Наш колумнист пытается объяснить, почему экспозиция в Третьяковке вызвала небывалый ажиотаж
Фото: Михаил ФРОЛОВ
Я побывал на выставке еще в начале декабря. Очередь отсутствовала. Откуда же сегодняшние километровые вереницы людей на пороге Третьяковки? Вот мои ощущения.
Серов — великий портретист. Скрупулезная прорисовка глаз, морщин и светотеней на коже — того, что удивительно передает не только черты лица, но и настроение человека: озорство, кокетство, усталость, тревогу. Остальное на портретах: одежда, интерьер, фон — написаны быстро и нервно, вплоть до вызывающей неаккуратности. Поэтому мы и стоим перед работами Серова, прикованные одним лишь взглядом, смотрящим с полотна спустя столетие.
Я посетил десятки художественных музеев России. Везде одна и та же картина. Экспозиции выстроены в хронологическом порядке истории русского искусства. Полотна Серова идут сразу за блистательными шедеврами золотого века передвижников. И от этого теряются, тускнеют в восприятии пресыщенного взгляда посетителя. Может, оттого, несмотря на мою любовь к русской живописи, на экспозицию Серова поначалу не тянуло. Другое дело — юбилейная выставка Левитана несколько лет назад в этих же залах или блестящее собрание офортов Шишкина, на которое удалось случайно летом попасть в Тамбове.
Но вот я оказался на юбилейной выставке Серова, среди полотен, свезенных с десятков музеев и собраний. И за пару часов как будто прожил целую жизнь. Тут видна эволюция творчества Серова от ранних пастельных работ на картоне к портретам маслом великих современников. И можно проследить рождение отдельных произведений из десятков набросков. Виден сложный труд художника, который ищет не столько фотографическую точность, сколько нужное настроение в потрете. Экспрессия и буйство красок раннего Серова против скупой палитры и простой формы в работах зрелого мастера. Вот два царя: отец, могучий как медведь, при котором страна была на пике могущества, и сын, усталый и приземистый, при котором империя рухнула. И не только «Девочка с персиками», но и вот эта возможность погрузиться в другую эпоху оставили от выставки мощное впечатление.
Были мысли еще раз посетить собрание Серова. И, видимо, не у меня одного. Многие из тех, кто стоит в очереди, не дурачки, как их стебут в сети, а сознательно идут на Серова не в первый раз.
Такого Серова нет на выставке!
Фото: Сергей АНДРЕЕВ
Бонус-фото к заметке: Такого Серова нет на выставке! Сфотографировал в Тульском художественном музее осенью. «Феб лучезарный», Бог Солнечного света со спутницами: Утренней и Вечерней зорями. Будучи еще молодым, Серов расписал этот огромный плафон для одной из усадеб.
ЕЩЕ МНЕНИЕ
Письмо жителя Сибири, приехавшего в Москву на выставку Валентина Серова
Наш колумнист, стоя в очереди возле Третьяковской галереи, случайно нашел чей-то выпавший конверт
«Здравствуй, Валя!
Ради бога, не ругайся на меня!.. Потерпи еще немного... Подожди еще два дня. Я же Валя не в трактире! Трезв как стеклышко, не пью. Вот, приехал из Сибири и четвертый день стою (подробности)