцы находятся, отмечает на своей электронной карте точку и сообщает координаты цели пилоту бомбардировщика. Тот мгновенно наносит удар. На все уходит 2-3 минуты. Именно потому эффективность нашего бомбометания в Сирии и удивляет западных специалистов.

Выходит, что история с «радиоперехватом русского Рэмбо», судя по всему, лишь красивая легенда, сочиненная кем-то (видимо, британцами) для собственного рейтинга. А теперь рейтинг на этом вбросе набирают уже наши блогеры.

Молчание сослуживцев Александра очевидно не случайно. Они не обязаны рассказывать все подробности той операции и обстоятельства его гибели. Пройдет какое-то время, шрамы этой войны затянутся, и тогда мы наверняка узнаем все подробности.

Подобными системами связи пользуются сегодня наши спецназовцы в Сирии. Фото: Минобороны РФ

Подобными системами связи пользуются сегодня наши спецназовцы в Сирии. Фото: Минобороны РФ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

У «Русского Рэмбо», погибшего в Сирии, дома осталась беременная жена

Корреспонденты «КП» выяснили, что «Русским Рэмбо» оказался парень из глубинки - 25-летний Александр Прохоренко. На мускулистого сурового киношного героя, с которым его сравнили зарубежные СМИ, Саша, правда, совсем не похож. Худощавый, улыбчивый. На страничках в соцсетях он с удовольствием делился фотографиями своей учебы в Военной академии противовоздушной обороны Вооруженных сил РФ в Смоленске. Ее Саша окончил с отличием. Везде он в форме, счастливый (подробности)