Премия Рунета-2020
Воронеж
+12°
Boom metrics
Авто29 ноября 2015 21:40

По Воронежу катается автомобиль, который прыгал с парашютом

Корреспонденты "КП" испытали, на что способен украинский вездеход

Фото: Павел ВАСИЛЬЕВ

- Мы подготовили для вас нечто особенное, темный лорд, - бормочет маленький орк, прыгая вокруг фигуры в длинном плаще. – Мы взяли металл у гномов Мории, лошадей у людей Рохана. Его создавали в самых мрачных чертогах Луцкого автомобильного завода…

- Это мне подходит, - коротко бросает черный маг.

Фото: Павел ВАСИЛЬЕВ

Мы делали фотографии этой машины, когда вокруг все зеленело. Листья успели пожелтеть и опасть, утром на стеклах стали появляться морозные узоры, а мы никак не могли найти нужные слова, чтоб рассказать об этом удивительном автомобиле.

Фото: Павел ВАСИЛЬЕВ

«Самоделка, притом недостроенная!» -  ляпнет человек, не знакомый с историей советского автопрома. Но перед нами серийный автомобиль, разработанный для военных - ТПК (транспортер переднего края) или ЛуАЗ-967. Его модификации выпускались с 1961 по 1989 год.

Тут действительно не хватает многих привычных элементов - дверей, крыши, салона как такового. Но каждая деталь строго подчинена определенным функциям. В этом есть своя красота – не эстетическая, а инженерная.

Фото: Павел ВАСИЛЬЕВ

Бодро тарахтит мотор, заглушая голос водителя. Шуршат кусты, которые мы задеваем. За спиной остается бензиновый шлейф.

- Вы понимаете разницу между внедорожником и вездеходом? - громко спрашивает Павел, лавируя между деревьями. Не услышав от нас ответа, он спокойно переезжает огромное бревно, которое лежит поперек дороги.

Проходимость у этого автомобиля феноменальная. Он взбирается на склоны, по которым и пешком трудно подняться, не боится застрять в песке и вдобавок умеет плавать (за счет вращения колес). Чтобы наш вездеход не ушел ко дну, тут есть водооткачивающий насос.

Фото: Станислав ШЕВЧЕНКО

ТПК создавали, чтобы подвозить боеприпасы и эвакуировать раненых. Лебедка на носу присутствует вовсе не затем, чтобы доставать машину из грязи. К тросу, длина которого 100 метров, подцепляются носилки с раненым и подтягиваются к автомобилю.

Фото: Станислав ШЕВЧЕНКО

Место водителя находится посередине. Сиденья по бокам складываются, появляется возможность разместить сразу двое носилок.

Фото: Павел ВАСИЛЬЕВ

Но и это еще не все удивительные трансформации. Рулевую колонку можно сдвинуть вниз, и тогда водитель сможет управлять транспортером практически лежа. Если откинуть борта, снять каркас для тента и опустить вниз лобовое стекло, то автомобиль останется незамеченным и в поле, и в лесу, и в камышах.

Фото: Павел ВАСИЛЬЕВ

Под капотом автомобиля есть маленькая емкость с «допингом» - жидкостью «Арктика». Ее быстровоспламеняющийся состав помогает завести двигатель при сильном морозе.

Фото: Павел ВАСИЛЬЕВ

Воронежскому инженеру Павлу Гладневу 967-й достался не случайно. Это была мечта детства. Нынешний владелец ТПК наблюдал машину в советских фантастических фильмах и восхищался ее необычным видом. К слову, ЛуАЗы подрабатывают актерами и в нашу эпоху.  Большинство автомобилей далекой планеты в фильме «Обитаемый остров» Федора Бондарчука – «загримированные» ТПК.

Фото: Станислав ШЕВЧЕНКО

Прошлый владелец не очень-то щадил автомобиль. Он до отказа нагружал транспортер мешками с цементом и другими стройматериалами. Когда потребность в подобной работе отпала, хозяин бросил труженика гнить во дворе своего дома. Павел случайно заметил ЛуАЗ во время прогулки, постучался в дверь, познакомился с хозяином и кое-как уговорил его продать редкую машину.

Фото: Павел ВАСИЛЬЕВ

Оказывается, до того, как уйти в руки гражданских лиц, ЛуАЗ успел послужить в армии.

- У меня получилось отыскать архивные документы, где сообщалось, что конкретно у моего ТПК есть как минимум одно десантирование. Эта машина прыгала с парашютом! – радостно сообщает Павел.

Фото: Станислав ШЕВЧЕНКО

Наверное, столько же эмоций у окружающих вызывает появление на дороге упряжки Деда Мороза. Мы завернули на заправку и решительно парализовали ее работу. Все, от кассиров до посетителей, забросили свои дела и вытаращились на нас. Заправщик, который стоял у какой-то «Лады», чуть не пролил бензин мимо бака.

Фото: "Типичный Воронеж".

Удивительно, но Павел использует ЛуАЗ как машину на каждый день. Он выезжает на ней даже зимой, надев куртку потеплее. А потому в воронежских сообществах в социальных сетях регулярно появляются фотографии ТПК с подписями в духе «Что это было?».